В Республиканском доме народного творчества состоялась творческая встреча с мастерами кукольного искусства Надеждой Рябчиковой (Алнашский район), Татьяной Михалецкой (с. Завьялово) и Оксаной Гильмановой (г. Ижевск). Она подытожила прошедшую здесь выставку «Кукольные традиции».

Мастерицы рассказали о своём увлечении изготовлением сувенирной, народной и авторской куклы, об особенностях работы в данном направлении, а также о представленных на выставке экспонатах.

Надежда Рябчикова считает, что благодаря куклам она может показать во всём его многообразии удмуртский костюм, историю и традиции родного Алнашского района. Татьяна Михалецкая отмечает, что её вдохновляет красота традиционного народного костюма южных удмуртов, которую она старается передать в куклах. Оксана Гильманова, являясь не только художником, но и психологом, использует куклы в арт-терапии.

Алнашский костюм

Надежда Рябчикова, мастер по народной игрушке, лауреат премии Правительства Удмуртии «Признание», методист отдела туризма Алнашского музея:

Сегодня по всей России большой интерес к традиционной кукле. Кто-то делает её для себя, для души, кто-то нашёл в этом призвание – преподаёт мастерство детям, другие изготавливают на продажу. У всех по-разному, но в целом, мне кажется, людям хочется вернуться к корням, традициям. Только от одной мысли, что таких кукол, возможно, когда-то мастерили твои бабушка или прабабушка, становится тепло на душе. В старину у народной куклы были вполне конкретные предназначения. Так, удмуртские девочки учились на ней рукоделию — шить, вязать. Сейчас этими куклами люди хотят украсить свой дом, рассказать о прошлом детям.

Я стала заниматься куклой в 2004 году. Начинала с простой набивной мягкой игрушки. Потом, изучив историю ремесла в Алнашском районе, попробовала, как наши предки, использовать в изготовлении кукол дерево – треногу из верхушки сосны или ели. Позже стала делать кукол из мочала – тоже в традициях Алнашского района. Первые мои куклы были самые простые, незатейливые – такие, какие делали обычно за несколько минут из подручного материала наши бабушки. Но потом мне захотелось одеть эти куклы в национальный костюм – показать таким образом наш алнашский удмуртский костюм. Я стала использовать много шитья, ткачества, вязания, вышивки. Так куклы преобразились, и мне захотелось показать их на выставках. Я много раз участвовала в различных творческих конкурсах, часто езжу по стране, общаюсь с коллегами. Мои любимые сюжетные композиции – семья. Куклы у меня всегда парочками – женская и мужская фигурка, либо родители с ребятишками

Всё о южных удмуртах

Татьяна Михалецкая, мастер по народной, сувенирной и авторской кукле, лоскутному шитью, дизайнер сценического костюма и этно-одежды, педагог ДШИ:

Сначала я занималась только сувенирной народной куклой. Она без лица, мягкая, из натуральных материалов, всё в ней просто скручено, связано, сшито. Потом захотелось сделать что-то более сложное. Поскольку я разрабатываю этноодежду, появилась идея сделать не обычный костюм, а в миниатюре – на кукле. Ездила с коллегами в экспедиции по Завьяловскому району, изучала костюмы южных удмуртов. Они очень красивые.

Узнав о моём увлечении, женщины стали приносить мне лоскуты от платьев своих бабушек – порой совсем маленькие кусочки: порванные, изъеденные молью. И вот я беру эту тряпочку, которая для меня бесценная, восстанавливаю её, оживляю сверху яркими нитями, и ткань совсем по-другому начинают играть и звучать. Потом делаю из неё куклу или наряд для куклы. Одну из таких маленьких кукол я подарила женщине, которая дала мне лоскут от бабушкиного платья. В память о её бабушке.

Делая куклы, занимаясь лоскутным шитьём, работая с тканью, я ощущаю счастье. Наши предки многое делали своими руками. Моя прабабушка, например, была большая рукодельница, сама ткала. Думаю, это передалось мне от неё

Для душевного тепла

Оксана Гильманова, арт-терапевт, мастер по народной игрушке, член творческого Союза художников Удмуртии:

Я давно изучаю народные традиции. Мне всегда было интересно, как применялась кукла, её действие с точки зрения психологии. В центральной полосе России – в Калужской, Рязанской, Тульской губерниях — в дни летнего солнцестояния была традиция изготавливать в канун Ивана Купала однодневную куколку. На неё навешивали все свои горести и недуги. Потом отпускали в воду, чтобы река всё это унесла. Такое в народной культуре было заложено ежегодное обновление своих душевных состояний.

Как психолог, я пришла к выводу, что кукла, во-первых, даёт возможность диагностировать, что происходит с человеком. Во-вторых, это очень простой и интересный способ с помощью образов, которые ты воплощаешь в кукле, изменять что-то внутри себя, взгляд на окружающий мир.

Действие любой куклы, которую делает человек, огромно и ценно. Особенно это актуально сегодня, когда в силу внешних обстоятельств многие испытывают страх и тревогу. Я создала программу, где с помощью кукол и других арт-терапевтических приёмов мы меняем тяжёлое, волнительное состояние людей на более спокойное, в котором можно жить, существовать и думать о каких-то планах настолько, насколько это сейчас возможно.

Поверьте, работает волшебно! Когда я делаю куклу, у меня самой меняется состояние. Придумываешь образы, и получается целая история, которая тебя захватывает, вдохновляет, веселит, радует. Появляются тёплые воспоминания, хочется поделиться этой историей с другими. Одним словом, кукла даёт возможность прикоснуться к таинствам своей души, к чему-то тёплому, сокровенному, чего нам в жизни порой очень не хватает.

Поиск

Журнал Родноверие