Корреспондентка «Житья» побывала в общине родноверов — людей, поклоняющихся древним славянским богам, — и стала свидетельницей их обрядов.

Перун нам в помощь!
Корреспондентка «Житья» побывала в общине родноверов — людей, поклоняющихся древним славянским богам, — и стала свидетельницей их обрядов

Необычные объединения религиозного толка — яркая примета нашего времени. Вокруг одних идут ожесточённые дискуссии и царят многочисленные слухи. Другие только набирают популярность. Решать, кому и во что верить, кому стоит доверять, а кому нет — должен сам человек. А наша корреспондентка побывала на собрании одного такого течения — родноверов — и подробно расспросила участников об их обычаях.

Современные родноверы чтят так называемых родных богов: Перуна — божественного покровителя витязей, Сварога — творца небесного огня, Даждьбога — покровителя плодородия и солнечного света — и других. Все они, как считается, берут своё начало от создателя Вселенной — Рода. А помогает ему мать всего сущего Лада. Обычные же люди — внуки и правнуки своих богов.

— Как и многих, меня в детстве крестили, да и потом уже в осознанном возрасте я долгое время не задумывался о вере, — рассказывает член общины Данислав Прокофьев. — А однажды мой знакомый отправился в Индию. Он пошёл к ламам, чтобы узнать, в чём смысл жизни. А те рассказали, что всё, что знают и умеют восточные мудрецы, пришло с Севера со времён Древней Руси, и посоветовали искать истину дома.

Как правило, родноверы ведут здоровый образ жизни, отрицают вредные привычки, не употребляют спиртного и придерживаются вегетарианства.

— Раньше человеческая жизнь исчислялась круголетами. 1 круголет — это 144 года. Так вот жили тогда по 2 и даже 3 круголета, — уверяет Данислав Прокофьев.

— А всё почему? Потому что питались растительной пищей и молочными продуктами. Да и мясоедения славяне не знали. Все известные нам богатыри питались только растительной пищей, но с их силой никто не мог поспорить.

Женщинам же на Руси вообще запрещалось употреблять алкоголь. Поэтому и дети рождались здоровыми.

Глава курской общины «Свето­яры» Ведара Власова и её помощница Светомира Нарыкова проходят обучение в родноверческой академии «Правь», которая находится на Украине. Как и в обычном учебном заведении, здесь есть студенты и преподаватели, экзамены и оценки, вот только факультеты и дисциплины совсем не похожи на традиционные.

Скажем, на кафедре Родосвета изучаются «Основы духовного проводничества», «Священные состояния», «Славянская родовая магия», «Красноречие», «Законы Доли», «Сила Духа». Помимо теоретических есть и практические предметы.

Существует дисциплина «Гадание и предвидение», учат в академии и целительству.

— Да это как Хогвартс, где учился Гарри Поттер, только лучше, — смеётся Ведара Власова. — Два раза в год мы ездим на сессии, сдаём экзамены — в общем, формально это такое же заочное образование.

Основными праздниками считаются дни летнего и зимнего солнцестояния, а также дни осеннего и весеннего равноденствия. Среди обрядов одним из самых важных является имянаречение. У него есть аналоги в современном мире. Ближайший — крещение. Само понятие «имянаречение» означает обретение истинного, родового имени славянина, отличного от того, которое избирается родителями.

Для обряда куряне пригласили жрицу из Старого Оскола Мирославу Хоботову.

Выбрали большую поляну в лесу, где и началось самое интересное. Прежде всего для обряда необходимо установить алтарь, на который имянарекаемые приносят дары богам: ячмень, пшеницу или хлеб, чистую воду, молоко с мёдом, квас — всё исключительно растительного происхождения, поскольку славяне никогда не приносили кровавых жертв своим богам.

Для «таинства» родноверы подготовили старую одежду. Её сжигание олицетворяет отказ от всего злого, дурных мыслей и помыслов, которые были в человеке. После чего имянарекаемые несколько раз прыгали через костёр.

По окончании обряда среди курян появились Радомир, Светомира, Данислав, Ярина, Любава и Добровид. Теперь это их общинные имена. Родноверы не пойдут в паспортный стол, чтобы официально сменить имя, а их знакомые и коллеги по работе будут называть их по-старому. Но это не главное.

— Самое главное — это собственные ощущения,— говорит Светомира Нарыкова.

— Человек должен ощущать единство с природой, единство с другими людьми, жить в гармонии с миром. В этом и есть суть родноверия — благость мыслей и работа над собой. Я сама творю свою судьбу, а природа мне в этом помогает.

Есть мнение

«Родноверие надолго не приживётся»

— Я считаю, что это явление временное и в современном мире не приживётся надолго, — говорит заместитель декана кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета Максим ЛИСИЧКИН. — Тут имеет место обычный интерес, который часто появляется к чему-то новому или, как в данном случае, к хорошо забытому старому. При этом доподлинно известно, что древнее язычество не оставило нам письменных источников. Есть только упоминания, что это было. Современные родноверы самостоятельно реконструируют эту веру, основываясь на самых разных источниках. А среди молодёжи источником вдохновения и вовсе подчас служат художественные произведения в стиле фэнтези — тот же Толкиен. Я бы посоветовал таким людям больше изучать свою историю и обратиться к культурному наследию.

Поиск

Журнал Родноверие