Второго июля в Югорске прошел фестиваль плотницкого мастерства «Русь топором строилась», на который съехались умельцы из Югры, ЯНАО и Свердловской области.

Обработка дерева — один из древнейших русских народных промыслов. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, лодки, хозяйственная утварь, щедро украшенные резьбой, — все это история России, ее самобытность и традиции.

Сохранению и возрождению плотницкого и столярного мастерства был посвящен фестиваль-конкурс «Русь топором строилась», прошедший в Югорске в музее под открытым небом «Суеват пауль». Фестиваль стал главным событием праздника «Славянский хоровод», который ежегодно собирает сотни гостей не только из Югры, но и соседних регионов — ЯНАО и Свердловской области.

На поляне, где расположились мастера плотницкого искусства, витает запах свежесрубленного дерева, слышны звуки топоров, стамесок, пил. Увлеченная работа плотников привлекает множество гостей. Зрители с интересом участвуют в мастер-классах и не скрывают — держать в руках плотницкий инструмент не приходилось ни разу. С виду кажется, что ничего сложного: бери брусок, стамеску и приступай. На деле все куда сложнее.

Югорчанин Антон Царев занимается резьбой по дереву с детства — перенял увлечение от отца. Сначала делал шкатулки, домашнюю утварь. Сегодня берется за сложные изделия. Деревянный велосипед, сказочный теремок и колодец, изготовленные им, вызвали небывалый восторг у публики, особенно у юных ее представителей.

Антон охотно делится опытом:

С деревом работать несложно, тут важна усидчивость. Нужно видеть перспективу. Сначала долго верчу дерево в руках — привыкаю, определяюсь с тем, что хочу получить. В Югре, богатой лесами, мастерам есть что выбрать для своих работ. Если нужно сделать что-то прочное, выбираю лиственницу, если декоративное — сосну

За столом на мастер-классе от Мирсалима Тимиргазиева места едва хватает всем желающим. Пройти мимо этой колоритной личности просто невозможно.

Вообще я занимаюсь резьбой по кости, — признается Мирсалим, продолжая вырезать из заготовки рыбу — символ плодородия. — Резьба — первое, что я научился делать во взрослой жизни. Нужно было зарабатывать на пропитание — я же детдомовский. Устроился на завод, где шла промышленная обработка кости. Вечером уже заработал себе на ужин

Сейчас у него свой дом в Тобольске, в котором создан небольшой музей изделий из кости и дерева. Помогают ему супруга Ирина и трое детей.

Николай Швец приехал из Нового Уренгоя. Признается, что в Югре бывает часто: привлекают богатство и разнообразие пород деревьев, чего лишен Крайний Север.

С каким материалом работать — мастер выбирает сам. У каждого дерева свой характер, свои технологии обработки. К примеру, липу нужно сушить три года. Поэтому ее используют не так часто. Я предпочитаю березу — древесина мягкая, податливая. В работе с деревом применяю масло, оно придает благородный блеск, — делится Николай Швец

Сергей Ветошкин участ­вовал в фестивале вместе с супругой Анной. Она организовала мастер-класс по изготовлению игрушек из ткани, собравший ребятню и их мам. Сергея окружили мужчины — узнать секрет изготовления деревянного колеса.

Как и все участники фестиваля, Сергей — самоучка.

Резьбой по дереву занимались его дед и отец, которые учили: «Мужик должен уметь делать своими руками все: и лапти сплести, и телегу смастерить»

Сделать телегу жителю России XXI века оказалось не так просто: информации даже в Интернете недостаточно, а опыт перенять тем более не у кого.

Сведения собирал по крупицам, где-то сам умом дошел, в чем-то отец помог. Колеса телеги выполнены из березы, для рамы взял самое крепкое дерево — лиственницу: тяжелое, но зато не гниет. Верх телеги — сосна. Запрягай и езжай, — рассказывает Сергей

А еще он рад, что возрождается интерес к истокам, возвращаются, пусть и с трудом, народные промыслы.

Надоел людям пластик, да и для здоровья он не полезен. А дерево — оно живое, я бы даже сказал — живительное, — считает Сергей

На поляне мастеров-плотников стоит большой рубленый колодец, сделанный топором и стамеской без единого гвоздя. Для скрепления использовались деревянные гвозди — нагели. У колодца — ведра, тоже деревянные. Проверено — воду не только не пропускают, но и делают ее целебной — выполнены из кедра. Над созданием колодца трудилась большая дружная семья Кузнецовых из поселка Атымья: братья Олег и Яков и их сыновья.

Колодец сделан по американской технологии: американские плотники из-за дефицита дерева не рубили срубы, а делали из бруса каркас и укрепляли, если нужно, утепляли. Этой хитрости научил знакомый плотник из Карелии, который одно время работал в американской плотницкой артели. Сегодня широко применяется и другая модная технология — норвежская, с использованием нетесаного сруба. Интересно, что сами норвежцы называют это русским срубом. Так и есть. Все, что сегодня называется норвежским, американским, канадским, было когда-то придумано на Руси. Так что пора и нам самим вспомнить древние русские техники и не только в плотницком искусстве, — утверждают братья Кузнецовы

Плотницким делом занимается пятое поколение семьи Кузнецовых. Началось все у Олега и Якова, как и у большинства мальчишек, с изготовления автоматов, мечей, щитов. С годами у многих интерес прошел, а у них, выросших в отцовской мастерской, остался.

Инструментов плотницких сегодня не сыскать, приходится заказывать у кузнецов, которых найти в наше время тоже не так просто. Информацию черпаем из Интернета, общаемся с коллегами на плотницких форумах, дружим с членами Всероссийского общества плотников, — продолжают рассказывать братья

На этот раз плотникам повезло — рядом работает бригада кузнецов, совсем еще молодые ребята, которые изучали кузнечное дело по книгам и урокам в Интернете. Сами сделали клинчатые мехи, наковальню. От клиентов сегодня отбоя нет.

Раньше на станках работали на заводе. Потом стало интересно не только детали вырезать, захотелось творчества. Нашлись единомышленники. Вместе начали осваивать азы кузнечного ремесла. Делаем кованые изделия. Что хотите, можем сделать, — говорит Владимир Алексеев и демонстрирует кованые цветы

Пока мужчины постигают азы плотницкого, столярного и кузнечного мастерства, женщины и ребятишки расположились на сенокосной поляне — учатся плести циновки из травы, венки из цветов, изготавливать куколок-травниц, ухаживать за скотом, ткать, вышивать, делать изделия из бересты. Сегодня мало кто из представительниц прекрасного пола владеет этими умениями.

Получается с трудом, но интересно и очень хочется научиться. Дочь просила сплести венок, а я и не смогла. Замечательно, что есть люди, которые помнят и передают народные традиции, — признается одна из гостей фестиваля

Тем временем заканчивает свою работу жюри. К изделиям, выполненным из дерева по старинным русским технологиям, они, как и зрители, не остались равнодушными. Оценив деревянные ворота, телегу, колодец, переходной мостик, доску-балансир (качели) по четырем критериям: аккуратность, практичность, соответствие стилю русской деревни и декоративность (уместность и достаточность), — жюри приняло решение не выбирать победителя и увеличить призовой фонд. В итоге все участники получили денежные сертификаты.

Фестиваль плотницкого мастерства в Югорске, вышедший на региональный уровень, учитывая географию его участников, заручился поддержкой правительства Югры: казачье общество «Станица Югорская» получило субсидию на реализацию проектов в области культуры и искусства. А это значит, что фестиваль будет жить, народные промыслы будут возрождаться и передаваться будущим поколениям.

Поиск

Журнал Родноверие