В РПЦ осудили и назвали «вдвойне неуместным» празднование Хэллоуина. Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата, епископ Луховицкий Евфимий заявляет, что это чуждый праздник, который призван к «легитимации злого начала в сознании людей». Однако религиовед Дмитрий Фомин нашел много общего в языческих обычаях славян, кельтов и балтов, а также в праздниках, которые мы до сих пор отмечаем.

«В плане социальном Хэллоуин — это инструмент интеграции нашего общества в пространство западного мира», — говорит архиерей РПЦ, епископ Евфимий. Церковный иерарх подчеркивает, что помимо карнавальной культуры, праздник несет «смерть, кровь и всевозможные ужасы». Что нехарактерно для русской культуры, где смерть всегда была «глубоко сакральным понятием».

О ней не шутят.

«Всевозможные инфернальные культы, к которым, несомненно, принадлежит и Хэллоуин, направлены на дезинтеграцию нашего общества, на отчуждение людей друг от друга»,

— говорит епископ Луховицкий.

Религиовед Дмитрий Фомин рассказал «МК», что в основе современного Хэллоуина лежит кельтский, а позже и всебританский осенний праздник сбора урожая Самайян или Лемурия.

— Конечно, это не наш праздник. О том, как именно было организовано наше язычество, вообще сложно судить, поскольку большинство раннеславянских книг громовников, или «отреченных книг», было уничтожено,

— пояснил Фомин.

Но известно, что в нашей языческой традиции особо почитались дни солнцестояний, летнего и зимнего. Это уже ближе к германскому и скандинавскому дню Мидсоммар, летний такой день у нас Иван Купала. Самый длинный световой день, самая короткая ночь, «когда граница между мирами становится проницаемой». И, по поверью, тоже можно общаться с духами умерших.

- Конечно, атрибутика совсем другая — у наследников кельтов тыква со свечой, или фонарик Джека (кстати, в Ирландии часто была репа, а не тыква). У праславян венок, костер, символизирующий огненного Семарагла, цветок папоротника. Но вот элементы карнавала роднят языческие обряды разных стран. Как и сближение языческих обрядов с христианскими праздниками,

— поведал эксперт.

В Англии и Ирландии церковь постаралась привязать праздник к Дню всех святых. Точнее, это тогда был вечер всех святых, когда и церковью не возбранялось разговаривать с духами, Al Hallows Evening. Что позже и трансформировалось в Хеллоуин.

Религиовед отметил, что у нас тоже много примеров языческих праздников, ставших со временем церковными или народными. Например, Масленица — чисто языческий день, когда сжигали чучело богини зимы, морозов, смерти и увядания Мары-Морены. Огонь символизировал мир Прави и его огненных посланников, крылатых Семараглов. Которые «снег топят, гонят морозы». Или Радуница, которую до сих пор некоторые называют Пасхой мертвых. Это традиционный и почитаемый РПЦ день поминовения усопших, когда надо посетить кладбище.

Или колядки перед Рождеством, когда надевались тулупы, вывороченные наизнанку, маски животных. Одежда наизнанку в славянском язычестве считалась атрибутом нечистой силы, и так наряжались, чтобы нечистые человеку не навредили, приняв за своего. А мех и в маски одевались в честь бога Велеса, который был покровителем животных и сам принимал облик медведя. Ну а сбор подарков, еды и сладостей в мешки наследуют праздникам урожая и этим напоминает обычаи Хэллоуина.

Ранее стало известно, что власти некоторых регионов также сочли неуместным празднование Хэллоуина в школах и других учебных заведениях. Например, в Якутии местное образовательное ведомство разослало письмо с рекомендацией не отмечать чуждый праздник. Так же поступили в Забайкалье, назвав Хэллоуин «непопулярным». В Чите, в Ростовской области, на Кубани и в других городах и весях школам настоятельно советуют воздержаться от «сладких и гадких» мероприятий.

В Татарстане, Ижевске, Удмуртии, Калининградской и Запорожской областях собрались отмечать Тыквенный Спас. Ученикам предложили нарядиться в одежду оранжевых, черных и красных тонов, но обойтись без «нечистой силы».

При этом в РПЦ отрицательно отнеслась к новоявленному «Спасу». Мол, тыква никак не соотносится с образом Господним, в отличие от меда, орехов и яблок. А предложенную в Госдуме идею проводить 31 октября День жутких сказок и историй церковь никак не комментировала.

Поиск

Журнал Родноверие