Экспонат Новосибирского краеведческого музея пережил путешествие в Москву и обратно. Там над бубном поколдовали лучшие российские реставраторы. Три месяца кропотливой работы — и он «ожил».

Этот экспонат — один из старожилов Новосибирского краеведческого музея. То на выставке, то в хранилище находится уже почти 100 лет. Принадлежал шаману тофаларов — это малочисленный сибирский народ. Возможно, был насильно отнят у своего хозяина на волне борьбы с шаманизмом в 20-х годах прошлого столетия, предполагают сотрудники музея. Когда шаман умирает, бубен умирает тоже — его символически протыкают ножом.

Но 100 лет даже бережного хранения, когда с экспоната пылинки сдувают и следят за влажностью и температурой, для вещи из натуральной кожи — срок критический. На ней появляются трещины, они превращаются в разрывы, вещь приходит в негодность.

71
Фото: Екатерина Рогатнева, Новосибирский краеведческий музей

Отправляясь в Москву на курсы повышения квалификации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря, сотрудник Новосибирского краеведческого музея Екатерина Рогатнева взяла с собой шаманский бубен. У реставраторов так принято, объясняют музейщики: ехать учиться со своим экспонатом. Работа над оживлением бубна шла под руководством российского светила в этой области — художника-реставратора Натальи Синицыной.

По мнению Екатерины Рогатневой, опасаться предметов культа не стоит. Всё нужно делать с любовью и аккуратностью.

«Бубны как реставрационный предмет всегда интересны, потому что они подвижные. Кожа, натянутая на деревянный обруч, очень сильно реагирует на перепады температуры, влажности.

Нужно подобрать методику, материалы, чтобы они не вредили предмету и выдерживали колебания кожи. Экспонат необходимо восстанавливать гармонично и прочно, чтобы реставрация держалась. Бубны, барабаны, все предметы, где есть натянутая кожа, не любят реставрацию, плохо её держат. Это всегда очень сложные и интересные предметы»,

— говорит реставратор

72
Фото: Екатерина Рогатнева, Новосибирский краеведческий музей

Восстановление бубна продолжалось несколько месяцев. Подобрать кожу в тон, продублировать ей все разрывы, потом оттонировать дублировочный материал, чтобы ремонт стал малозаметен — операция долгая и кропотливая. Этот процесс нельзя ускорить, пояснила Екатерина Рогатнева. Но в итоге в Новосибирск они вернулись вдвоём — реставратор и помолодевший шаманский бубен. Признаётся, что пробовать, как он звучит, после трех месяцев работы не хочется. Хочется на него не дышать.

Бубен отправился в хранилище ждать выставок и встреч с экскурсоводами и посетителями. А мастер принялся за реставрацию других шаманских бубнов из коллекции Новосибирского краеведческого музея. Их в хранилище более 20: каждый со своим характером, историей и перспективой помолодеть.

Поиск

Журнал Родноверие