Что такое неоязычество? К чему призывают родноверы? На эти и другие вопросы попытались ответить председатель миссионерского отдела Улан-Удэнской и Бурятской епархии иерей Алексий Ермаков и известный писатель и драматург Степан Лобозёров.
Отец Алексий Ермаков
- Отец Алексий, духовные искания – стремление замечательное. Тем более, если их венчают великие результаты. Мы можем смело сказать: Русская Православная церковь своим существованием и опытом подтверждает, что князь Владимир, креститель Руси, в пору духовных и нравственных шатаний общества прозрел, нашёл спасительный исторический путь родной земли и народа. Но у некоторой части наших современников происходит возврат к старым верованиям. И они объясняют это виной князя Владимира, который свой исторический шаг сделал насильно, против воли целого народа. Так ли это?
Отец Алексий Ермаков:
- Нет, не так. Крещение Руси произошло не вдруг. Язычество, царившее тогда в умах людей, несло разные мировоззрения, разрозненность и уязвимость от внешних и внутренних врагов. Княжества и народ необходимо было объединить одной религией. Князь Владимир разослал послов во многие земли для знакомства с разными вероисповеданиями. На тот момент все религии в его глазах были равными. После возвращения послов из Константинополя и рассказа о неземной красоте храмов и богослужений, о благодати истинного богообщения был сделан выбор. Он был предрешён исторической действительностью, согласован и выверен. Он освящён Божией волей, о чём свидетельствуют многочисленные чудеса, совершившиеся после крещения Руси. Сам князь Владимир получил исцеление от недуга: ослепшие его глаза стали видеть. Исцелилась и его душа. С принятием новой религии появилось новое мировоззрение, повлекшее перемены как в отдельных личностях, так и в устройстве всего государства. Именно с тех времён земли восточных славян стали называться одним именем – Святая Русь.
- Степан Лукич, представим, что вам, писателю и драматургу, захотелось создать произведение о дохристианской эпохе. Какие бы реалии быта и нравов вы использовали и какую бы основную идею обозначили?
Степан Лобозёров:
- Это время можно описывать в жанрах эпоса, исторической хроники, исторического романа. В этом произведении требуется отразить не только и даже не столько быт и нравы времени, сколько показать духовное перерождение народа. Увы, такого произведения нет. Мы плохо представляем в художественных образах собственную историю того периода. А между тем, наши недруги не гнушаются домыслами и фальшивками. Говорят о каких-то многих миллионах людей, уничтоженных за отказ принять христианство. На самом же деле князь Владимир после своего крещения сказал дружине: кто не покрестится, тот мне не друг. И воины, высоко почитавшие князя, все покрестились. Кстати, дружина его была небольшая для того, чтобы силой заставить креститься многочисленные и свободолюбивые племена.
В обычных для наших современников случаях результаты крещения могут не проявляться годами. Но в те времена эти результаты были ярки и убедительны. Это были чудесные изменения в душе и характере самого князя Владимира. Это позитивное изменение всего хода истории. Это рождение новой культуры, исторически быстрое распространение христианства.
Я очень надеюсь, что художественное произведение о тех высоких временах кто-то напишет, потому что есть такая востребованность.
- Основа любой культуры – это люди и ценности, которые они исповедают. В таком случае, отец Алексий, не продолжите ли вы мысль далее: в чём сила православия? И второй вопрос: почему у православия много не только приверженцев и друзей, но и врагов?
Отец Алексий Ермаков:
- В мирском понимании любой коллектив силён в зависимости от достоинств людей, входящих в него. Святость и сила же Православной церкви, а значит, и православия, приобретается не святостью каждой личности, а святостью самого Христа, который является главой Церкви. Мы, люди, как независимые личности, добровольно причисляем себя к Церкви через таинство крещения. Мы объединены Телом и Кровью Христа, которые Он отдал за нас на Кресте, и которые Он дал нам для соединения с Ним. В таинстве евхаристии мы становимся все вместе одним Телом Христовым. Единство, в котором мы исповедаем Христа воскресшего, через свою жизнь, поступки и духовно- нравственное состояние, придаёт Православию огромную силу, которую не сломит никто. Христос сказал: «…созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют её» (Мф. 16, 18).
Православие и его культура имеют важную и определяющую роль в развитии России. Именно православие дало нам сонм святых угодников и выдающихся личностей, которые сохраняли и сохраняют целостность наших государственных интересов. Именно православие притягивает к себе множество всё новых и новых воинов Христовых. Именно православие обращает на себя взгляды миллионов надеющихся на собственное спасение через его носительницу, Россию.
Оно хранит нашу землю и наш народ. Но по причине своей силы православие имеет и немало врагов, которым не по нраву возрастание роли его и России на мировой арене.
- В полутора процентах всех российских язычников на родноверов приходится ещё меньше. Вроде бы, какая может быть опасность от них? Однако в 2014 году, на открытии VIII Всемирного Русского народного Собора патриарх Кирилл подчеркнул, что русское неоязычество проповедует узкогрупповое превосходство над собственным народом, отказывается от национальных героев и своими кумирами сделало нацистов. А покойный патриарх Алексий II ранее назвал неоязычество угрозой XXI века. Батюшка, как эта крохотная часть общества может оказывать сильное влияние на него и быть главной угрозой эпохи?
Отец Алексий Ермаков:
- Они очень активно проникают в патриотическое воспитание детей и молодёжи, но проповедают это святое чувство на нацистских принципах. Молодым трудно разобраться в том, кто есть кто. Их легко заманить эмоциями, ложным геройством, романтикой. В головы молодых исподволь вбивается мысль, что славяне, прежде всего, русские, — это что-то вроде элиты, новая высшая раса, что пренебрегать интересами людей других наций и вероисповеданий – это нормально.
Вся деятельность родноверов отрежиссирована так, чтобы запустить процессы внутреннего уничтожения многонациональной и многоконфессиональной страны. Мы должны оберегать подростков и молодёжь от влияния неоязычников, потому что наши дети – это действительно наше будущее. «Патриотизм» родноверов коварен будущими всходами. Этих всходов не должно быть.
- Хочу добавить к словам батюшки. Я посмотрела два видеоклипа российского фолкансамбля «Аркона». Как известно, слово «фолк» означает «народ». Всё звучание «Арконы» пронизано народными мотивами.
Славянская (только славянская!) патриотическая тематика. Но вот что я услышала в песне:
«Вышли братия родные –
То Дажьдбога сыновья.
Стяги грозные вздымая,
Возродим былую Русь!
Сохранить заветы Прави
Пред богами я клянусь!».
Оказывается, почти весь репертуар группы построен на неоязыческой тематике.
Степан Лобозёров:
- Если раньше для совершения революции необходимо было ждать созревания необходимых исторических условий, то теперь всё проще. Придумываются красивые названия («революция тюльпанов», «роз», «достоинств» и т.д.), выставляются нужные лозунги, запускаются слоганы («Кто не скачет, тот москаль»), на невидимом для остальных плане определяются действия штаба, на полную мощность используются возможности интернета и СМИ, и проект запускается.
Главное их оружие – ложь. Прежде всего, о самих родноверах. Звучит-то как: родная вера! На самом деле они отреклись от веры бесчисленных поколений предков-христиан. Пересматривают выбор предков-язычников, которые не давали им на это полномочий.
Технологи неоязычества указывают путь широкий, с огромными возможностями для фантазий и творчества, с сочинёнными на ходу «обрядами», эмоциональными поклонениями божествам, высокопарными клятвами и зрелищами, зрелищами, зрелищами… Во всём – крутость и яркость: «ты – сын Солнца!», «ты – Красава!», ты не такой как все, потому что ты — в тренде!
В православии же путь узкий, где труд, пот и кровь духовной брани – ради достижения Истины. У нас патриотизм – это брат жертвенности, а они ему подсовывают в спутницы гордыню, мать всех страстей и пороков. Их путь ведёт к духовной гибели. Наш путь – к вечной жизни.
- Русский человек, верующий во Христа, никогда не претендовал на роль избранного. Он скромен и деятелен. Но, как метко сказал про него сам русский, Фёдор Михайлович Достоевский, что если человек этот живёт без Бога, то он дрянь. Коротко, просто и понятно.
Когда-то в мир жестоких язычников вошли христианские идеалы – жертвенности, доблести, верности и любви. Открылись общественные отношения, при которых человек любых взглядов стал жить с остальными в мире и согласии. Православие принесло людям утешение и твёрдость в самых скорбных ситуациях, дало средства для освобождения от грехов и страстей. Оно даёт надежду каждому для спасения в Вечности. В нём сияет столько реальных и совершенных примеров для подражания, совершеннейший из которых – Сам Христос!
Один из таких маяков – князь Владимир, судьба которого удивительна. Слыл и страстным, и деспотичным, и даже жестоким, а после крещения стал с любовью именоваться в народе Владимиром Красное Солнышко. Произошло перерождение человека. В его судьбе мы видим надежду на перерождение каждого из нас.
Он прославлен святым в чине князя, иными словами, государственного деятеля. Служить спасению народа – это жребий, благословенный Господом. Князь Владимир – высший идеал человека-патриота, для которого земная родина есть прообраз Родины Небесной. В результате его миссии созданы, не много, не мало, а целый народ Божий и единое централизованное огромное государство.
У каждого есть своя мера такого служения и такого патриотизма. Поэтому благодаря чудесным метаморфозам отдельных личностей возрождаются народы и земли. Сегодняшнюю Россию патриарх Кирилл (на Всемирном Русском народном Соборе, 14 марта 2015 года) назвал «свидетельством о сохранении понимания Бога, нравственности, семьи, народных судеб, человеческой жизни и её смысла». Уже более тысячи лет история свидетельствует о верности выбора святого равноапостольного князя Владимира и далёких предков. Но сегодня нашим детям и внукам люди, называющие себя последователями родной веры, настойчиво предлагают иной выбор…
Справка
Современное русское родноверие – это возрождаемые славянские дохристианские верования и обряды. Первые их религиозные общины на территории нашей страны появились в конце 80-х годов прошлого века. Членами этих общин были, в основном, представители интеллигенции, например, писатель А.К. Белов, кандидат физико-математических наук Н.Н. Сперанский, химик, поэт и публицист Д.А. Гаврилов и другие.
Официальная регистрация общин началась 14 февраля 1994 года, когда свою законность провозгласила Московская славянская языческая община. Она провела открытое богослужение с поклонением богу солнечного диска – Хоросу (Хорсу). Провела также церемонию так называемого антикрещения. Затем стали регистрироваться другие подобные общины. Их первый съезд собрался в апреле 2004 года в городе Калуге. В 2013 году назвали себя язычниками 1,5% россиян, среди которых скромное место занимали и славянские родноверы.
Учения язычников, в том числе славянских, разные. Их в основном роднят два признака: пантеон богов и обожествление сил природы. Взгляды на участь человека в загробном мире в целом тоже похожи: перерождение душ, прекращение бытия сущности, другие подобные взгляды.
Обряды славянских язычников связаны с многочисленными богами и природой. В этих вещах надо искать и их задачи, которыми являются якобы спасение русской земли, национальной культуры и той же природы. Символикой у родноверов избрана шести- и восьмилучевая свастика (коловрат).
Родноверы – это ярко выраженное направление русского национализма. Но среди их умонастроений распространены не только националистические, но и антихристианские, антисемитские и даже экстремистские. Некоторые общины находятся в федеральном списке экстремистских организаций.