С доктором Владиславом Дучкой, археологом и профессором гуманистической Академии в Пултуске, беседует Юстина Хофман-Вишневская.

- Рабство — очень неприятная форма зависимости человека от человека...

- Определенно неприятно. И очень старая. Институт рабства существовал среди людей с древнейших времен и, как мы знаем – существует, уже неофициально и только кое – где-до сегодняшнего дня. Человек всегда был волком, но не только: он был еще и товаром.

Таким товаром начали торговать, как только люди начали организовываться во что-то более сложное, чем небольшая племенная группа. Во всех цивилизациях были рабы, и это редко считалось неестественным.

- А как же стать рабом?

- Вы свободны, пока находитесь в контексте семьи, рода, сообщества. Если внезапно появляются какие-то люди и разрушают этот контекст, все меняется, вы превращаетесь в товар. Вы один, вы становитесь товаром по тому же принципу, что и коза или литр меда. Разница была только в цене. Так оно и было.

- В западноевропейских и даже других языках, например, в арабском, славянин и раб — синонимы...

- верно.. У нас здесь есть случай присвоения этнического имени людям, которые так или иначе потеряли свободу и были проданы.

- Значит, славяне были рабами?

- Только некоторые из них, даже многие, но, конечно, не все. Кроме того, не каждый раб был славянского происхождения.

- Может быть, начнем определять время и обстоятельства, при которых произошло создание этого синонима?

- Тогда начнем с того момента, когда славяне появляются в письменной истории под своим именем. Это произошло в начале VI века, когда римские писатели впервые представили деятельность людей, называемых склавенами. Они появились как разрозненный, варварский и опасный народ, расширяющийся в сторону Римской Империи в окрестностях Нижнего Дуная-реки, вдоль которой шел лайм, или граница империи.

- Ведь принято считать, что ранние славяне не были народом-воинов...

- To в основном это были фермеры и фермеры. Это не значит, что среди них не было групп, занимающихся солдатской работой. Уже в первых отчетах говорится об их воинственности, регулярных разбойных нападениях и даже о совместных с германцами войнах.

- Значит, славян следует рассматривать не как пассивную массу захлопнувшихся крестьян, а скорее как ожесточенных захватчиков и отважных воинов?

- Да, конечно. Что хорошо видно, когда они взялись за завоевания. Они начали экспансию на нижнем Дунае, пытаясь сломать Лаймы, что им удалось в некоторых местах. Они становились все многочисленнее, сильнее и уже в 550/51 году появляются под стенами столицы империи Константинополя. Города они не захватывают, потому что это было невозможно, но они побеждают византийское войско и, разграбив Фракию, возвращаются за Дунай.

- Неплохо для фермеров! И что было дальше?

- Дела приобрели иные размеры в связи с появлением кочевых аваров, преемников страшных гуннов. Сначала они поселились на нижнем Дунае, где подчинили себе местные славянские племена, но долго там не оставались. Они перебрались в Карпатскую котловину, которую покинули германские народы. И тогда начинается аварско-Славянский симбиоз. Авары формируют свое государство из центра, где сегодня находится Венгрия, и начинают набеги на Империю, навязывая ей дань, обычно в виде большого количества золота. В этих набегах принимают участие славяне, редко по собственной воле, чаще всего вынужденные кочевниками, имеющими над ними власть.

- Значит, дела у славян шли к худшему?

- Не совсем. Аварская власть была, конечно, тяжелой, потому что, помимо того, что брали мужчин на войну, у них забирали жен и дочерей, от которых у них были дети, что было довольно плохо воспринято славянскими общинами. Напротив, набеги на империю имели ту положительную сторону, что открывали для славян новые земли для колонизации. За короткое время славяне заселили Балканы вплоть до Адриатики и всю Грецию. Византийцы не могли отвоевать эти территории, потому что склавианцы (так они называли эти территории) были многочисленны и умело защищались.

- Так началась славизация Европы.

- Таково было начало этого удивительного процесса, в ходе которого большие части европейского континента стали славянскими. Это было жестоко, как обычно. Летописец императора Юстиниана Великого Прокопий Кесарийский описывает, как варвары, или славяне, захватывают город: "мужчин числом до 25 тысяч сразу всех убили, все разграбили, а детей и женщин захватили в плен”. Никакой идиллии. И поведение было характерно для всех народов, потому что так получались средства и место для жизни. Мы можем привести пример из Шотландии XII века, король которой часто организовывал набеги на Англию. В ходе одного, по-видимому типичного, набега: "... всех мужчин убили, девушек и вдов, голых и скованных, загнали в Шотландию, чтобы сделать из них рабынь”.

- Действительно, это трудно назвать идиллией. Но что было такого странного в процессе славизации Европы?

- Большое количество славян. Их было слишком много! Чтобы заселить такой кусок Европы, необходимо было вызвать неслыханный демографический взрыв, то есть не только обладать исключительной плодовитостью, но и иметь исключительно хорошие условия для выживания новорожденных. Трудно себе это представить. В последнее время некоторые ученые считают, что образ жизни славян и их эгалитарные общества стали привлекательными для других народов, которые просто присоединились к ним и остались с ними.. . Славян было достаточно, чтобы они могли заселить Европу от Эльбы на западе до Волги на востоке и от Балтики на севере до Адриатики на юге.

- Как жили эти славяне-свободными группами и племенами?

- Некоторые просто так и долго, другие немного короче. Потому что в какой-то момент некоторые начали организовываться. Одна из таких организаций возникла среди славян, находящихся под властью аваров. Это началось в 626 году, когда авары вместе со славянами организовали экспедицию на Константинополь, которая закончилась большим поражением. Это побудило славян к восстанию. Удачного, потому что оказалось, что некий франкский купец по имени Самон, появившийся среди них, обладал военными талантами. Под предводительством этого умелого купца славяне победили аваров, его провозгласили царем, дав ему в жены 12 женщин, от которых у него было 22 сына и 15 дочерей. Государство Самона включало в себя в основном чешскую Котлину и очень энергично защищалось от вторжений франков. Он существовал до тех пор, пока Самон был жив, после его смерти в конце 50-х годов. VII в. рассыпалось.

- Как мы знаем, на этом он мог и не закончиться.

- Возникли другие, на территории нынешней Словении и Далмации, в VIII веке формируются государственные организации среди полабских славян, например, у сербов и ободритов. Там, где раньше существовало государство Самона, в Чехии и Моравии, есть небольшие племенные княжества, но одно из них в IX в. образует сильное государство – Великую Моравию, оказавшее большое влияние на развитие культуры в болгарском и русском государствах. Моравский рейх падает в начале X в. из-за нашествия Мадьяр, наших племянников венгров, которые поселяются в Паннонии, где раньше сидели авары, в конце VIII в. уничтоженные Карлом Великим. Одним из последствий удара венгров стало создание чешского княжества, которое затем начинает свою историческую карьеру.

- И не будем забывать о Польше!

- Мы не забудем, но теперь нам нужно поговорить об арабах.

- Почему? Что общего у арабов со славянами?

- Больше, чем обычно думают.. В середине VIII века есть два центра арабской власти: один-Аббасидский халифат на территории нынешнего Ирака со столицей в Багдаде, другой-кордобанский эмират Омайядов в Испании. Последние были изгнаны Аббасидами, которые оказались не только храбрыми воинами, но и восторженными потребителями. Именно среди них возник сильный средний класс с огромным спросом на товары, особенно предметы роскоши. Эти потребности были достаточно сильны, чтобы начать новую эру торговли в Европе.

- И в этой торговле участвовали славяне..

- Они участвовали. Только чтобы понять это участие, мы должны вернуться к вашему вопросу в начале: Почему славянин и раб-синонимы. Теперь мы можем ответить на них. Рост спроса на различные виды товаров в арабских странах вызвал настоящий бычий рынок в Европе. Среди товаров, в которых нуждались арабы, были мех животных высокого класса, мечи франкского типа, еще кое-что. Но основным товаром, цена которого постоянно росла и чьи рынки в Багдаде и Кордове принимали любое количество, были люди, рабы. В римские времена рабами торговали в больших масштабах. Торговцы людьми, которых называли манго, покупали их и в Африке, и в варварской Европе. После падения Рима германская Западная Европа удовлетворяла свои потребности в рабочей силе с помощью набегов, во время которых людей похищали в плен. Внезапный рост потребностей арабских рынков снова привел в движение торговцев типа римских манго. Прибыль от работорговли была настолько высока, что кто только мог, тот сразу начинал ловить людей и продавать их. Шведы, и особенно их восточная часть, Русы, получили почти монополию на поставку рабов в Багдад. На Западе торговлей занимались все-и франки, и немцы, и венгры, и чехи, и даже ободриты. Не забывая в этом расчете об итальянцах, особенно тех из Венеции, которые грузили живой груз на корабли и доставляли его на Ближний Восток и в Византию.

- Страшная картина.

- К сожалению, настоящий. А хуже всего на этом Хоссе вышли славяне. Потому что именно они составляли самую большую часть той массы рабов, которая шла на восток и Запад.

- Почему именно славяне?

- Их было очень много, они занимались в основном сельским хозяйством, представляли собой легкую добычу. Они были не единственным народом, который был взят в рабство, письменные источники дают нам информацию о разных народах, почти всех европейцах, но и турок, которыми они торговали. Однако славяне составляли наибольшее количество. Поэтому уже в VIII веке вместо древнего латинского Servus начинает функционировать другой термин раба – sclavus, то есть Славянский. Название прижилось и используется по сей день, как esclave в романских языках, ведомый в германском, и как saqaliba в арабском.

- Их действительно было так много?

- Один арабский писатель упоминает, что в Багдаде он видел на улицах "славянскую саранчу", то есть массу рабов...все арабские источники подчеркивают славянское происхождение людей, поставляемых им торговцами – на востоке русов, которые чаще всего доставляли свой товар на лодках в Поволжскую Болгарию или в Стилу хазар, и продавали там. В основном это были женщины и мальчики, которые использовались для службы в домах. Для военной службы Аббасиды использовали рабов турецкого происхождения. У арабов в Испании были и другие предпочтения: там было слишком много бойней, то есть евнухов. Во Франции в Вердене был большой рынок рабов, и там проводились операции по лишению мужественности доставленных мужчин. В Кордову продавались также неубранные молодые люди, пригодные для военной службы, где они составляли основу армии.

- Из того, что вы говорите, следует, что работорговля была одним из важнейших элементов экономики Европейского континента ...

- Она была двигателем развития. Он имел первостепенное значение для обогащения западных стран. Скандинавы, особенно шведы, тоже получали от него большую прибыль, но наибольшую пользу от него получали арабы, халифаты которых переживали большой расцвет. Их работорговля была прекрасно организована, в ней играли ведущую роль евреи, с которыми арабы находились в симбиозе, используя свои знания, контакты и навыки. Евреи были визирями, министрами, дипломатами, организаторами международной торговли. Именно благодаря одному из них мы знаем что-либо о функционировании раннего государства живет И..

- Это отчет Ибрагима..

- Ибрагима ибн Иакова, или Авраама, сына Иакова, дипломата и купца, испанского еврея из кордобанского халифата. В 965-966 годах он совершил поездку в славянские страны и в Саксонию – согласно последним исследованиям, он должен был доставить в Магдебург императору Оттону и мощи некоторых святых. Из этой поездки Ибрагим составил отчет. Из него следует, что он посетил самых дальних на северо-западе живущих славян, ободритов, которые имели хорошо организованное государство и торговали рабами. Он был в Праге, главном городе княжеской династии Пржемысловиков-о нем пишут, что здесь можно купить все, и особенно рабов. Мы знаем, что чешский князь Болеслав II, брат жены Мешко I, занимался торговлей людьми, а святой Войцех обвинял его в том, что он продает христиан.

- Ибрагим у Мешко не был.

- На то похоже. Но в Магдебурге у саксов он узнал, что это страна обширная и изобилующая продовольствием, медом и сельхозугодьями. И что у Мешко хорошая и отличная команда.. .

- Почему Ибрагим не приехал в его государство?

- Это важный вопрос. Ведь ни из Праги, ни тем более из Магдебурга не было далеко за Одером. Если бы он захотел приехать-проблем не было бы.

- У него не было для чего?

- Вот это. Там не было ярмарок, потому что там не проходило ни одного важного торгового пути. Ибрагим восхищается силой жизни, но не знает ни о чем, что бы его интересовало. Странно, правда? Государство сильное, расширяющееся на Запад, саксы относятся к нему серьезно,а дипломат из Кордовского халифата даже не поддается? Неужели он узнал о стране Мешко (так называется государство этого хаба) только в Магдебурге? Здесь мы сталкиваемся с проблемой, с которой историография Польша уже давно сталкивается – как возникло государство Пястов? Потому что письменные источники ничего не говорят о том, что было до 963 года. Когда государство проявляется, оно сразу становится сильным и хорошо организованным. Как оно возникло между Нотецью и Вартой, почему оно вообще было создано именно на этих территориях, а не в нынешней Малой Польше, через которую проходил межконтинентальный торговый путь, где Краков был важным центром? Как можно где-то в глуши построить сильную организацию, собственное пястское княжество? Казалось, что для этого не было демографической основы, не было и экономической. Не было никаких разумных оснований для создания государства. А возникло. Только вокруг этого факта возникают вопросы. Почему Пясты выбрали малонаселенную гнезненскую землю? Откуда у них были средства на создание государства? Это наша загадка.

- К счастью, у нас есть археология, чтобы решить эту проблему!

- Конечно! Многое уже сделано, особенно нашими коллегами из Познани. Благодаря их многолетним исследованиям перед нами начинают появляться важные детали событий, которые привели к созданию государства жития. Что лучше всего видно, так это внезапное появление в самом конце IX века на Гнезненской возвышенности и ее ближайших окрестностях элиты, сидящей в городках с характерной эклектичной культурой, происходящей из южной зоны, в основном основанной на Великоморавской традиции и каролинско-оттонских влияниях, а также с севера, из прибалтийской зоны. Эта культура не имеет никакого отношения к той, которая существовала здесь ранее, но является основой той, которая будет существовать здесь в будущем. Из гнезненской земли в 30-40-е гг. X в. организуются набеги на окрестные земли, связанные с сжиганием тамошних городищ и на их месте возведением меньших, с совершенно иной функцией-именно Пясты присваивают и присоединяют земли любуска, Палуки, Куявы. Земли хелмской и серадзко-ленчицкой. Одновременно начинается строительство больших городищ в гнезненской земле, на которых формируется сеть поселений.

- Люди, которых перевели, были рабами?

- Вероятно. Во всяком случае, в них следует видеть ту часть населения, которая напрямую зависела от ступиц и для которой выполняла различные работы.

- Уже профессора Александр Гейштор и Генрих Самсонович считали, что Пястов приходилось похищать и продавать.

- Но они точно знали, как это делается. И делали ли они это в больших масштабах? Вряд ли, потому что, как мне кажется, тогда настоящие работорговцы явились бы в Гнезно или Познани, и мы бы об этом узнали. Если бы в 965 году Ибрагим ибн Якуб не посещал страну Мешко, это указывало бы на то, что рабского рынка, такого как в Праге, там не было.

- Тогда нет проблем — наши славные Пясты не были работорговцами!

- Они не были профессиональными торговцами, но они похищали людей для себя, и когда им это подходило, они продавали. Если бы они этого не делали, они были бы инопланетянами, и мы можем быть уверены, что они не были.

- Если они не были инопланетянами, то кем были ранние Пясты?

- Они были способными правителями, ловко и уверенно двигавшимися в тонкостях тогдашнего мира. И кто именно они были, может быть, анализ ДНК даст нам более уверенный ответ.

- Спасибо, что поговорили.

Поиск

Журнал Родноверие