Сразу на въезде в деревню Сигово в одном из старых хозяйственных помещений открылась Народная керамическая мастерская, где керамист Елена Макарова проводит для всех желающих мастер-классы по ручной лепке и гончарному мастерству. На этом же участке стоит и дом родителей Лены. Но как ни странно, псковских корней у художницы нет. Тринадцать лет назад она вместе с семьей переехала в Печорский район из Москвы. Историей переезда и жизни на Псковщине Елена Макарова поделилась с Псковской Лентой Новостей.

Коммуна анархистов

«Это было в 2010 году. Цель переезда была романтическая. Вместе с командой друзей мы хотели сделать коммуну, растить пермакультурный огород («ленивый» огород, сбалансированная экосистема, которая может работать без вмешательства человека — прим.ред.), частично или даже полностью обеспечивать свое существование и даже, возможно, жить вместе под одной крышей»,

— вспоминает Елена Макарова.

До переезда в деревню Лена жила в Москве, где работала в фарфоровой мастерской у ученицы своего отца, тоже художника-керамиста. У девушки уже была семья: муж и двойняшки-дочки. А еще были друзья из Петербурга и других городов России, с которыми семью связывали общие взгляды.

«Сразу скажу, что мы не анастасиевцы, не родноверы. Единственное, чем мы были увлечены тогда, — это анархизмом с его отрицанием иерархического общества. Мы хотели интегрироваться в местные школы, показывать фильмы социальной направленности в местных кинотеатрах», — рассказала она. Добавив, что один из их друзей, действительно, работал учителем в местной школе несколько лет.

Для жизни вдали от большого города рассматривали места под Петербургом, потом Краснодарский край. В итоге часть друзей обосновались в теплых краях. А Лена с мужем Кириллом и еще несколько друзей поселились в Печорском районе Псковской области.

Идея коммуны вылилась в строительство общего дома. «Буквально через год мы взяли в аренду у государства несколько кусочков земли и стали там строить сообща один дом — двенадцатигранный. Для строительства использовали ресурсы, которые можно было найти по минимальной цене — практически бесплатно. Каркас был из кругляка из сухостоя, стены — из соломы и тростника, обмазанные глиной. Это все местные материалы»,

— пояснила она.

Друзья планировали построить несколько домов по соседству и создать экопоселение, чтобы выращивать пермакультурный огород и применять методы экологического земледелия. То есть сажать овощи не отдельными грядками, а вместе. «Мы читали, что растения прекрасно растут в симбиозе и помогают друг другу: кто-то отпугивает вредителей, кто-то приносит что-то полезное в почву», — говорит наша собеседница.

Но вести совместное хозяйство не пришлось — на этой земле было очень много борщевика. И поскольку рядом тоже были бесхозные земли, опасное растение стало наступать на новых жильцов. Выкапывание сорняка, засаживание участка картофелем не принесло ожидаемого результата.

К тому же, никто из участников коммуны раньше не жил на селе:

«Мы ничего не знали. Когда нам отдали коз, мы радостно их взяли и потом узнали, что оказывается коз надо покрывать, чтобы у них продолжало приходить молоко каждый год!»

Первыми отказались от идеи коммуны как раз Лена и Кирилл.

«На тот момент мы были единственными, у кого уже были семья и дети. Поэтому мы были первыми, кто отсоединился. Все-таки под одной крышей жить нескольким семьям — сложно. Но при этом мы единственные, кто остался здесь жить постоянно»,

— говорит она.

По ее словам, какой-то период в году здесь живет только их друг Михаил, который занимается производством печей, остальные — приезжают на выходные, но живут и работают, в основном, в Петербурге. А здание, которое было возведено совместными усилиями, теперь считается общим и иногда используется как гостевой дом.

Энтузиасты и идеалисты

Сейчас Лена с мужем и детьми живет на хуторе на приграничной территории. Но этот дом удалось найти не сразу. Первым местом жительства была деревня Буравеньки.

«Друг наших друзей, тоже художник, снял домик на зиму в этой деревне. Поселился там с козой. И узнал, что один из домов пустует, и если в него кто-нибудь не поселится, то совсем придет в упадок. В этот момент мы как раз занимались поиском жилья»,

— вспоминает Елена Макарова.

По ее словам, Буравеньки — деревня необычная: в 70-е годы там приобрели несколько домов художники и певцы романсов. «Мы жили в доме, который принадлежал певцу по фамилии Чернов, который потом уехал за границу. И поскольку хозяина дома не было в России, мы не смогли подключить там электричество, — говорит наша собеседница. — Мои родители сначала были в ужасе от того, что я уехала с маленькими детьми и мужем в какую-то псковскую глушь, в деревенский дом с плохими условиями».

Впрочем, по ее словам, условия жизни на новом месте «никаким даушифтерам и не снились». Туалет был на улице. Проблему с отсутствием электричества пришлось решать путем установки солнечных батарей, но для работы бытовой техники их явно было недостаточно. И маме двух малышек приходилось много стирать вручную.

«Но тяготы не ощущали. Копали огород лопатой — потому что техники никакой не было. Мы были энтузиасты, идеалисты и слегка сумасшедшие»,

— вспоминает она.

Пару лет семья прожила в экстремальных условиях, и только потом обзавелись более комфортным деревенским домом. За годы жизни в деревне в семье появилась еще одна девочка. С троими детьми в деревне нелегко: ежедневно приходится возить их на занятия в Изборский лицей, поскольку школьный автобус на дальний хутор проехать не может, затем забирать с дополнительных занятий в Печорах. Иногда зимой дорогу настолько заносит снегом, что занятия в школе отменяются.

Но обратно в столицу семья возвращаться не планирует. Более того, родители Лены тоже купили дом в деревне Сигово, куда время от времени приезжают.

«Я очень рада, что они выбрали Сигово, а не Печоры и не Изборск, как они сперва хотели. Сейчас они приезжают раз в месяц, ходят по окрестностям, удивляются красоте и тишине. Я надеюсь, что на старости лет они сюда переедут и будут жить постоянно»,

— отмечает Лена.

Содружество мастеров

«Москва — город не для жизни, а исключительно для зарабатывания денег. Я туда попала в подростковом возрасте, и мне было безумно интересно. Но довольно скоро столичные дела прискучили»,

— вспоминает Лена.

А жизнь в деревне за десять лет не наскучила. При знакомстве с местными жителями оказалось, что вокруг очень много творческих людей. «Многие люди занимаются ручным трудом, ремесленничеством. Кто-то делает сыр, кто-то пряники, кто-то — столярничает. Муж на тот момент тоже столярничал и занялся пивоварением. Я занималась керамикой и мечтала о своей мастерской. И тогда мы придумали такую историю, как «Содружество изборских мастеров»», — вспоминает Лена.

Торговля за общим прилавком оказалась привлекательной и выгодной. Помимо совместных выездов на ярмарки, предприниматели придумали уникальное предложение — подарочные наборы. В деревянную коробочку с наполнителем из трав и мхов собиралась продукция ремесленников: варенье из шишек, льняное или конопляное масло, сладости, напитки. Из необычного — ячменный или желудевый кофе или березовый сироп. Лена пояснила, что березовый сироп — это аналог кленового. Причем, для приготовления литра такого сиропа необходимо 100 литров березового сока.

Наборы фермерской продукции с удовольствием заказывали и псковичи, и жители обеих столиц. Но пандемия коронавируса резко сократила продажи, а потом закрылся главный канал продвижения продукции — Инстаграм*. Сейчас идет работа над сайтом и продвижением группы мастеров в соцсети ВК, но пока до прежних объемов продаж далеко.

Своя мастерская

Зато появилась другая, личная история мастера-керамиста Лены Макаровой. В прошлом году художница выиграла грант на свою мечту — создание собственной мастерской. И теперь у нее есть свое творческое пространство.

Мастерскую оборудовали в помещении хлева на участке родителей Лены в Сигово.

«Стены были такие же, с ними мы ничего не делали. Вставили окна, так как было темно. В прошлом году осенью не было дополнительного теплого месяца, сразу стало холодно. Поэтому вся стройка началась только в мае. Что успели, то успели. Может, к следующему году удастся здесь помещение утеплить, и тогда это будет мастерская круглогодичная»,

— говорит наша собеседница.

А продвижению проекта снова помогли друзья. Накануне открытия мастерской «случился фестиваль». «Нам позвонили наши друзья-художники из Петербурга и сказали, что хотят провести в нашей местности фестиваль «А лисички взяли спички». Такой фестиваль уже проходил в прошлом году в Ленобласти. В этот раз он прошел в Сквошино, возле нашего круглого дома посреди борщевика. Борщевик тоже использовался как арт-объект. Мы провели мастер-класс по технике обжига раку, сделали и обожгли глиняную скульптуру. Теперь она временно стоит при входе в мастерскую».

Помог ли фестиваль, или место для размещения мастерской было выбрано удачно, но на мастер-классах у Елены Макаровой посетители были все лето — многие просто проезжали мимо и заходили.

«Приготовлений к мастер-классу минимум: у меня уже готовая глина, уже намешанная, я ее купила в пластичном виде, пригодном для лепки. Раскладываю подложки, выдаю скалки. Рассказываю, что можно слепить — кружку, тарелочки, ботаническое панно, летом оно идет на ура. На улице можно просто набрать листиков и, даже не обладая художественными навыками, можно взять природную вещь и воплотить ее в глине. Это можно сделать за полчаса»,

— рассказала художник-керамист.

Чуть посложнее — лепить чашки, домики для свечек. В принципе, можно реализовать любые творческие фантазии. И даже покрыть изделие глазурью:

«Детям перелагаю сразу расписать. Мы немного подсушиваем изделие феном и расписываем ангобами — это специальная краска, состоящая из глины и пигментов».

Слепленное изделие неделю или две сохнет, затем мастер обжигает его в специальной печи. И оправляет почтой адресату.

Особенно дороги художнице посетители, которые приезжают на мастер-классы не по одному разу.

«Мне это интересно, потому что можно передавать мастерство.

Я считаю, что из ремесла не нужно делать секрета, нужно это продвигать и делиться. Ремесла в городах вообще забываются. Даже название моей мастерской — Народная керамическая мастерская. Потому что это именно возвращение к истокам»,

— сказала она.

По словам художницы, раньше в деревнях был какой-нибудь мастер: кузнец, столяр, гончар, которому детей могли отдать подмастерьями.

«Пока я только своим детям передаю мастерство. Они уже сами лепят и даже небольшие заказы могут сами выполнять. Но буду рада и другим ученикам»,

— сказала она.

А пока в керамической мастерской Елены Макаровой рады всем гостям, кто стремится к творчеству и созиданию и хочет создать своими руками оригинальные керамические вещицы, способные украсить и сделать уютным любой дом.

Поиск

Журнал Родноверие