220606 abl
камень из Будров

Находка произошла во время свайкстской экспедиции в регион старолитовского присутствия.

Только на "Свайксте" обратили внимание на "камни-водосборы" – один из которых поваленный лежит возле руин Гольшанского замка, второй недоправленный находится на надречном горном склоне посреди Полоцка, – как пространство свернулось чем громче.

В ходе" свайкстской " экспедиции-паломничества на Обольце, что между Сенном и Толочином, в лесной чаще на днях случайно набрели еще на один камень такого типа. В ходе путешествия были посещены не только Обольцы с их колисником Ягайловым церковью и еще прежним предполагаемым старобалтским анклавом, усиленным старолитовским присутствием в более поздние Казимировые времена, но и одно-второе место поблизости. В глухом лесу в регионе Обольцев и был найден камень, которых на территории нынешней Литвы уйма, а в нашей стране – считанные единицы.

При этом Гольшанский камень-это еще и словно все та же Виленщина, ведь под Вильнюсом сосредоточено с пяток таких камней, а ближе к нам такой же известный в Шумске под самой литовской границей. Тогда как в Полоцке то найден во время раскопок камень, надо думать, – отзыве каких Тавтивиловых-Миндовговых времен. А в регионе Обольцев-видимо, тоже можно было бы говорить о старолитовском культовом наследии, которое здесь было наложил в Казимировое время на наследство старобалтское. (О последнем, напомним, говорит определение "Савирим Обальчанин" в отлиссании Казимиром оболецких земель.)

Камень лежит довольно углубленная в заболоченном лесу, четких троп к нему нет. Рядом-заросший деревьями холм, который красиво огибает (или неслучайно?) Лесной ручей. Как и другие "старолитовские" камни такого типа, он снаружи обработан в цилиндрическую форму; как и в других, поверхность его плоская, а посреди нее-вглубь выдолбленная также цилиндрической формы "чаша". Для того что дни были дождливые, в" чаше " почти до верха накрапана вода. Конечно, Небесной водичкой были омыты глазки

Находка подкрепляет в том, что о старобалтском наследии нужно и говорить, и повторять, и напоминать – не говоря уже о том, чтобы соответствующие здешние святые места посещать, соответствующие прежние практики совершать. Но и посещать, конечно, не абы-как — потому и обойдемся рассказом, а не обозначая координаты. Места там до сих пор сохраняет чистоту и святость, то не теряем этого. Не самое подходящее место на нашем Востоке для инициации в старолитовщину. Свайкстская тропа туда будет протоптана.

Над камнем прозвучало обращение к старобалтским и старолитовским предкам, здешним жителям, — тою речью, понятной их душам, которые и поэтому ходят там вокруг. Ведь, двинувшись интуитивно к месту, — еще подходя к опушке — - поднялась сильная буря, а тогда все и успокоилось. Все продолжается, все продолжаем. Оболецкий край приобретает еще большее символическое значение. В эти дни старолитовский рубеж снова отвоевал себе еще немного на восток.

А на фото – камень из Будров (Budriai) в Скудском (Skuodas) районе Литвы (считается эпицентром таких камней в литовско-латышском приграничном "Курском" регионе), который внешне один в один бы то найден в оболецком регионе камень.

Поиск

Журнал Родноверие