С древнейших времен в верованиях славян закрепилось понятие о душе как о бессмертной сущности, которая поддерживает жизнь человека. Представления о духе различались от региона к региону, и потому до наших дней сохранилось множество необычных поверий об этой загадочной субстанции. Рассказываем, откуда берется душа, где она обитает и как может путешествовать при жизни и после смерти в представлениях славян.

Юрий Люкшин. Вещий сон Святослава (фрагмент). Иллюстрация к поэме «Слово о полку Игореве». 2002. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Где находится дух

Понятие о духе сложилось у славян еще во времена язычества, позднее на него повлияли постулаты о бессмертии души в христианстве. Дух понимали как сущность, отдельную от тела, а плоть считалась его вместилищем. Равнозначными они не были: главным в человеке считалась душа, его жизненная сила. Славяне верили, что ей обладают все люди без исключения, но у христиан душа была особенно светла.

До рождения человека его дух находился у Бога, а затем творец вкладывал его в тело. Представления о том, когда именно у человека появлялась душа, разнились: верили, что это происходило в момент зачатия, в середине беременности или сразу после рождения. Существовали также поверья, что в новорожденного переходит дух умершего, так как душа живет вечно и способна перерождаться.

Не было единого представления и о том, где именно находится душа в теле человека. Чаще всего местом обитания духа называли середину туловища, область около сердца или сам этот орган. Другим распространенным вариантом были легкие: в народном сознании вздох был неразрывно связан с силой жизни.

Эти поверья вторили библейским текстам: в Книге Бытия сказано, что, создав первого человека, Бог

«вдунул в лицо его дыхание жизни»

Согласно другой теории, дух обитал во всем теле человека и циркулировал в нем вместе с кровью. Реже его вместилищем считали голову или шею. Например, в Южной Сибири верили, что божественная сущность находится в трахее, дыхательном горле, ведь его повреждение неминуемо приводит к гибели человека.

Более того, считалось, что покидает тело душа именно с прекращением дыхания, что отразилось в выражении

«испустить последний вздох»

О дыхании в большинстве случаев мужик знает едва ли не одно только, что мы дышим ртом и носом, сущность же процесса иногда понимает так, что это трепещет душа.

Гавриил Попов. «Русская народно-бытовая медицина»

В некоторых краях верили, что дух живет в животе, а именно в желудке или печени.

Собиратель фольклора Владимир Даль писал:

«…поверью, что душа сидит немного пониже, в желудке, соответствует положение брюшных нервных узлов, называемых также брюшным мозгом и седалищем животной души»

Согласно другим старинным теориям, бессмертная сущность концентрировалась в волосах, поэтому сжигать их в некоторых регионах считалось грехом. Сохранилась легенда о том, как женщина видела в аду грешницу, сжегшую при жизни свои локоны: за это ей приходилось вытаскивать их по одному из пламени. Такие воззрения легли в основу обычая собирать остриженные пряди, а после смерти класть их в гроб вместе с хозяином.

Как выглядит душа


Максим Шешуков. Дедушка ангел (фрагмент). 2010. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск», Свияжск, республика Татарстан

Какой бывает бессмертная душа, тоже представляли по-разному. Считалось, что дух видят не все люди, а только праведники или дети. Верили, что его можно заметить в особый период, сразу после смерти человека или в течение следующих суток. По другим поверьям, душа сохраняла земной облик до сорокового дня.

Часто образ души понимали как нечто нематериальное, воздушное, похожее на дуновение ветра или летящее облако, туман, дым или пар. Плохо видимая сущность могла принимать форму столба или очертания человеческого тела. Чаще ее можно было не увидеть, а услышать. Историк Александр Афанасьев отмечал, что белорусы принимали громкий звук ветра в печной трубе за дух, который отправили на землю за покаянием. А моряки считали завывание ветра плачем утопленников, осужденных прозябать на дне моря.

Иногда душа, по поверьям, являлась людям в виде огня. В Тамбовской губернии была известна легенда, что в месте, где хоронили удавленников, видели возникшие из ниоткуда горящие свечи. В другом варианте былички — истории очевидца о встрече с нечистью или магическими силами: свеча якобы горела на могиле безвинно повешенного до тех пор, пока по нему не совершали поминки. Связь огня и духа в народном сознании отразилась и в некоторых приметах. Например, если у новобрачных под венцом погаснет свеча, то считается, что один из них вскоре умрет. Другим зловещим знаком может стать и быстро прогоревшая свеча: у кого из молодых быстрее догорит фитиль, тот покинет этот свет первым.

В старину верили, что бессмертные сущности связаны со звездным небом, куда после смерти отправляются души, чтобы светить живым. При этом бытовали и противоположные представления: существовали легенды о том, что при рождении каждый человек получает свою звезду, которая после его смерти падает и гаснет. Поэтому, когда видели падающую звезду, говорили: «Чья-то душа покатилась!» В Пермской губернии, например, считали, что звезд на небе столько же, сколько людей ходит на земле. По другим убеждениям, след от падающей звезды говорил о том, что в этот миг ангел спускается на землю за духом, и если успеть загадать желание, то оно дойдет до Бога и исполнится.

Коли звезда падает, то это ангел за душой усопшего полетел; а если успеешь, не дав угаснуть этой искорке, пожелать чего-нибудь, то оно исполнится; ангелы на этом перелете никому ни в чем не отказывают.

Владимир Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Душа как птица


Юнер Насыров. Сон (фрагмент). 1995. Башкирский государственный художественный музей им. М.И. Нестерова, Уфа

В старину верили, что душа кроме бесплотных форм может иметь и особенное материальное воплощение. Часто ее представляли как насекомое — бабочку, пчелу, муху, жука. Верили, что дух после смерти в виде белой мухи возвращается в свой дом, поэтому в ночь после погребения родственника было принято оставлять для его души разведенный водой мед — сыту.

Поверья о душе-птице сохранились в религиозных верованиях разных народов, в том числе у славян. Обычно дух представляли как ночную птицу, сову или сыча, но вместилищем души могли считать и некоторых дневных птиц: голубя, кукушку, ласточку или воробья. С помощью птичьих образов поясняли и отличия душ праведных от грешных: верили, что чистый дух отлетает от тела белым голубем, а душа скверного человека — черным вороном. Во многом поэтому образ птицы в народной культуре породил многие суеверия. Так, считали, что случайно залетевшее в комнату пернатое — особенно голубь и ласточка — предвещает смерть, как и крик ворона или совы, слышный в доме.

Считалось, что у божественных сущностей те же потребности, что и у живых людей: они хотят пить и есть, им нужны тепло и одежда. Духи видят и слышат живых, могут касаться предметов и перемещать их, разговаривать. Поэтому, в каком бы образе они ни являлись, было принято оставлять для них воду, продукты, полотенца и другие бытовые предметы.

Путешествия духа при жизни


Михаил Нестеров. На Руси. Душа народа. 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Согласно поверьям, душа могла покинуть тело еще живого человека. Например, во сне: именно так объясняли то, что спящие видели, как посещают места вдали от дома — туда якобы отправлялся дух. Сущность отделялась от тела в виде мухи, пчелы или бабочки. В быличках рассказывали, как однажды изо рта спящего вылетел жук, покружил и залетел обратно. После этого человек проснулся и поведал о своих путешествиях. Считалось, что если дух не найдет свою оболочку вовремя, то хозяин умрет или лишится ума.

В старину летаргический сон или обморок называли обмиранием. Этого состояния боялись, считали его временной смертью. Думали, что во время забытья душа попадает на «тот свет», где ей указывает дорогу умерший родственник, Николай Угодник или сам Бог. «Обмерший» человек якобы посещал ад и рай, встречал родных и знакомых. Часто после пробуждения люди подробно рассказывали о подобных потусторонних путешествиях.

Душа чародея, по многочисленным легендам, могла покидать тело по желанию хозяина, чтобы встретиться с нечистой силой. А ведьма произносила магические слова, пила особые зелья — и ее дух летел на шабаш, в то время как тело оставалось в неподвижном сне дома, в кровати. То же говорили о колдунах:

Барабаном своим он также призывает демонов, причем тело их в то время обмирает, а душа уходит на сборное место и там с ними советуется, что ответствовать; а иные предсказывают по трясению луковой тетивы, качанию ноги и по небесным знакам.

Михаил Чулков. «Абевега русских суеверий»

Дорога после смерти


Алексей Корзухин. Поминки на кладбище (фрагмент). 1865. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Со смертью тела путешествие души не заканчивалось. В старину верили, что дух выходит из тела сразу после кончины, но на некоторое время задерживается вблизи земной оболочки. Этот срок, как правило, был ограничен сороковым днем с момента смерти. Первое время душа находилась в доме, затем перемещалась между домом и кладбищем, посещала знакомые места. Сохранилась быличка о матери, которая после смерти являлась к ребенку, чтобы покормить и причесать его.

По мнению наших поселян, душа усопшего после разлуки своей с телом до шести недель остается под родной кровлей, пьет, ест, прислушивается к заявлениям печали своих друзей и родичей и потом улетает на тот свет.

Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»

Иногда душа покидала тело тяжело, и тогда близкие должны были ей помочь: расстегивали одежду умершего и открывали окна в комнате. Верили, что если же дух так и не сможет выйти из оболочки, то человек станет упырем — схожей с вампиром нечистью. Поэтому после смерти человека его семья внимательно следила за разными знаками, которые могли подсказать, вышла ли душа из тела.

Для обмывания души рядом с умирающим всегда ставят сосуд с водой, причем многие утверждают, будто они видели, как вода в сосуде колышется как бы от купания только что отлетевшей души. Этот сосуд с водой 40 дней после смерти стоит на столе или на подоконнике. <…> Существует также представление, что душа пьет эту воду.

Дмитрий Зеленин. «Восточнославянская этнография»

В народе верили, что особенно трудно умирают чародеи. Родным ведьмы, например, нужно было проломить крышу, чтобы в прореху вылетела душа, и так облегчить ее участь.

Владимир Даль писал:

«Много страшного рассказывают о последнем смертном часе ведьм, и в этом отношении они также сравниваются со знахарями и кудесниками: душа не может расстаться с телом, и знающие люди принимают тут различные меры — вынимают доску из потолка, раскрывают угол крыши»

По другим представлениям, души колдунов вырывались из тел в виде сильного ветра или вихря. Так объясняли, как возникает ураган или особенно сильная буря: потому что неподалеку умер чародей.

Между мирами: души заложных покойников


Михаил Зичи. Летящий демон (фрагмент). 1881. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Однако не все духи могли попасть на тот свет после сорокового дня. Считалось, что души грешников, вероотступников и некрещеных младенцев оставались запертыми между мирами. Не было покоя после смерти и заложным покойникам: так называли людей, погибших прежде своего срока неестественной или насильственной смертью. К ним же относились самоубийцы, утопленники, чародеи, проклятые родителями дети и умершие от алкоголя опойцы. Также на земле оставались духи пропавших без вести: в народе считали, что их похитили черти.

Славяне верили, что земля не может принять духов, поэтому они вынуждены обитать на месте своей несчастной смерти или возле могилы. Неупокоенные души якобы показывались живым и могли даже навредить им.

Историк Дмитрий Зеленин писал:

«В Пермской губернии «убиенные места», т. е. места, где кто-либо был убит, помнят многие годы: на таких местах вечером и ночью бывают привидения, а потому стараются не ходить и не ездить около таких мест после заката солнца»

По поверьям, заложные покойники поступали в распоряжение к нечисти — становились ее слугами, или же превращались в мифических существ — русалок, оборотней, леших и кикимор.

«Есть также поверье, будто оборотень — дитя, умершее некрещеным, или какой-то вероотступник, коего душа нигде на том свете не принимается, а здесь гуляет и проказит поневоле»,

— писал Владимир Даль.

Они жили вместе с чертями под землей, а также в стоячих водоемах — болотах, омутах и трясинах.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие