Ряженые у нас делились на две большие группы: шобонные и нарядные.

Среди шобонных были популярны зооморфные маски: медведь, конь, гусь. Но особенно большой интерес вызывали те, кто изображал персонажей не из этого мира, к которым относились «беленькие» и «покойник». Шобонные надевали шубы навыворот, обувь на босу ногу, корзины или горшки на голову, покрывали лицо марлей. Беленькие рядились во все белое. Эта группа ряженых могла позволить себе поведение, совершенно недопустимое в обычное время, в обыденной жизни. Они с шумом врывались в дома, опрокидывали кадки с водой, а порой и с тестом. Ходили по порядкам и собирали все, что могли унести: конные сани, сбрую, дрова, ведра, — стаскивали в одно место на деревне, так, чтобы кучу трудно, было разобрать, или сбрасывали все в овраг. Рассыпали поленницы, завешивали окна домов тряпками, забрасывали попавшую под руку утварь на крышу, заваливали ворота хламом, затыкали печные трубы. Особенно буйствовали «беленькие». Они могли завалить прохожего снегом, натереть ему лицо и даже побить кнутом. В эту группу ряженых входили, в основном, деревенские парни, иногда молодые мужики. Поведение этих ряженых порой воспринималось односельчанами с досадой и гневом, поскольку иногда наносило материальный ущерб, заставляло проделывать дополнительную серьезную физическую работу. Однако наказания за такие шутки в святочное время никогда не было.

Среди шобонных старожилы вспоминают также простоволосую женщину с зелеными волосами – русалку — и покойника.

Одна из респондентов ежегодно рядилась покойником, она вспоминает:

«Одевалась во все белое, перед входом в избу ложилась в гроб, меня заносили в дом. Поп начинал меня «отпевать», а я то глаза внезапно открою – все шарахаются, то рукой кого-нибудь ущипну, а под конец встану из гроба и давай всех ловить, хватать, — прятались от меня кто на печку, кто на полати. Визг, смех – все было. Вспоминают также, один мужчина, который очень любил рядиться и каждый год активно участвовал в святочных забавах, однажды нарядился попом и явился в дом, где собрались пожилые женщины, с вестью о том, что его просили зайти и отпеть покойника. Начав отпевание: «помяни, Господи, души усопших рабов твоих», — он перечислил имена всех присутствующих»

И даже такая острая шутка вызвала только смех. Эта группа ряженых, кроме костюма, ежегодно сочиняла и небольшой сценарий, по которому и действовала. Иногда импровизировали на ходу, согласно выбранному костюму. К таким ряженым все относились одобрительно и долго помнили наиболее удачные шутки.

Нарядные, в отличие от шобонных, одевались в старинную одежду бабушек, украшали себя вышитыми полотенцами, тюлевыми занавесками, шили шаровары из платков, использовали украшения – бусы, ленты. Эту группу ряженых составляли, в основном, молодые девушки. Они, обычно не пользовавшиеся косметикой, красили лицо: губы, щеки, брови. И при этом раскрашенное лицо старались закрыть так, чтобы никто не узнал. У этой группы ряженых также был свой небольшой сценарий. Обычно они представляли или свадебный поезд или цыган. Основной целью девушек было, зайдя в дом, посмотреть, как живут знакомые парни, своими глазами увидеть порядок в доме потенциального жениха, добрая или злая у него мать, и в то же время, продемонстрировать себя с лучшей стороны. Именно они пели хозяевам домов, в которые заходили, колядные песни.

Поиск

Журнал Родноверие