Бабий кут — печной угол, шолнуша шомыша, перегородка кухня. Место в русской избе около печи, отделенное от остального пространства дощатой перегородкой или занавеской, табуированное для мужчин и гостей.

В бабьем углу женщины занимались приготовлением пищи, мытьем посуды, мелкими постирушками и прочими домашними делами, а также некоторыми знахарскими действиями (гаданием и лечением детей).

ro3wupdy pq

Печь тесно связана с символикой и практикой родов.

Вплоть до середины XX в. в сельской местности сохранялся обычай рожать в печи, особенно в тех районах, где не строили отдельно стоящих бань. Роженица влезала в печь, положив на под соломенную подстилку — постельничек.

Ей помогала повитуха, которая принимала ребенка, перерезала и перевязывала льняной ниткой пуповину и обмывала младенца теплой водой.

Если ребенок не подавал признаков жизни, тут же, у печи, производились действия, направленные на его оживление.

В деревнях Буйского р-на Костромской обл., как и во многих других местах, такие действия совершали еще на памяти ныне живущих стариков, в 1950—1960-е гг.:

«Девочка мертвая родилась. Бабушка, тетушка (т. е. повитуха. — Т. Щ.) ...полечить ее в печку... колотить и отколотила ее. Девочку-то. Вот ожила девочка-то. Ой, как напугалася-то!»

uy l6orh6mi

Ребенка слегка похлопывали по ягодицам, чтобы заставить откашляться и задышать.

В знахарских обрядах печь символизировала материнское лоно. В ней совершали обряд «перепекания» младенца, который объясняли как его символическое «перерождение»

В печном углу проводили и обряды, направленные на сохранение семьи. В Архангельской обл. женщ ина наговаривала в печную трубу магические слова, чтобы вернуть ушедшего на заработки и надолго пропавшего мужа.

Рано утром растопив печь, она говорила:

«Дым дымовой, верни хозяина домой!» — веря, что эти слова полетят к ее мужу с первым дымом

 lyuomcqbpa

Тот же способ использовался и для возвращ ения потерявшихся домашних животных.

Если корова не пришла с пастбища домой, хозяйка трижды приговаривала в трубу:

«Дым дымовой, пошли коровушку (имя) домой»

В народных верованиях и фольклоре печь — постоянный символ материнства, ее называют «матенка», «матушка», «мать родная».

В пословицах горящая печка сравнивается с беременной женщиной:

«Женщина без живота — что печка без огня»

В обрядах выпечка хлеба или приготовление пищи в печи соотносится с вынашиванием и рождением детей.

Сажая пироги или хлебы в печь, вологодские женщины говорили:

«Матушка печка, укрась своих детушек», а вятские: «Печка матка, пеки, не сожги, моих детушек накорми»

oknqz7ibp y

Необходимый предмет в Б. к. квашня (дежа) — атрибут хозяйки дома, большухи, символизировавший ее обязанность и право печь хлеб для всей семьи.

В обрядах квашня, как и печь, обозначала материнское рождающее лоно.

В Череповецком у. Новгородской губ. при трудных родах звали сельского старосту и просили пролезть через обруч от квашни, поясняя, что так же младенец пройдет через материнское лоно.

О разрешившейся от бремени женщине говорили как о рассыпавшейся квашне — «обручи спали».

В некоторых деревнях Архангельской обл. в квашне проводили обряд «перерождения» маленьких детей при лечении от испуга и порчи.

Ребенка на полчаса сажали в квашню на тесто и прикрывали крышкой.

Если малыш долго не начинал говорить, его сажали под квашню:

«Как мои хлебы кисли, так и ты, мое дитятко, кисни (т. е. полней. — Т. Щ);как мои хлебы всходили, так и ты ходи; как я, мое дитятко, говорю, так и ты говори»

С той же целью его накрывали корытом, при этом мать еще и садилась на него сверху, прямо имитируя роды. В загадках замешивание теста в квашне изображается как зачатье, а набухание теста — как беременность.

ona2lxbwhgo

Поиск

Журнал Родноверие