Рассказываем, кто превратил меловой карьер в арт-городок.

— Это всё была практически мусорка, — обводит рукой меловой карьер житель Нововоронежа Евгений Петрович Федоров. — КамАЗы приезжали, сбрасывали мусор и уезжали. А вы посмотрите, места какие!

Заброшенный меловой карьер расположен в селе Архангельском Хохольского района. Место восхитительное. С холма открывается вид на Нововоронеж и на атомную станцию. Меловая тропинка ведёт в карьер. Внизу большая ровная площадка, белые стены. Никакого мусора. Люди приезжают к карьеру на машинах, чтобы постоять, посмотреть вдаль, послушать тишину, сделать красивые фото.

Меловой карьер в Архангельском теперь местная достопримечательность. По дороге можно встретить указатели, помогающие водителям найти его. В туристическое место карьер превратился благодаря Евгению Петровичу. Около шести лет назад здесь появился его первый арт-объект — лик Богородицы с младенцем в виде барельефа на стене. Работа была замечена жителями Архангельского и местной администрацией. Чтобы не портить красоту, люди стали избавляться от несанкционированной свалки, убирать из карьера мусор. На освободившемся месте Евгений Петрович продолжил творческие изыскания. Теперь в заброшенном карьере — целый арт-городок.

Инженер и художник

Евгений Фёдоров — заслуженный работник атомной станции. Он родился в 1953 году в Боровом. С детства тянулся к творчеству, четыре года проучился в изостудии, после школы хотел поступать в художественное училище, но не срослось. Вместо этого он отправился на стройку. Принимал участие в возведении пяти блоков Нововоронежской атомной станции, а также нескольких АЭС в других регионах. А в 1975 году получил специальность дефектоскописта рентгено- и гаммаграфирования.

Увлечение творчеством превратилось в хобби, которому Евгений Петрович уделял свободное время. Спектр интересов широк: это и рисование, и коллекционирование, и резьба по дереву. В 1980-х годах парк в Нововоронеже украшали вырезанные из дерева фигуры, стилизованные под древних славян, — дело рук Евгения Петровича. К сожалению, они сгорели ещё в 90-х. Когда несколько лет назад нововоронежская администрация занялась реконструкцией парка, Евгению Фёдорову заказали ещё несколько деревянных скульптур. Удалось сделать три — фигуры мужчины и женщины в славянском стиле и фигуру воина. На этом финансирование закончилось.

Но пожалуй, главное детище Евгения Фёдорова — это инсталляции в меловом карьере в Архангельском. В апреле 2016 года, аккурат к Пасхе, здесь был создан образ святой Богородицы с младенцем, высеченный на меловой скале. Как рассказывает автор композиции, проезжая как-то мимо карьера, он остановился и спустился туда. Кругом был мусор, одна из меловых стен закоптилась от дыма костра. Мужчина сделал несколько фотографий и поехал дальше. Дома, увеличив изображение на экране компьютера, он увидел, что закоптившаяся часть похожа на силуэт Богородицы. Он вернулся в карьер и стал высекать образ.

Работа заняла месяц. Как говорит автор, пока работал, приходили бабушки, недовольные тем, что он рисует святой образ без благословения. Но работу мастер всё же завершил, несмотря на критику.

— Когда работа была завершена, я поставил свечи, зажёг их и увидел маленькое чудо. Налетел порыв ветра, который загасил почти все огоньки. Потом ещё один порыв — с другой стороны. И все свечи загорелись снова.


На работу над барельефом с Богородицей ушёл месяц. Фото: Игорь Филонов

Волшебный лабиринт

Богородица на меловой стене стала лишь первым этапом благоустройства заброшенного карьера. Через год силами Евгения Петровича здесь появились различные инсталляции. Из меловых столбов мастер вырезал стилизованные под древних славян фигуры людей, установил сделанную из бетона статую палеолитической богини материнства, найденной в Костёнках, украсил композицию бивнями мамонта из бетона (связь с селом Костёнки, которое тут поблизости). По одной из теорий, образ богини Макошь (некоторые учёные предполагают, что найденная фигурка — это именно богиня Макошь) является прообразом Богородицы.

— На неё недавно вандалы покушались, — говорит Евгений Петрович. — Шесть лет простояла, в этом году ей кто-то голову отбил. Это как надо было постараться — её вес килограммов 30! Я не стал новую голову ставить, отреставрировал эту.


Лабиринт с богиней Макошью считается волшебным местом. Фото: Игорь Филонов

Над богиней два профиля — мужчины и женщины. По замыслу автора это Адам и Ева. Между профилями пустое пространство, по форме напоминающее храм.

— Если через этот просвет смотреть на закат, то между мужчиной и женщиной как будто пламя прорывается. Я специально так рассчитал.

Ещё одна композиция — дерево любви. Это флюгер с колокольчиками. При порывах ветра дерево оживает и звучит. Спустя шесть лет после установки дерево оказалось обвязано ленточками и шнурками — у местных влюблённых оно стало местом паломничества.

Ну и, пожалуй, главная достопримечательность — каменный лабиринт «Спираль любви и надежды». Легенда, придуманная когда-то Евгением Фёдоровым, ушла в народ. Порядок такой: надо взять маленький кусочек кремния (осколки лежат в стилизованном цветке рядом с лабиринтом), загадать желание и идти по лабиринту.

— Вы заходите в одном месте, крутитесь между спиралями и выходите в другом месте. Это я сам придумал, — рассказывает мастер. — Думаю, что неправильно — переходить через свой уже пройденный путь. Сюда женщины часто приезжают, желающие выйти замуж или родить ребёнка. Знакомый мне рассказывал, что бессонница замучила. А если приехать сюда перед сном и пройтись по спирали, то спится отлично.

Кстати, туристы придумали ещё одну традицию. Доходя до центра лабиринта, где установлена богиня, они трут ей живот.

— Семь лет всё это просуществовало. Теперь это туристическое место! Видите, накатали дорогу и на велосипедах, и на мотоциклах, и на машинах, — показывает Евгений Петрович.

Находки со дня океана

Меловые отложения в районе атомной станции — это живая история. Миллионы лет назад территория Воронежской области была дном океана. Меловые породы, которые можно встретить в Подгоренском, Павловском, Хохольском, Лискинском, Острогожском и других районах, — это, по сути, осадочные образования древних геологических морей и океанов. В этих отложениях можно найти множество окаменелых организмов, водившихся в воде на заре становления жизни на Земле.

Евгений Петрович — член палеонтологического общества и коллекционер древностей. С частью его коллекции мы познакомились на выставке в Информационном центре Нововоронежской АЭС 29 сентября. На стеклянных витринах были разложены его находки: окаменевшие зубы акул, фрагмент зубной пластины химеры, белемниты (части головоногих моллюсков). Звезда коллекции — огромный аммонит. Миллион лет назад это была раковина диаметром с колесо детского велосипеда. Со временем в раковину набились донные отложения, затем под тяжестью воды раковина лопнула и развалилась, а отложения окаменели, сохранив её форму. И пролежали здесь, в меловой породе под Воронежем, до XXI века. Евгений Петрович нашёл окаменелость несколько лет назад.


Этот крупный аммонит, найденный в карьере, — гордость коллекции Евгения Фёдорова. Фото: Игорь Филонов

— Я решил взять её с собой, — рассказывает Евгений Фёдоров. — А она килограммов 70 весит. Я на мотороллере приехал. Кое-как погрузил, довёз до дома, потом очистил, снял с неё килограммов 20 породы.


«Ангел» выполнен из монтажной пены. Фото: Игорь Филонов

Окаменелости выставляются в помещении, украшенном картинами Евгения Фёдорова. Он рисует природу, экспериментирует с материалами. Например, среди его работ есть картина «Ангел», выполненная из монтажной пены. Евгений Петрович никогда не сидит без дела. Настоящему мастеру по плечу любые задачи — и инженерные, и творческие.

Поиск

Журнал Родноверие