Наряду с моногамией у славян издревле была известна полигиния (многоженство), чаще бигамия, о чем сообщают различные средневековые хроники, церковные источники, свидетельства иностранцев.
О многоженстве радимичей, вятичей, северян упоминает «Повесть временных лет».
У южных славян случаи двое- и троеженства отмечены даже у священников.
Полиандрия (многомужество) встречается значительно реже (например, у южных славян) и главным образом в виде снохачества — сожительства свекра с невесткой (обычно женой своего малолетнего сына), характерного для патриархальной большой семьи восточных и южных славян.
Брак без венчания, в прошлом нередкий, отмечался в некоторых славянских регионах — у русских Тульской, Ярославской, Воронежской губ., на Украине, в Сербии, Хорватии.
У гуцулов вступившие в такой брак клялись друг другу в верности и послушании при двух зажженных свечах и куске соли.
У болгар северной Странджи покойника, ко торый жил с женой невенчанным, выносили из дома не в двери, а вытаскивали сквозь стену железным крюком.
Пару, вступающую в супружеские отношения невенчанными, считали виновниками засухи, а во время града таких невенчанных супругов выгоняли из дома.
У болгар Баната невенчанные объединялись с некрещеными, самоубийцами и висельниками: всех их хоронили на краю кладбища без священника и колокольного звона.
У русских северного Прикамья о сочетавшихся браком без церковного венчания презрительно говорили: окрутили вокруг столба, обвенчались круг бани ожегом венчались, круг поганого ведра, а невенчанную жену называли навозницей или пожилянкой, невенчанного мужа— пустосёлом.
Сводный (гражданский) брак был распростра нен у многих сект старообрядцев и духовных христиан, не признававших церковного таинства брака.
При так называемом пробном браке (в некоторых районах Моравской Словакии, Боснии, Сербии, Хорватии и Далмации, серб., хорв. покусни брак) невеста после сговора переселялась к жениху, а свадьба и венчание устраивались позже, обычно когда рождался ребенок.
В случае неудачного пробного брака свадьбы не было и невеста возвращалась к родителям, получая иногда вознаграждение.
Брак без свадебного обряда, но с венчанем бывал в случаях похищения невесты и ее самовольного ухода к жениху.
Традиционный свадебный обряд отсутствовал, если невеста венчалась без согласия родителей, тайно от них, иногда (особенно у южных славян) дома, а не в церкви.
Для такого способа заключения брака существуют специальные термины, например, рус. самоходкой (и самоходка), самоходом, самокруткой, молча, крадом, крадышком, убегом, убегом убегать, бегом уйти, бегом убегать, бегушом убежать, убежать замуж, убежать, вкрадце убежать, уходом уходить, выходить из греха, привести на поясе и др.