Аннотация

Статья посвящена социально-философскому осмыслению внешних и внутренних мировоззренческих изменений, приведших к формальному переходу от язычества к христианству в процессе религиозных реформ Киевской Руси XXI веков. Отмечена поверхностность религиозных реформ совпавших с завершением бытования женской модели мира, переход к насилию как универсальному принципу мирового устройства. Одной из причин современного возрождения языческих культов видится искусственная прерванность развития язычества на этапе теизма.

Ключевые слова: религиозная культура, социально-философский анализ, язычество, христианство, религиозная реформа.

Социальные кризисы, как известно, обуславливают активизацию религиозной составляющей культуры. Рост р елигиозности, в частности в Украине, кроме активизации традиционных конфессий, проявляется в «возрождении» культов язычества. Несмотря на множественные усилия по преодолению язычества, оно продолжает выступать альтернативой христианства, «прорастает» в самом христианстве.

Международный научно-исследовательский журнал № 3 (45) • Часть 5 'Март

Язычество определяется как «народное верование» противопоставляемое христианству, причем полиморфность «язычества» не замыкается исключительно на политеизме. А. М. Колодный выделяет три этапа в развитии религиозных верований дохристианской Киевской Руси: чувственно-сверхчувственный, демонологический и теистический. Первый присущ первобытному обществу и включает «ранние формы религии». Второй относят к мезолиту, когда «дух» вещей постепенно приобретает свою независимость. Третий характерен для дифференцированного общества [2, 7-10]. По мере развития религиозной культуры и отдаления человека от природы, почитание её стихий трансформируется в поклонение силам, получающим характеристику высших. Теистический этап выделяется формированием понятия о божестве на базе делегированных ему человеком гипостазированных качеств.

С переходом от первобытнообщинного к сословному обществу происходят трансформации в положении богов, например, возвышение бога-воина Перуна в Х-Х1 вв., ранее находившегося в основном пантеоне, но не занимавшем место первобога. Воплотился этот процесс в «религиозной реформе» князя Владимира (980-1015 гг.). Демонстрируя народу свои религиозные приоритеты, князь воздвиг рядом со своими хоромами «кумирню» избранных славянских богов. Особым расположением князя пользовались Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь. Но княжеский пантеон игнорировал почитаемых богов Рода и Рожаниц, Сварога, Велеса, Переплута, Ладо, Леля, что расценивают как выражение тенденции развития княжьей власти, опиравшейся на дружину. По археологическим источникам идол Перуна был крупнее по размеру, кумиры других богов пропорционально уменьшались к периферии. Такие соотношения отражают монотеистические тенденции в развитии религиозной культуры.

Показательным предстаёт сравнение княжеского пантеона не с киевскими кумирнями, а с воплощением модели языческого мировоззрения прошлого Збручским идолом [4, 63] — известняковой почти трехметровой отесанной четырехугольной в сечении глыбой, каждая из сторон которой покрыта рельефными изображениями. На лицевой стороне идола изображена богиня Макошь с Рогом Изобилия. На тыльной стороне — Даждьбог, сын небесного Сварога. На стороне слева от Макошь — Ладо, справа — Перун. То есть, Ладо-Любовь, семью, продолжение рода — оберегает с тыла бог молнии и войны Перун. Обратим внимание на то, что мир «собирает» женщина (Макошь), являя женскую модель структурирования космоса.

Рост социального неравенства и нестабильности возвышает роль мужчины и насилия. Борьба Владимира за власть способствовала выдвижению новой силы и нового источника изобилия в пантеоне князя Владимира — дружины. При таком рассмотрении насилие Владимира над братьями в борьбе за княжеский стол и насилие в процессе крещения Руси обусловлено трансформацией религиозной культуры. Трансформации отразившейся в переходе от женского к мужскому, от любви к насилию. Можно представить насколько драматичным было разрушение традиционного мировоззрения. «Путята крестил мечем, а Добрыня — огнем», — эта поговорка известна не только из Иоакимовской летописи, но и подтверждена археологически [3, 9].

Можно сказать, что религиозная реформа князя Владимира — закономерный результат мировоззренческих изменений свойственных теистической фазе язычества с характерным для нее перманентным перераспределением функций определенных богов, выходом на первый план насилия как нового универсального принципа мироустройства. Ведущими диалектическими противоречиями христианства также являются «любовь» и «насилие».

Надо отметить, что мировоззренческие изменения не были повсеместны. Прежде всего, они касались княжьих служилых людей. «Безмолвствующее большинство» в новых условиях избирало «двоеверие» [1, 43-53], время от времени протестуя против усиления духовного гнета всплесками язычества. Обращает на себя внимание непрекращающаяся борьба христианства с латентным язычеством. Под покровом христианства и сегодня дремлют архаические слои украинской религиозной культуры, в периоды кризисов одухотворяющие силы окружающей природы, вызывая ощущение неисчерпанности развития теистической фазы язычества.

Литература

1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего

большинства; [монография] — М.: Искусство. 1990. — 396с.

2. Колодный А.М., Лобовик Б.А. Филиппович Л.А. Религия в духовной жизни украинского народа. — Киев: Наукова думка, 1994, — 203с.

3. Никольский Н.М. История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.

4. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.:Наука,1978 — 783с.

Поиск

Журнал Родноверие