Что Вы думаете о таком подходе и размышлениях одного из наших подписчиков?!

Мифология народов мира — тема неисчерпаемая, отсюда немалое число попыток провести параллели и проанализировать связи, культурные и божественные. К сожалению, если мы говорим о проведении параллелей между божествами разных пантеонов древности, многие исследователи подобного толка оставаясь при этом формальными учёными, не имеющими отношения к практике и слабо чувствующие сакральное, провели неплохую аналитическую работу по выборке формальных соответствий мифологического полотна — сюжеты, функции, эпитеты, артефакты и т.д. что безусловно неплохо, но не несёт в себе полноты понимания реальных соответствий.

Современные же исследователи дошли до того в своих академических междусобойчиках, что признают аутентичными лишь 5 Славянских Божеств. И Сварога среди них нет. Вот так. Сварожич есть, а Сварога нема, украли вороги в академических рясах.

Ну да ладно, научному снобизму и нетленным источникам мы противопоставим разум и личный сакральный опыт. Давайте окунемся не в сравнения а в Славянскую Мифологию как таковую.

Начнём с больной темы, со Славянской Космогонии. И здесь стоит уронить скупую слезу, действительно источников(особливо языческого периода, хе-хе) кот наплакал. Сохранившиеся тексты периода двоеверия рисуют нам библейскую кальку про бога и чёрта, что ожидаемо, но ничуть не интересно. Хотя нет, бог "Салаоф" упомянутый в сих апокрифах возможно и несёт любопытную юмористическую отсылку, но это уже совсем другая история.

Учитывая, что прямых источников нет, как и философских школ языческой древности, оставивший свои труды и комментарии по высшей космогонии, остаётся читать христианские по сути этиологические сказки и легенды или заниматься реконструкцией подлинного Мифа самому. Мне всегда больше по Душе был второй подход.

Итак, с чего же начать? С отношения к Богу Роду как верховному, прародителю всего сущего. Скажем так, я эту гипотезу не принимаю и не отвергаю. Воспринимаю Рода как Род Небесный, то есть совокупность носителей Божественного сознания и Воль, творящих и поддерживающих наш Мир. Если Род — это скорее нечто Единое что дало начало Творению, то каковы же были отдельные Боги-Творцы Вселенной и Космоса? Кто дал первый импульс и послужил основой для дальнейшего усложнения, детализации и овеществления?

Не знаю, что приходит вам на ум, кроме Сварога я никого предложить не могу, источник огненной Животворящей Силы, самого Импульса Творения. Был ли Сварог один в своём изначальном порыве? В христианизированных легендах Богу частенько "помогает" Сатанаил. Что если мы попробуем спроецировать этот миф в истинно славянские реалии? В роли "Злого Бога" (опять же с лёгкой подачи христианской ментальности и двоеверческих реалий) у Славян выступает Чернобог. Но мы же не будем тупо калькировать церковные мифы, давайте подумаем для чего в мифе Богу нужен антагонист? По мне так для проявления принципа Разрушения, который придаёт ценность и динамичность творению, возможность развиваться нелинейно. То есть Чернобог — это не Бог зла и неудач, а Бог разрушения того, что должно быть разрушено по замыслу, в связи с которым идёт развитие вселенной. Всего неистинного, наносного, паразитического, того что мешает развиваться существам и проявляться Духу в материи в полной мере. Кроме того, ценность проявленному бытию придаёт именно энтропия, неминуемость разрушения всего этого великолепия. Хорошо, вот наших творцов уже двое. У нас есть импульс Творения и принцип Разрушения. Достаточно нам этого для запуска творения? Боюсь, что нет, без третьей, уравновешивающей вторую силы. Эта Сила известна под именем Белобога и тоже является персонификацией полярного Разрушению и Смерти принципу Жизни и её Поддержания. Треугольник замкнулся, перед вами реконструированное Славянское Триединство изначальных Богов.

Смело, но беспочвенно скажете вы? Загляните в научное справочное издание "Мифы народов мира", скажу вам я. В конце скромной статьи о Чернобоге идёт небольшая ссылочка: связан с Триглавом. И вот тут начинаются интересности. Триглав по мнению научной редакции энциклопедии — в мифологии балтийских славян трёхглавое божество, чьи три головы символизировали власть над тремя царствами — Небом, Землёй и Преисподней. У Эббона он назван Высшим богом, последовательно связанным с троичной символикой(!). Вообще троичная символика довольно широко распространена для мифологических построений и описаний и выражена в различных троичных процессах, триединстве миров, а также различных триад богов и богинь. Но сейчас нас интересует именно божественная Троица, отвечающая за первоначальное творение. Троица хоть и привычное нашему уху слово, но уже изрядно впитавшее в себя дух и отсылки к Христианству. Славянскую троицу я бы назвал первичным Триединством, гипотетически выраженном в форме Триглава у Южных Славян. Но ведь нет ни единого упоминания о том, что Триглав создавал Мир, скажете вы? А у кого ещё может быть Власть над всеми тремя мирами, как не у объединения изначальных Богов? Я бы сказал даже не Власть как таковая, а норма власти, установленная в виде высших Законов, от которых произошли все законы более нижних уровней. Здесь мы можем вернуться к тому моменту что о Белобоге и Чернобоге практически не сохранилось внятных свидетельств, а также нет прямых подтверждений существований культа, со Сварогом попроще, но и его акадэмики окончательно не признали. Есть ли логическое объяснение тому, что почти не сохранилось свидетельств об отдельных Первобожествах и их культах, не говоря уже о их Триединстве.

Ответ лежит на поверхности. Знания, связанные с первичными процессами творения, хранило и передавало Жречество в широком смысле, которое было искоренено в ходе христианизации. Для обычного люда: крестьян, ремесленников, воинов и купцов куда важнее были насущные Боги функционально охватывающие непосредственные сферы их жизни. Отсюда популярность Велеса, Перуна и других божеств, связанных с календарём и явными процессами, наполняющими жизнь и бытие людей. Отсюда же и постепенное затирание памяти, которой не дают окончательно гаснуть лишь остаточные свидетельства в виде топонимики и отдельных летописных упоминаний, связанных с Чёрным и Белым Богами.

В связи с вышеизложенным любопытным становится зело популярный у околоязыческой и родноверческой тусовки символ который носит новодельное название "Сварогов Квадрат". Опустим академические трактовки символики этого знака, их вы сможете найти на тематических ресурсах. Давайте взглянем на этот знак внимательно, он ничего вам не напоминает? Три геометрические фигуры представляют из себя визуальное и фактическое единство. Ромб, который видят и трактуют академики — следствие, результат переплетения этих фигур. Две из них представляют собой окружности и представляют собой Полюса процесса Творения — Белобога и Чернобога, они уравновешиваются Огненной Животворящей Силой Сварога выраженной в чёткой геометрической форме, символизирующей Начало Творения — квадрате. Он не ограничивает антагонистов, а лишь уравновешивает, обеспечивает их взаимодействие, и баланс течения Мирового Процесса. Я уже не говорю о том, что внутри квадрата в символе образуется прототип свастичного орнамента, символизирующего проявление и очерчивающий границы этого самого творения. Поэтому считаю, что Сварогов Квадрат оказался довольно метким названием, но более осмысленным было бы "Символ Славянского Триединства".

Также, с практической точки зрения имею сказать, что Боги Триединства как создатели Высших Законов, являют собой кворум для Высшего вселенского Суда(надеюсь здесь мы обойдёмся без шуток про «сталинские тройки»). Надо ли говорить, что инициировать такой Суд способен не каждый, да и беспокоить этот Суд стоит отнюдь не по обыденным или мелочным вопросам.

Казалось бы, столь глубокая и интересная тема этим исчерпывается? Но нет, я приготовил для вас новую порцию откровений неакадемического характера!

В начале нашей статьи шла речь о сравнительной мифологии. Так вот, наша первоначальная Триада целиком и полностью соотносится с Индийской Тримурти. (О да, я предвижу горящие стулья ненавистников смешивания Индуизма и Славянского Язычества) Но нет, речь идёт не о смеси. Речь идёт о тождестве триединства Первобогов, выражаемых ими Функций и контролируемых ими процессов, которые осознали и выразили в своих мифах и представлениях люди разных культур. Индийская мифология прекрасно представлена засчёт множества сохранившихся первоисточников и ряда философских школ, занимавшихся углублением сакрального знания. Я не буду вдаваться в детальное описание индуистских переплетений. Достаточно будет сказать о том, что Брахма выполняет Функции идентичные Сварогу и являет первопотенции, обрамленные первоимпульсом к Творению. Вишну и Шива выражают собой антагонистичные процессы Жизни и её поддержания, а также Смерти и разрушения всего закостеневшего, того что мешает рождению новой Жизни и выполняют Функции схожие с Белобогом и Чернобогом. При этом я не говорю о тождественности Славянских и Индийских божеств со схожими Функциями. Учитывая, что Боги очень многогранны, здесь имеет место "рокировка" и смена обязанностей. Но это вопрос личного опыта и ощущений и их верификации. А как считаете вы?

P.S. Если вы решили, что статья закончена, то я решил на этом не останавливаться. Дело в том, что мифы о троих Богах-Предтечах получили своё выражение в таком любопытном пласте источников и "фольклора" как легенды различных тайных обществ (начиная с 13 века). И сюжет этих легенд мягко говоря нетривиален и нетипичен для подобных орденов, так как они повествуют о том, как всесильный Демиург, впав в затруднения обращается к троим Предтечам. Тексты этих легенд можно при желании раскопать у масонов и гностиков, суфиев и хасидов. Вот несколько характерных примеров:

В тамплиерском кодексе начала 14 века («Благодетель наш, Мастер, Сила правой руки») говорится следующее:

«Демиург, который зовётся Хозяином Песка, решил провести рубеж между собой и теми Тремя, кто его создали. Но он не смог сохранить вещи целыми и они стали сыпаться прахом. Ибо Сила ушла из вещей. Испугался Демиург и стал молится тем, кто его создали. Смирив гордыню позвал он Князя Света, Князя Тьмы и Князя Сумерек… Говорят, что они снизошли и научили его, как укрепить вещи…»

Его подкрепляет масонский трактат известный в среде гермесистов как «Печальные речи Принца Субботы», написанный, очевидно, под влиянием хасидских эзотерических сказаний:

«… он назвал себя Единственным, он сказал о себе – «Вот он я – тот Архитектор, кто строит без чертежей и разметки». Но то что он построил, покрылось трещинами и накренилось. И он пытался удержать руками, но руки его обнаружили недостаток силы. И он стал молить своих Учителей о помощи и они услышали его. Они дали ему формулу…»

Также есть текст из Библиотеки Серебряного Улья, попавший в это собрание из частной коллекции некого хасидского мистагога. Этот человек жил в Праге и погиб в пражском гетто в 1941 году. Судя по оставшимся от него документам, его интересовало всё, что касалось истории знаменитого Пражского Голема, созданного в 16 веке раввином Лёвом Ицхакими из комка красной глины. Действуя в рамках избранной темы, коллекционер конечно же не мог обойти вниманием легенду о Демиурге и Предтечах и разыскал аж семь её вариантов — два хасидских, один озенкрейцеровский, три альбигойских и один англо-масонский, а точнее шотландский. Именно этот последний, представляющий собой отрывок из Конституции Эдинбургской ложи Вольных аменщиков.

Вот этот текст:

«Повелитель Песка, тот кто лепит из Красной Глины. Он сказал – это место моё. Я застолбил его Башней и обнёс Оградой. Никто не будет здесь строить, только Я. Он попытался изгнать непокорных Строителей, но они возвращались. Он присмотрелся к непокорным Строителям и увидел, что они вдохновляются на дела свои красотой некоторых избранных женщин. И тогда он велел потомкам Адама убить этих женщин. Так и было сделано. Ослабели Строители и выронив камни, попадали от слабости. Заметил Повелитель Песка, что рушится Ограда и Башня качается. Он хотел поправить, но не смог, а только усугубил разрушение. Отчаялся он и поступился гордостью и призвал на помощь тех, от кого отрёкся, тех перед кем гордился. Они известны нам по-разному. Одни называют их так: Пророк, Спаситель и Убийца. Другие зовут их Князем Света, Князем Сумерек и Князем Тьмы. Есть и такие, которые называют их так: Строитель, Надзиратель и Разрушитель. Их всегда Трое. Кроме них, здесь никого нет. Они истинно присутствуют, а всё остальное – лишь кажется. Они – как зеркала, смотрящие друг в друга под Золотым Углом. Свет мечется от зеркала к зеркалу и всё сущее рождается меж трёх зеркал из взаимных отражений.

Нам известно, что ответил Демиургу каждый из Троих. Князь Тьмы сказал: «Мне всё равно. Я лягу спать пораньше». Князь Сумерек сказал: «Я строю новый Дом на Западе. У меня нет времени для Старого Мира». Князь Света сказал: «Я помогу тебе, но не ради тебя, а ради людей, что умирают в твоих пустынях». И он велел Демиургу – «Яви людям образ твоей Дочери. Пусть твои сыновья вдохновятся её красотой, как наши сыновья вдохновляются красотой наших дочерей. И тогда Созданное отделится от Рождённого, ибо каждый выберет для себя то, что ему близко»

Вот такие вот любопытные свидетельства и легенды, подробное комментирование которых я опущу так как, наверное, уже вас утомил. Сделаю лишь вывод о том, что в легендах описываются Боги-Предтечи схожие по Функциям и со Славянским Триединством, и с Индийской Тримурти.

Но это мои выводы, ваши выводы после изучения и осмысления затронутого мной пласта информации остаются за вами. Жду комментариев и мнений на поднятую тему, насколько она близка и откликается современным язычникам и родноверам(если здесь таковые есть).

Поиск

Журнал Родноверие