Недавно высший руководитель религиозной организации "РПЦ" Кирилл (Гундяев) в одном из выступлений обратил внимание на распространение языческих идей и практик в спортивной среде, среди военнослужащих, особенно тех, которые работают в сфере специальных операций. У нас в городе не так давно проходила совместная, как можно понять, конференция местной религиозной организации "РПЦ" и каких-то чиновничьих структур со звонким названием "Вызов неоязычества — угроза национальной безопасности".

Раз лица с высокими названиями санов говорят о серьёзной угрозе такого явления, как язычество или неоязычество, мы решили узнать — что это такое есть на самом деле, как и кем данное течение представлено у нас на Переславской земле.

Я связался с представителем местной группы язычников и задал несколько вопросов об их вере, традициях, источниках идей. Далее вопросы (выделены жирным) и ответы.

Добрый день. Как вас можно представить публике?

Здравия желаю. Моё славянское имя Пересвет. Именно так меня называют друзья, именно так я представляюсь при знакомстве с людьми. Естественно это имя мне было дано не при рождении. Вообще тема имени и связанной с именем доли заслуживает отдельной беседы, но мы сейчас конечно не об этом хотим поговорить, на сколько я понимаю.

Хотелось бы понять, как вы сами называете себя? Со стороны традиционных православных представлений вас называют «язычники». Это слово является калькой с греческого «паганус» и имеет смысл «народная религия» в противоположность религии более высокой. Как вы относитесь к подобному термину?

Да, мы именно язычники, представители народной веры, веры народа, то есть веры нашего (славянского) рода. Тут невольно возникает вопрос, что вы вкладываете в понятие более высокой религии? Начнём с того, что язычество это не религия вовсе, это миропонимание и мировосприятие отдельного человека, а во вторых кто мерил линейкой высоту той или иной религии? Есть хорошая пословица — каждый кулик хвалит своё болото.

Хочу сразу спросить, а язычество для вас это серьёзно? т. е. сейчас есть множество реконструкторов. Люди готовы отрываться от реальности и представлять себя эльфами, орками, казаками, легионерами или персонажами других исторических или вымышленных миров.

Да действительно, сейчас очень много и информации по поводу праздников. Там говорятся громкие слова, типа ТАК ДЕЛАЛИ НАШИ ПРЕДКИ. Есть великое многое множество различных общин, реконструкторов и паче сект, выросших на почве родных традиций.

Что я хочу сказать, естественно это сугубо личное мнение, мы все нужны, мы все важны (сект конечно это не касается, а по сему будьте предельно внимательны при выборе общины к которой вы приезжаете на праздники, так же стоит быть предельно внимательными, если с вас требуют деньги за присутствие на празднике). Кто-то доносит до людей информацию, к примеру наши хорошие знакомые — Остров вятичей, информацию можно найти в сети, замечательные ребята.

Реконструкция... на мой взгляд это тоже не так уж и плохо, для кого-то это возможность раскрыть свой внутренний потенциал, думаю это тоже полезно в наше время, когда мы все зомбированы тв, радио, интернетом, естественно — во всём хороша мера. Язычество это не уход от реальности, да мы надеваем национальную одежду на праздники, но ведь и сейчас в социуме мы можем увидеть наших гостей из других этно-культурных регионов в национальных костюмах вроде хиджаба и ни у кого не возникает мысли, что это дико, мы принимаем особенности их традиции.

Но парадоксально, если я выхожу в рубахе изо льна с традиционной вышивкой, то ловлю на себе тысячу взглядов, для большинства моих соотечественников это дико, к сожалению... Женщина в длинном платье или юбке так же смотрится как исключение из правил. Думаю стоит задуматься над этим.

Да, это интересный взгляд изнутри вашего религиозного и этно-культурного течения. Касательно вопроса выше о «высокой» и «низкой» религии это в некотором смысле понятие из Средневековья, когда христианство было религией бояр и князей, а простой народ очень долго сохранял языческие традиции, столетиями.
Конечно, оценочно невозможно отнести ту или иную религиозную традицию по некой шкале к более или менее высокой. Однако можно сравнивать сложность концепции, глубину проработки учения и пр...

И вот как раз об учении. Есть ли у современных язычников какой-то стройное учение, говоря в терминах христианских — богословие? т.е. Есть ли единая космология и учение о богах?

Основным правилом язычника является следующее — СВЯТО ЧТИ РОДНЫХ БОГОВ И ПРЕДКОВ, ЖИВИ ПО СОВЕСТИ И В ЛАДУ С ПРИРОДОЙ, А ХОЧЕШЬ БОЛЬШЕГО — ПОЗНАЙ СЕБЯ. Нужно понимать, что язычество это не та слепая вера во что-то необъяснимое и непонятное. Родная вера основывается на законах природы, это даже скорее более научный взгляд на жизнь, естественно с элементами мистики и эзотерики, но это есть и в обрядах и богослужениях любых других религиозных течениях.

На каких источниках: письменных, культовых, культурных и пр. зиждется это учение?

Источников конечно же не сохранилось. Учитывая Никоновскую реформу, когда сжигались обозами христианские старообрядческие книги, логично предположить, что от языческих писаний даже пепел был зарыт поглубже. На данный момент язычество восстанавливается по сказаниям и приданиям, по информации, которая дошла до нас из летописей. Одним словом собирается по крупицам. Обряды же изначально проводились, что называется на ощупь, в том смысле, что конечно же, если вспомнить наш первый обряд это было коряво и нелепо. Но со временем пришло и понимание того, что нужно делать и как нужно делать.

Давайте ближе к вашей общине. Как вообще вы стали язычниками? Ведь наверняка у вас было обычное детство, может даже ещё советское, может вас даже крестили как и всех в православном храме...но потом вы сделали сознательный выбор именно в эту сторону. Вот хотелось бы понять причины, мотивы, источники вдохновения.

На самом деле, общиной нас можно назвать с большой натяжкой. Скорее это сообщество людей, горящих идеей восстановления родных традиций. У каждого, думаю, был свой путь.

Хорошо. Спасибо за искренние ответы. Думаю вопрос о личном пути можно будет сделать темой следующей нашей беседы.

БЛАГО дарю.

Фото из группы "Славяне Залесья".

7a64079c09d0615c4520c4f370d9a5a3
95b4b1e05a802dd3ec88fdeb814581e6
76db54bef5de6667d3af0b25754c8ed9
9b0eca52387a704e9b0dd4150be62383
df5c9f1ce04c7b0b10a26831e206b6f5
ea70f377e4991ac7a7c55d9c97d19618
c54f77b281d01ab8dd8846646132c995
a3e3d390487fb58843e296616f091e88
99a1cc79552c1ae033b33d72ba98439e
ecd01315bb60fec120b67dc8af821bbc
693af50ddeb29e73565ab05821a95af7
824fe544953df61ca7acd17a42c8e970
316ec6edf8c3c751ec6aa85337d1e3ef
164135ca36b389f3aafafed9a36680d8

Видео

[видео]

Часть 1

История традиционной культуры

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие