5-7 июля в Ульяновской области состоится традиционный фестиваль живой истории «Волжский путь». Накануне события корреспондент ultoday73.ru встретился с постоянным участником фестиваля, ульяновским реконструктором Сергеем Гавриловым.

Ожидается, что на фестиваль «Волжский путь» близ села Ивановка Старомайнского района съедутся историки, археологи, клубы реконструкторов со всей России. Ориентировочное число участников составит порядка четырех тысяч человек. Гости смогут погрузиться в атмосферу раннего Средневековья: увидеть настоящую булгарскую заставу, лагерь воинов, турниры, бой дружин, состязания конников. Для зрителей будут организованы мастер-классы по гончарному, кузнечному, ткацкому ремеслу, дегустация средневековой кухни, фольклорный концерт. Вот уже на протяжении семи лет постоянным участником фестиваля является ульяновский юрист Сергей Гаврилов, на время реконструкции перевоплощающийся в лихого викинга из IХ века.

Средневековый воин

Знакомство с реконструкцией началось для Сергея в 2012 году, когда знакомая пригласила его поучаствовать в самом первом фестивале «Волжский путь». До этого мужчина увлекался историей, а побывав на реконструкции, твердо решил попробовать самостоятельно воссоздать образ средневекового воина.

Реконструкция подразумевает изучение первоисточников, на основе которых создается наиболее приближенный к реальности облик, — рассказывает Сергей. – Ты выбираешь интересный для себя период времени, страну, местность. Мне оказался по душе IX век, эпоха викингов. Мало кто знает, что на территории Смоленской области находится так называемый Гнездовский археологический комплекс, где насчитывается более пяти тысяч курганов-захоронений. Изучая материалы раскопок, я и нашел своего героя. В одном из курганов был захоронен мужчина, в погребении имелись образцы оружия и снаряжения. Я начал воспроизводить его облик

Дело оказалось непростым. Для того чтобы максимально точно воссоздать, например, детали одежды, необходимо было использовать те же материалы и технологии, что применялись в Средние века. Вплоть до переплетения нитей.

То же касается оружия, — продолжает реконструктор, – качественного металла в те времена было мало, стоил он дорого. Например, мечи, были оружием статусным, их могли позволить себе лишь князья и их приближенные дружинники. Прочие воины довольствовались копьями и топорами. У моего героя был меч каролингского типа – наиболее распространенный тогда в Европе и на Руси. Обоюдоострый клинок, короткая рукоять. Ковали эти мечи, в основном, на севере Германии. У мастеров были именные клейма. Неудивительно, что находились и те, кто подделывал изделия именитых оружейников. Так что фальсификат – далеко не современное изобретение

Экипировка воина в Средние века была баснословно дорогой: за хорошие доспехи и оружие можно было купить целое поселение, вместе с жителями.

Из варяг в греки

При этом я не могу на 100 процентов утверждать, что мой прототип – викинг, — продолжает рассказ Сергей Гаврилов. – Дело в том, что в Гнездовском археологическом комплексе были погребены люди как скандинавского, так и славянского типа, что говорит о тесном сплетении этих культур. В конце концов по реке Днепр тогда проходил путь «из варяг в греки», там ремонтировались ладьи, сбывалась часть товара. Допустим, скандинав прибыл на Русь служить князю Владимиру. Он был язычником, поклонялся Тору и Одину. А здесь сталкивался со славянской религией и вешал себе на шею к молоту Тора еще и топор Перуна. Смешанным могло быть и обмундирование: к скандинавским дополнялись элементы экипировки степняков, такие, как конический шлем или пластинчатый доспех. Скажем, такой доспех гораздо лучше держит удар копьем, чем кольчуга. Это, как сейчас, когда мы носим рубашку, пошитую в Китае с российскими туфлями

Выявляя подобные тонкости, реконструкторы помогают ученым лучше понять эпоху в целом, взаимоотношения между различными народами и этносами. Таким образом, реконструкцию можно рассматривать как настоящий исторический эксперимент.

Долой современное!

Приезжая в лагерь реконструкторов, гости и участники словно совершают путешествие на машине времени. Обстановка там на 90-95% соответствует той, что была тысячу лет назад. Никакой пластиковой посуды и одноразовых пакетов – во времена викингов их попросту не было. Как не было сотовой связи и Интернета. Потому и проводить реконструкцию стараются подальше от города и современной цивилизации. Пища, готовящаяся на кострах, на вкус также мало отличается от той, что вкушали воины после очередной стычки с кочевниками или княжеской междоусобицы. Никаких консервов: только натуральные злаки, мясо, рыба.

Иногда даже возникают горячие споры по поводу аутентичности, соответствия эпохе, — объясняет Сергей. – Но обычно обстановка на реконструкциях теплая и дружеская. Например, в прошлом году мы спонтанно собрали дружину из гостей из разных городов и приняли участие в битве дружин. В итоге наша каличья дружина (от слова калеки – Авт.) заняла второе место. На фестивалях люди встречают любовь, женятся, затем приезжают уже с детьми. Денег за участие никто не получает: все держится на энтузиазме. Потому что все, что мы делаем на реконструкции – часть нас самих

Наша справка:

Фестиваль живой истории «Волжский путь» проводится в Ульяновской области с 2012 года. В этом году местом проведения станет Старомайнский район, где еще в IV нашей эры находилось древнейшее поселение, и сосредоточено свыше 60 объектов исторического наследия: городища, курганы, могильники. Раскопки в районе ведутся археологами из Ульяновска, Самары, Казани и Москвы.

Видео

[видео]

Часть 1

Десный путь в славянском Родноверии

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие