Фото: Фото предоставил Александр Будейчук

Три года в Яремче на Ивано-Франковщине работает музей-фотостудия "Альпеншток". Его создали отец Александр и сын Михаил Будейчуки.

Основатели исследуют гуцульские традиции, культуру. Раз в неделю выбираются в экспедицию в горные деревни.

Gazeta.ua Александр Будейчук признался, что музей планируют переименовать.

"Хотим назвать-Музей мольфарства, потому что имеем много связанных артефактов. Во время экспедиций поняли, что мольфары до сих пор есть едва ли не в каждом гуцульском селе. Они никуда не исчезают, а передают дар кому-то перед смертью. Среди предметов, с помощью которых мольфары выполняют действа, есть камень с отверстием внутри. Что с ним делают — не рассказывают. Есть мольфарская Громовая палка. Говорят, если в лесу увидеть змею, которая хочет съесть лягушку, то их той палкой надо разогнать. Она станет Громовой и можно будет отогнать град, если говорить определенные приговоры",

- говорит исследователь.

Он был убежден, что мольфарство исчезло, пока не начал эту тему глубже изучать.

"На Гуцульщине оно появилось поздно. Учителя и первые школы были в конце XIX века. До того люди не умели писать. Были церкви, но христианство переплеталось с язычеством. То есть праздники христианские, но обряды языческие. Люди обращались к священникам, но никто не мог помочь так, как это делал мольфар. Их боялись, уважали, уходили со всеми проблемами. Сейчас им так не верят. Но они есть, у их домов до сих пор очереди. Там ставят палатки и ждут днями, чтобы услышать их совет. Ведь мольфар не обязательно выступает как врач, но и как психолог. Потому что это люди постарше, с опытом. Они сильны, хороши и много знают. Имеют связь с природой, определенными силами, поэтому многое чувствуют"

Поиск

Журнал Родноверие