Один из «окаменевших волов».

Обследовано несколько интересных камней, которые могут представлять интерес для археоастрономов и специалистов по сакральной географии.

В прошлом году экспедиция проекта «Уфоком» побывала в Крупском районе с целью обследования нескольких возможных астроархеологических объектов: курганов, чей абрис может напоминать контуры определенных созвездий, а также камня, на котором местные жители разглядели солярные символы. В этом году изучение камня, который условно был нами назван «солнечным», продолжилось.

Летом 2023 года в нашу группу обратился крупский краевед А.И. Радченко, увлекающийся историей своей родной деревни Новые Денисовичи, неподалеку от которой и расположен заинтересовавший нас объект. Анатолий Иванович предложил извлечь камень из земли, чтобы наконец ответить на вопрос о том, находилось ли на его поверхности таинственное изображение или же все это просто досужие вымыслы, не соответствующие действительности.

Перед тем, как расчистить и поставить камень в вертикальное положение (в котором он, скорее всего, находился ранее) мы еще раз опросили местных жителей о связанных с ним преданиях. Напомним, что в прошлый раз удалось найти бывшего учителя истории А. И. Вусика, который и подтвердил нам, что на камне действительно когда-то было «выбито солнце». Кроме того, этот же информант утверждал, что в месте, где находился камень, некогда располагалось «языческое капище». Однако на чем он основывался в своих выводах, так до конца и непонятно.

Во время работы нашей новой экспедиции мы нашли еще двух человек, которые также упомянули об этом знаке. В. В. Макаревич (1961 г.р.) рассказал, что его дед, Дорофей Макаревич, еще в 70-х годах XX века утверждал, что где-то неподалеку от его дома лежит камень, на котором выбито солнце. С. В. Навныков (1950 г.р.), в свою очередь, вспомнил, что тоже слышал эти рассказы. В начале 90-х годов прошлого века он даже «собрал пацанов», которым помощью конструкции из бревен удалось приподнять камень и расчистить его ото мха. Когда они полили поверхность камня водой, то ясно увидели небольшой круг с отходящими от него лучами. На вопрос, что это был за валун, Сергей Васильевич уверенно указал на тот же самый камень, который мы и собирались поднять. Другие местные жители говорили, что на этом месте когда-то стояла церковь, но ни на одной из доступных карт соответствующего строения или хотя бы каплички мы не выявили.


Поставленный вертикально камень.

Уже непосредственно на месте мы решили, что, по всей вероятности, камень составлял группу минимум из двух (или даже трех) объектов, так как в нескольких метрах от первого находился еще один валун с плоской поверхностью. Эти два камня мы обкопали, а затем с помощью трактора поставили в вертикальное положение.

Выяснилось, что «полукруг» на поверхности «солнечного камня» угадывается лишь отчасти и в основном проявляется на изображениях, невооруженным глазом его очень сложно разобрать. А вот «лучи» никто из участников нашей экспедиции увидеть не смог. Тем не менее, перед нами совершенно точно предстал объект со следами обработки: на его поверхности прочерчена линия, а нижняя часть расширена для более устойчивого положения в земле.

Мы проконсультировались с несколькими историками и археологами, которые в целом согласны, что объект рукотворный, однако о его природе нет единого мнения. Было высказано предположение, что камень похож на надгробный памятник с пьедесталом-основанием, но и версию с идолом также никто не исключил. Кстати, на территории Крупского района был найден камень Божае Крэсла, который, как мы ранее предположили, мог иметь отношение к солнечному культу.


Предположительно выявленный солярный символ на камне.

Стоит отметить, что два установленных вертикально камня напоминают некоторые комплексы на территории Литвы, в которых исследователи заметили астроархеологическую составляющую. В частности, можно вспомнить про Камни Ведьм у д. Норейкишкес Пренайского района, предположительно ориентированные на точку восхода Солнца во время летнего солнцестояния. Однако при возникновении подобных интерпретаций относительно их белорусского аналога следует учитывать, что они могли поменять изначальное местоположение и соответствующие выкладки необходимо воспринимать с изрядной долей скепсиса. Следующее слово в этом вопросе, надеемся, скажут археологи и другие специалисты соответствующего профиля.

***

Второй точкой нашей экспедиции стали некие «большие камни» у д. Паляны Борисовского района Минской обл. Информацию о них мы нашли в Фонде фольклорных материалов учебно-научной лаборатории белорусского фольклора кафедры теоретического и славянского литературоведения филологического факультета БГУ (ФФМ УНЛБФ БГУ). Люди считали эти камни священными, а В. И. Саханевич, проживающая ранее в этой деревне, отмечала лишь, что они лежали на поле по дороге к школе.

Вось у нашай… гэта… вёсцы, на полi каля яе, па дарозе як у школу iсцi, ляжалi два вялiзныя камняi. Дык казалi, што яны нiбыта свяшчэнныя цi чароўныя. Паважалi ў нас людзi гэтыя камянi…
ФФМ УНЛБФ БГУ. Ф. 5. Оп. 18. П. 39. Зап. Лаховская Анна Витальевна в 2012 году от Саханевич Валентины Ильиничны, 1938 г. р., г. Жодино Смолевичского р-на Минской обл. (родилась в д. Паляны Борисовского р-на Минской обл.).

Студенческий архив, к сожалению, грешит неточностями, в чем мы уже неоднократно убеждались во время прошлых поездок. Однако в самой деревне мы разузнали, что семья Саханевичей действительно тут некогда проживала. А вот с упоминаемыми в записи священными камнями все оказалось гораздо сложнее. Удалось выяснить, в какую школу ходила Валентина Ильинична, но каких-либо легенд о камнях, расположенных на этой дороге, нам от местных жителей зафиксировать не удалось. Ныне там находится один большой камень на окраине д. Кимия и два небольших – на дороге от д. Паляны к Кимии (их информантка однозначно должна была проходить по пути в школу). Последняя группа явно стянута с поля, но новый владелец участка не смог нам сказать, когда это произошло.

Интересно, что по информации жителя д. Кимия Н.П. Хмеля (1939 г.р.), в лесу за деревней лежат три камня, которые считаются окаменевшим пахарем с волами и называются Быкi. По преданию, один мужик пахал поле на Пасху и второй мужик спросил у него: «Сегодня ж Пасха, что ты делаешь?». «А, Бог простит», – ответил пахарь. Но не тут-то было – за работу в праздник волы превратились в огромные камни, и сам пахарь тоже стал камнем, но меньшего размера. Эту легенду рассказывала еще мать информанта. Истории об окаменевших животных, например, волах, встречаются в различных частях Беларуси. Одна из самых известных – про камни у д. Стебираки, которые наш проект изучал несколько лет назад. Похожее предание записано и о камнях возле д. Мстиж Борисовского р-на.

Раньше на том месте, где сейчас находятся «каменные волы», было поле, но в настоящее время местность обильно заросла лесом. Кроме того, известно, что неподалеку археологами выявлено городище культуры штрихованной керамики, которое лежало севернее деревни Кимия, в урочище Батарея. Памятник датируется периодом раннего и позднего железного века (VI–I вв. до н.э. – I–IV вв. н. э.).

Согласно предварительно сделанными нами измерениям, размеры крупного камня №1 – 320 × 172 × 120 см, камня №2 – 320 × 380 × 160 см, они расположены по азимуту около 168°. Ранее мы уже писали, что стоит обратить внимание на так называемые «каменные свадьбы», азимутальная ориентация камней в которых может быть не случайной. С этих же позиций, совершенно очевидно, стоит посмотреть и на другие выстроенные в цепочку валуны, в частности, те, что были выявлены нами у д. Кимия.

Обнаруженные экспедицией «Уфокома» Быкi в каталогах исследователей до сегодняшнего дня не значились. Мы передали координаты находи специалистам Академии наук Беларуси по этому профилю и, надеемся, что открытый нами объект будет включен в новые книги и статьи и, быть может, получит статус памятника природы регионального или даже республиканского значения.

Следует также упомянуть, что по сведениям Н.П. Хмеля, в детстве, в 40-х – 50-х годах, когда однажды лунной ночью он возвращался домой, то увидел рядом с полной луной белое облако, на котором сидел Иисус Христос, спустив вниз ножки. Святой что-то пытался сказать мальчику, беззвучно открывая рот. Дома мама также пыталась выяснить, что же он говорил, но это так и осталось тайной.

Поиск

Журнал Родноверие