Глубинной основой всех разнообразных направлений, видов и форм культуры современного общества является народная традиционная культура. В русле народной традиционной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущение, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы празднично-обрядовой жизни и система фольклора.

На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, половозрастные), всего жизненного уклада.

Сохраняя до наших дней свое корневое значение, народная традиционная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического, в которых находит выражение исторический путь каждого народа.

Отечественный опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей (в первую очередь — межпоколенных), потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества. В наши дни этнокультурная доминанта, соединяя усилия всех и каждого в решении проблем культурного возрождения России, служит одной из главных опор общественного сознания. В связи с этим выдвигается ряд задач, решение которых ложится серьезной ответственностью на наше общество в целом и, в первую очередь, на учреждения, осуществляющие государственную политику в области культуры и образования. Становится очевидной необходимость принципиальных изменений в постановке целей и организации всего дела культурного возрождения и строительства на основе национальных традиций.

Анализируя современное положение дел, становится очевидным, что тезис о естественном и неизбежном угасании форм традиционной народной культуры, когда-то принятый за основу в практической деятельности подразделений официальной идеологии и культуры, является методологически несостоятельным и противоречащим коренным интересам общества. Данные современной науки свидетельствуют, что фольклорные традиции, традиции материальной и духовной жизни народа, удерживая на основе преемственности важнейшие начала и стороны его исторического опыта, развиваясь в течение многих веков, обладают естественным и безупречным механизмом адаптации в изменяющихся объективных условиях их бытования. Традиции народной культуры, согласуя в своих законах свойства консервативности и постоянного обновления, выстраиваются в исторически многослойную и, вместе с тем, целостную систему, в которой прошлый опыт, при необходимости, может быть востребован и воссоздан. Традиции не теряются бесследно и сами по себе. Они могут быть подавлены, пресечены в активных формах их существования. Но, оказавшись под воздействием антисистемных сил, свертывая многообразие своих проявлений и функций, традиции сохраняют истоки жизненной силы на глубинных уровнях этнического мироощущения и сознания, на уровне генотипа, возрождаясь в прежних или иных формах при новых благоприятных условиях.

Среди обстоятельств, в которых развивается сегодня интерес к фольклору и этнографии, особую роль играет новый статус фактов традиционной народной культуры, определившийся в последние годы, — статус культурного наследия. В значении памятников отечественной истории и культуры они включаются в систему разнообразной научно-исследовательской, культурно-просветительской, воспитательной деятельности, подлежат тщательному документальному описанию, консервации и защите.

Другая сторона предпосылок, обеспечивающих результативность конструктивных решений в сфере культуры, состоит в том, что в последние десятилетия на основе новых взглядов и подходов в области исследования культурно-исторических процессов, результатов фольклорно-этнографической экспедиционной работы, в силу требований нашего времени, в общественно-художественной жизни возникло направление, главным движущим началом которого стал интерес к традиционной народной культуре. Это направление обрело характер массового культурного движения. Его глубинные основы — поиски устойчивых доминант сознания в стремительном ритме нашего беспокойного бытия, понимание художественно-этической самоценности, жизненной значимости фольклора, других сторон традиционной народной культуры, вера и утверждение здравой логики преемственности поколений. Это движение, обладающее силой стихийного и массового проявления, словно общественный инстинкт самосохранения, выражается в огромном спектре созидательных инициатив, ищет пути преодоления опасной зоны культурной деградации, нуждается в серьезной, квалифицированной и непредвзятой встречной поддержке. Долг науки, долг всех государственных структур, общественных организаций войти в суть дела, поскольку оно затрагивает интересы всех ныне живущих и тех, кто придет нам на смену.

Перспективность организационных усилий, направленных на формирование среды, благоприятной для естественного воссоздания, восприятия и самовоспроизводства традиций народной культуры в большой мере связана с актуализацией функционально-смыслового содержания ее разнообразных видов и форм, действенной стороны каждого явления и всей системы традиционной культуры. На основе именно этих начал осуществлялся процесс исторического бытования культурных традиций народа, раскрывалась в жизни каждого нового поколения логика соотношения законов общечеловеческого и национально-особенного. Уже в силу объективной целесообразности жизненного содержания народных культурных традиций их возрождение в современном культурном процессе представляется не только возможным, но и необходимым.

Отмеченные выше в общих чертах аспекты и проблемы, затрагивающие судьбу народной традиционной культуры, подтверждают насущность постановки ряда серьезных задач, обсуждаемых на конференции.

Первостепенными из них являются:

1.Восстановление и защита жизнеспособности форм традиционной народной культуры как продуктивных элементов современной жизни с учетом их системного характера, функционального значения, местного своеобразия и естественных условий существования.

2. Всестороннее комплексное широкомасштабное изучение народной традиционной культуры, на основе которого устанавливается самоценность и истинное значение каждого ее явления, восполняются и совершенствуются научные знания, разрабатываются методические рекомендации по использованию народных традиций в различных сферах современной жизни (хозяйственно-экономической, социальной, воспитательной, художественной и др.), прогнозируются культурные процессы.

3. Разработка и развитие образовательных программ, создание структур (отделений, кафедр, факультетов) с целью подготовки профессиональных кадров в области фольклористики и этномузыкологии. Организация сети учреждений регионального и федерального масштабов, осуществляющих весь комплекс работ по экспедиционной записи, систематизации, хранению и использованию фольклорно-этнографических материалов.

4. Создание приоритетов, способствующих равноправному включению фактов традиционной народной культуры в современный процесс, развернутая система просветительских программ, квалифицированная пропаганда, направленная на выявление их высокой художественной, этической, историко-культурной ценности.

Неотложное решение этих задач требует планирования на основе комплексного подхода, сосредоточения всех сил, современной организации дела, готовности к длительной, совместной, целеустремленной работе общества и государства.

Анатолий Михайлович Мехнецов — профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, ведущий научный сотрудник Фольклорно-этнографического центра, президент Российского фольклорного союза, кандидат искусствоведения

Поиск

Журнал Родноверие