Сотни тысяч людей без доступа к электричеству из-за оборванных линий и отключенных ветряных мельниц, поврежденные здания, сломанные деревья, смертельные случаи — последние несколько дней принесли в нашу страну сильные штормы, которые оставили после себя неинтересный пейзаж. По данным Института водного хозяйства и метеорологии, улучшение погоды ожидается только сегодня (20 февраля).

Земля взбесилась — так называется статья Катажины Койзар, в которой она пытается объяснить порывистые ветры на страницах OKO.press в контексте высказываний экспертов о климате и погоде. Безусловно, учащение подобных явлений — следствие нашего влияния на климат (наряду с другими, природными факторами, разумеется). Наука объясняет этот феномен — в двух словах — накоплением энергии в атмосфере, которая таким образом стремится рассеяться.

Хорошо, но "гнев Земли" довольно сложно уложить в рамки чисто натуралистического объяснения. Что же мы можем сказать об этом в контексте туземных верований?

Некоторые туземцы во второй половине февраля поклоняются Стрибогу, богу, в чьи полномочия входит ветер. Хотя праздник "весеннего гриба" в определенный день февраля можно смело отнести к турто-славянским изобретениям, этот период действительно связан с поиском первых признаков весны, которые также приносит нам ветер. Поэтому поклон и молитва Стрибогу в это время не лишены смысла, а после недавних бурь разве кто-то будет в этом сомневаться?

Хотя боги назначили человека распорядителем Земли, образ цивилизации, в которой нам дано жить, ставит под сомнение нашу компетентность в этом вопросе. Противники климатического и экологического активизма часто пытаются переложить ответственность на государство, в котором мы живем, говоря о выбросах в Китае и других промышленно развитых странах. Но так ли чиста наша совесть? У нас самая большая угольная электростанция в Европе, мы последовательно бетонируем наши города, мы даже поднимаем руку против национальных парков — достаточно упомянуть передачу христианским монахам частицы Святого Креста с границ Свентокшиского национального парка (!) или вопрос о стене в Беловежском лесу.

Таким образом, у нас есть веские основания воспринимать экстремальные погодные явления как проявление божественного гнева. Конечно, это ни в коем случае не отменяет естественного объяснения этих явлений — одно дело физические механизмы мира, а другое — те, кто их создал и привел в движение. Нам также бесполезно, если пустые слова молитв и невольные жертвоприношения не сопровождаются действиями. Наш долг доверия давно исчерпан, и хотя наши Боги и Богини далеки от образа невротичного, медлительного мстителя, знакомого нам по доминирующей в этой стране религии, они тоже могут рассердиться — и имеют на это полное право.

Так что пора взяться за работу и позаботиться о том, что нам дано. Забота о благополучии нашей планеты — это моральный долг каждого из нас. Мы не можем безучастно наблюдать за тем, как те, кто ее разрушает, навлекают на себя божественный гнев — ведь на нас устремлены взоры как прошлых, так и будущих поколений. Давайте учиться, организовывать и действовать в защиту природы, и пусть это станет нашей повседневной жизнью.

Поиск

Журнал Родноверие