С первым днем весны начался славянский Новый год. Каким он будет после утопления горящей Марцанны? Об этом мы беседуем с Францишеком Пёнтковским, верующим славянским родновером и душепопечителем люблинской группы Krucze Gniazdo Lubelscy Rodzimowiercy.

- Весеннее равноденствие в этом году приходится на субботу, 20 марта. Этот день продлится ровно 12 часов 10 минут. С этого момента день начнет становиться длиннее, а ночь — короче. Весеннее равноденствие знаменует собой начало астрономической весны в Польше. Это время, когда славяне символически прогоняли зиму, растапливая куклу, символизирующую Маржанну (Морана, Шмерчиха, Шмертка), и приветствовали наступление времени нового урожая. До настоящего времени обычай топить Марцанну сохранился в ритуалах школ и детских садов. Подготовленное детьми красочное чучело несут в процессии к реке, поджигают и уплывают в море. Это знаменует окончательное прощание с зимой и встречу весны. Это время, известное как Яры Годув, отмечают и современные коренные жители, которые празднуют праздники, связанные с круговоротом природы, например, в поселениях Жмиёвиска или Ходлик к югу от Казимежа.

- Истоки славянских ритуалов не сохранились. Как строятся современные ритуалы праздников, в том числе "Боги Жарри"?

Францишек Пятковский: Прямых источников, описывающих ритуалы, обычаи и духовность наших славянских предков, связанных с Ярыми Богами, не сохранилось, но очень многие элементы сохранились в народной традиции. Поэтому мы опираемся на народные ритуалы, фольклор. Мы также стараемся опираться на традиции разных регионов, чтобы найти общий знаменатель, первопричину возникновения этих обрядов и первоисточник того, как эти обряды могли выглядеть.

Сейчас у нас весеннее равноденствие — Яре Годи. Этот праздник в наших ритуалах определяется тем, что нас окружает, он следует естественному ходу вещей. Поэтому таяние Марзанны — это тоже воссоздание мифа: мы прогоняем от себя холод. Кукла Марзанна символизирует смерть, Смерть, богиню Марзанну, Мор, Морену, Морану. В разных местах эту богиню называют разными именами. Но основа одна: Марзанна символизирует холодное время, в которое умирает все живое. И теперь мы хотим прогнать это время покоя, эту богиню Смерти, бросив Марзанну в реку, которая уносит то злое и смертоносное в виде крошащегося льда, который вместе с Марзанной впадает в море. В море, а значит, очень далеко. Поэтому для родноверов это очень важное ритуальное действие, которое должно привести к приходу весны, все пробудится к жизни. Богиня возродится молодой и красивой. Придет молодой Ярило, и мир оживет.

- Все мы помним, как выглядит утопление Марзанны в школе: делают чучело, желательно как можно более красочное, несут его процессией к реке, бросают в воду, иногда предварительно поджигая. Как это выглядит в традиции люблинских единоверцев?

Францишек Пионтковский — В основе детской игры лежит мифологический и ритуальный пласт. Мы не меняем традицию. Мы стараемся отталкиваться от нее. Поэтому у нас это выглядит очень похоже: мы тоже делаем куклу из соломы, иногда голова делается из капусты, иногда из стога сена. Мы стараемся, чтобы это были натуральные "продукты". Наряжаем ее в цвета, поджигаем и бросаем в реку. Пусть течет в море!

- Рождество — это еще и еда. Какие блюда готовятся специально для Jare Gody?

Францишек Пятковский — Праздник мы начинаем с ритуала в честь богов, духов и предков. На церемониальном столе появляются различные продукты. Здесь есть мак, символизирующий множество людей. Кость быка в жертву Велесу. Хлеб, который появился благодаря согревающей силе огня, богом которого является Сварог, с одной стороны, и Солнца, которое выковал для нас Сварог, бог небесного огня, благодаря которому зерно росло и созревало. Есть еще мука — очень эфемерный, ветреный продукт. С ее помощью мы поклоняемся Стрибогу, богу ветра и погоды, который начинает разгонять зимние тучи и морозы. Непременным элементом является медовуха — продукт, весьма роскошный у наших предков, — это молоко как подношение Мокоше. Есть три стихии, которым мы делаем подношения: прежде всего огонь, а также текучая вода и воздух. На ритуальном столе также стоят блюда для последующей общей трапезы.

- Яре Годи — это не просто утопление Марцанны. Это начало процедур, которые приведут к пробуждению новой жизни, а затем и к созданию нового урожая.

Францишек Пёнтковский — Начиная с Яре Годы, можно втыкать что-то в землю. Можно пахать, сеять, сажать и стремиться к новым урожаям. Раньше этого нельзя было сделать не только потому, что мир был покрыт льдом, снегом и снегом. Богиня Мокошь, которую мы отождествляем с землей, тоже спала, отдыхая после потравы урожая. Поэтому мы не будем ее будить, так как нам это запрещено. Мокошь просыпается от первого весеннего грома, которым Перун ударяет по ней, пробуждая и оплодотворяя ее.

- Весенняя уборка также берет свое начало в славянских ритуалах?

Франциск Пятковский — Мы убираем после зимы, потому что просыпается новая жизнь. Мы готовим дом к новому. Мы прогоняем старое.

- Вы выбираете особые места для проведения родовых ритуалов. Вы встречаетесь на территории древних славянских городищ в Жмийске, Ходлике...

Францишек Пионтковский — Мы выбираем такие места, чтобы установить как можно более тесный контакт с нашими корнями и сохранить преемственность традиций. Поселение в Жмиёвиске было прекрасно реконструировано археологами из Надвислянского музея. Благодаря руководителю этого отдела Павлу Лису мы можем там бывать и пытаемся развивать этот участок земли в сотрудничестве с музеем. Мы создаем там требище — для нас культовое место, а для посетителей музея — уголок, который расширит их знания о жизни наших славянских предков, построивших эту крепость. Точно так же и в Ходлике, где благодаря руководителю Археологической миссии Польской академии наук нас всегда с радостью встречают и приятно принимают.

- Яре Годы — это фестиваль, который проводится вокруг христианской Пасхи. Совпадение?

Франтишек Пятковский: Корни практически всех христианских праздников уходят в дохристианские времена. Новая религия переняла ранее культивируемые ритуалы, наложив на них свою концептуальную сетку. Пасха позиционируется как время, когда все пробуждается к жизни. Христос воскресает из мертвых — символ пробуждения новой жизни. Все это вырастает из древнего ствола и архетипического человеческого мышления.

- Что же пожелать родным верующим в знаменательный для них день праздника?

Францишек Пятковский — Конечно же, с днем рождения! И всего самого лучшего для нового времени.

- Тогда всего самого наилучшего для этого нового времени! Будет ли этот Новый год действительно хорошим?

Францишек Пятковский — Бедзи! Солнце вышло в самом начале обряда, а затем выкатилось в самом конце. Ритуал, как всегда, прошел замечательно.

Францишек Пёнтковский — юрист по профессии, путешественник-кулинарный блогер по призванию, славянский родновер по профессии и проповедник люблинской группы Krucze Gniazdo Lubelscy Rodzimowiercy. Страстный писатель, автор первой современной серии романов о родноверах "Вселенная Попечителя", включающей четыре книги — "Попечитель", "Провидец", "Защитники", а также сборник рассказов "Попечитель — боги и существа". Любитель средиземноморского и латиноамериканского климата, морепродуктов и истории, с упором на древнеславянскую историю. В музыкальном плане придерживается неопрог-рока, пауэрметалла и фолка.

Марзанна из люблинских родноверов. Фото: Krucze Gniazdo Lubelskie Rodzimowiercy

Поиск

Журнал Родноверие