Путь к язычеству может вести библиотека или скаутская команда. В Перуна и Сварожицу верят и информатики, и государственные чиновники, и работники корпораций
На лужайке перед бывшим peerelowski дом отдыха — сегодня Центр Przęśnica-стоит в кругу несколько десятков человек. Кто-то в джинсах и футболках, кто-то в костюме. Однако несколько человек заметно выделяются.
Фото: Marcin Stępien / Агентство Газета
Например, те, кто с ног до головы одет в черное, с длинными волосами и густыми бородами, или мужчина в оранжевой рубашке с красными свастиками. Другие выглядят так, как будто они только что сошли со съемочной площадки исторического фильма – есть русские крепостные, друиды, средневековая усадьба и выбритый до нуля парень в сукмане до колен.
Круг большой и сильный
- В естественном ритме Мать-Земля Мокош погружается сегодня в сон, чтобы проснуться в весеннее время,
- говорит высокий мужчина с волосами, сложенными в хвост.
- Наступает время созерцания, когда мы встречаемся с нашими богами. Время, когда мы зажжем священный огонь, который зажжет и согреет наших предков,
– продолжает женщина с волосами до пояса в двух стилизованных в средневековье платьях (сверху белое, под ней бордовое), опоясанных кромкой.
- Давайте создадим круг большой и сильный. Чтобы ничто плохое не имело к нам доступа!
Лысый мужчина добавляет:
- давайте создадим круг, чтобы все хорошее оставалось между нами.
Все кричат:
- давайте создадим круг!
Кто – то восклицает:
- Слава нам здесь собравшимся!
Собравшиеся в кругу повторяют:
- Слава нам!
Женщина в двух платьях поджигает костер. Собравшиеся призывают своих богов: Святовита, Перуна, Сварога, Мокошу. Это польские язычники. Они приехали на общенациональный спуск на лодке. К костру бродят вино, хлеб, крупа и мак в намерении договориться, потому что язычники пришли сюда, чтобы объединиться.
Фото: Marcin Stępien / Агентство Газета
Жерца, или жреца
Суббота, восемь утра. По коридорам сновали язычники в пижамах. Меня приветствует Ратомир Вилковский, жерка, или славянский священник родной Польской Церкви. Миниатюрная блондинка в очках и темно-синей толстовке с капюшоном.
- Мы не такие, как думают некоторые, люди, которые полуголые бегают по лесам,
- оговаривает он.
Он объясняет, что называть его язычником неточно, потому что это имя относится ко всем немонотеистическим религиям, например верованиям викингов.
- Продолжением дохристианской этнической веры славян является родное,
— объясняет он.
- Нас две тысячи.
На съезде есть последователи из Вроцлава, Ополя, Щецина, Варшавы. Среди них ИТ-специалисты, государственные служащие, корпоративные работники, предприниматели и врачи. Почему они выбрали дом отдыха под лодкой, а не вершину Лысой горы?
- Чтобы было близко для всех,
- отвечает жерка Вильковский.
Когда родные спускаются на завтрак (яичница и сосиски), Ратомир Вильковский рассказывает о себе:
– Мне 40 лет, высшее педагогическое образование, с женой и двумя детьми я живу в окрестностях Прушкова, работаю компьютерщиком в государственном секторе. И я ничем от вас не отличаюсь. Я езжу на работу на машине, смотрю телевизор, хожу в кино, делаю покупки в магазинах. Но в воскресенье я не хожу в церковь. Как жердь, я веду обряды и храню память о прежней вере. Мы совершаем обряды несколько раз в год: брачный праздник, Яра праздник, Купала ночь, праздник урожая, к тому же деды, то есть память умерших. Кроме того, семейные и общинные праздники: постригание для мальчиков и косоплетение для девочек (плетение косы), то есть обряд перехода из детства в юность. Я бы не стал этого делать, если бы не верил в славянских богов. В старшей школе я искал духовность. Доминирующая религиозная система мне не нравилась. Я наткнулся на” мифологию славян " Александра Гейштора. Я не скажу, что я пережил откровение, потому что в моей религии нет ничего подобного. Я просто нашел веру, с которой мог идентифицировать себя.
Единственная правильная религия
Начинаются выступления.
- С криком " Слава!"я приветствую вас всех, братья и сестры,
— говорит Марцин Садовский из Союза родной веры.
А потом рассказывает о политике единства в отечественном.
- Нам нужно хотя бы для того, чтобы мы могли организовать языческое кладбище,
– подчеркивает он.
- На данный момент похороны в соответствии с нашей верой, то есть телесное возгорание на воздухе, не допускаются.
Языческие похороны в Польше — редкость. Одним из наиболее запоминающихся является захоронение Нестора движения Леха эмфаза Стефанского. Семья решила, что его возглавит священник. Однако она не запретила язычникам совершать обряды на могиле.
Еще одна лекция. Я узнаю „что” родные-наследники единственно правильной религии, и у них меньше всего прав „, что”существует один мир богов и людей, и, как мы умираем, мы не переходим в другой мир".
- Мы политеисты и последователи естественной религии, которая формируется с развитием той или иной этнической группы. Мы не только пытаемся воссоздать и приспособить к современной реальности верования славян тысячелетней давности, но, прежде всего, являемся их продолжателями,
– объясняет жерца Вильковский.
- Как они веруют в Всевышнего Бога и других богов и богинь.
Домашний алтарь
У местных жителей есть обеденный перерыв (свиная отбивная с картофелем и букетом салатов). Я еду к одному из них. В удостоверении у него написано Филипп, но он просит, чтобы я изобразил его гневом. До сорока лет, все дело в пуле. На шее у него пояс с маленькой фигуркой.
- Это Святовит Волинский. Раньше я носил лунулу, то есть кулон в форме полумесяца. Я решил, что Святовит — более читаемый символ моей веры. Но кроме этого праздника меня ничто не отличает от вас. Я тоже ем котлеты. В моей религии нет ограничений на диету. Перед едой я не молюсь. Хотя можно сказать, что я молюсь, но это не имеет ничего общего с католической или мусульманской молитвой. Для меня молитва-это созерцание мира. Чаще всего это происходит на прогулке в лесу. Возникает мысль, какой мир прекрасен. Я смотрю на лист и вижу, что, хотя мы можем создавать компьютеры, что-то такое простое и красивое у нас не получается.
Гневно сообщает, что у него дома алтарь.
- Похоже на деревянную полку, накрытую белой скатертью,
— описывает он.
- На нем стоит гравюра Святовита, рядом металлическая чаша. В ней я приношу жертвы. В ноябре я добавляю в нее Мак. До весны он в ней лежит. Весной высеваю на грядку.
Священные места язычников
Мазовецкий Храм
Родной храм в деревне под Прушковым с копией статуи Святовида из Збруча. Местная польская церковь организует здесь важнейшие славянские праздники: брачные (21-22 декабря), урожайные (23 сентября), купальные (21-22 июня) и яровые праздники (21 марта).
Гора Сленжа
Центр языческого солнечного культа. На вершине горы находятся фрагменты каменных валов и статуи с символом диагонального Креста. Местные жители проводят здесь обряды и митинги.
Лысая Гора
В раннем средневековье центр поклонения славян. Его остатки-подковообразный вал IX-X вв., окружающий вершину.
Волин
В Средние века он был центром поклонения Богу Триглаву. В 1974 году на острове были обнаружены четыре деревянные фигурки четырех лицевых фигур. Для местных жителей Святовит из Волина — одно из важнейших представлений о Боге.
Арконский Лес
Фрагмент Wkrzańska пущи в западной части Щецина. Название относится к ругианской Арконе-центру поклонения Святовитскому Богу. Западнопоморские коренные жители встречаются в нем несколько раз в год для обрядов.
Справочная касса
У алтаря также есть Луиза из международной языческой Федерации. Родом из Мельца, живет в Варшаве. Закончила международные отношения и философию в Варшавском университете, занимается проведением аудитов.
Алтарь она устроила посреди спальни. Это стол, накрытый скатертью. На нем металлическая чаша для сжигания жертв, сосуд с водой, ладан и символы, например спираль Фибоначчи (математическое отображение раковин).
- Символ неслучайен, потому что язычество — это понимание мира, который нас окружает,
- объясняет Луиза.
- У меня мозг, говорю, абстрактный. Понимание приводит меня в восторг. Что у меня есть что поесть, что меня окружает прекрасный мир, в котором все созвучно. Из этого чувства рождается потребность в общении. Иногда мы с друзьями-язычниками встречаемся за пивом, в другое время делаем костер. Мы чтим конкретный момент. Например, то, что Солнце находится в определенном месте на небе.
В мире Луизы царит гармония.
- Все мои друзья-язычники. Мой врач-язычник. Парикмахер и фармацевт тоже. Хотя я живу в стране католиков, я чувствую, что их вокруг меня нет. Мы самодостаточны. У нас даже есть деньги на помощь.
Самый важный Храм
Еще одна лекция о важности змей в родной вере. Я узнаю, откуда коренные жители получают знания о божествах и тысячелетних обрядах. Докладчик поощряет посещение библиотек и чтение профессиональных этнографических и археологических публикаций.
- Можно сказать, что в библиотеке я стала родной,
- признается Анна кот, для единоверцев Леша.
Это жрица, которая в двух платьях разводила костер перед плетней. Он управляет историческим киоском, с которым ездит по Польше. Ее муж, также уроженец, является менеджером по продукту в транснациональной корпорации.
- Несколько лет назад я попала на гору сленге,
- рассказывает Анна.
- Я увидела скульптуры и культовые валы. Я решила кое-что о них узнать. Я пошла в библиотеку, в руки попала „мифология” Гейштора. Дальше шли Оскар Кольберг, Александр Брюкнер. Я впитывала знания о верованиях и обычаях славян, как губка. Друг однажды пошутил, что наш самый важный Храм-Национальная библиотека.
Он показывает, что каждый обряд-это индивидуальный проект. Больше всего приверженности требуют пострижения, косоплетки, свадьбы.
- Я начинаю с разговора с людьми, которые просят провести торжество,
- говорит Леша.
- Я слушаю, что им нужно. Затем я иду в библиотеку. Несколько дней читаю, потом начинаю писать. Потому что речь идет не о том, чтобы сделать пару жестов, а о близости с другими людьми. Я хочу дать им силы, чтобы они могли пойти с ней в мир.
Фото: Marcin Stępien / Агентство Газета
Семейный компромисс
Такой ритуал для нее-свадьба.
- С двух сторон подходят молодые, складывают руки на хлеб, клянутся словами, которые раньше сами пишут,
- говорит он.
- Потом он связывает им руки кромкой, а сваты пытаются их разорвать-у них ничего не получится. Потом мы приносим жертву богам, делим колач и начинаем свадьбу.
Бывает, что у него проблемы с участниками обрядов-неверными.
- Однажды на свадьбу приехала бабушка невесты,
- рассказывает она.
- Она увидела нас с Фошем: что это за свадьба без священника? Она не скрывала, что это для нее странность. После всего она пришла и поблагодарила за прекрасную свадьбу. Она сказала, что чувствует, что внучка замужем.
Жерца Вильковски объясняет, что браки между родными-редкость. Его единоверцы чаще всего живут в отношениях с представителями доминирующей религиозной системы.
- Как и я с женой-католичкой,
- говорит он.
Он добавляет, что такие отношения могут сработать только в том случае, если две стороны пойдут на компромисс.
- С основными праздниками проблем нет,
- объясняет он.
- Самые важные католические праздники, такие как Рождество или Пасха, — это обработка наших этнических традиций. Поэтому мы сидим за одним столом и вместе отмечаем брачный праздник и Сочельник. Мы не спорим о детях. Мы договорились, что в детском саду они будут ходить на религию. Время для осознанного решения будет в средней школе. Жена готовит детей к причастию, я-к косоплечинам и пострижениям. Возможно, придется устроить две вечеринки. А когда вырастут, сами решат.
Друх Пяст и свист
Точно так же считает Пяст, которого на самом деле зовут Симон Ириней Владимир Кулинский. Это один из старейших участников съезда-ему исполнилось шестьдесят. Он жалуется, что большую часть его пятерых детей перекупила жена, принадлежащая пятидесятникам.
- Только старший сын говорит, что он разведчик, как я –
— смеется он.
Пяст рассказывает, что он был сыном народного офицера польской армии и учительницы. Дома его кормили патриотизмом. По сей день он разведчик. Но до того, как Шимон стал Хиастом, он флиртовал с индуизмом и радистами. Так он попал в Леха эмфаза Стефанского и вместе с ним в 1995 году основал родную польскую Церковь.
- Именно благодаря Леху я узнал, кто я: славянин, поляк, уроженец, ну и разведчик,
– говорит Пяст.
Скаутская Дружина привела к родным светлячкам Лысецкого из-под Кельца. Это жердь из общества Гонтина.
- В 1977 году моя команда была в лагере в Свентокшиских горах. Мы встретили людей, которые в лесах проводили ритуалы, привлекающие красочностью, связью с природой,
– рассказывает она.
- Нас пригласили на костер, мы подружились. Через несколько лет я стал охотником. От католического священника я отличаюсь тем, что сам работаю на свое содержание (аналитик рынка) и имею детей. Я устрою им постриги и косоплетки. И никому ничего. Я, как политеист, терпим к другим богам.
Фото: Marcin Stępien / Агентство Газета
Христос как фараон
Польские коренные жители чувствуют угрозу со стороны католицизма.
На съезде каждый момент в адрес церкви звучат критические замечания:
„это древнеегипетская религия со Христом в роли фараона " ” " большинство польских католиков-это люди, которые не согласны с основными истинами веры своей Церкви”, „общество подвергается постоянной идеологической обработке, а светская сфера государства присваивается Римско-католической церковью”.
Сердито: — почему мы должны говорить иначе, если нас преследуют? Я знаю нескольких людей, которые потеряли работу, потому что боссы узнали, что они коренные жители. Конечно, официальная причина расторжения трудового договора была иной, реальной никто не решался вписать в документы.
Тон съезду задает родная Польская Церковь и ее члены следят за тем, чтобы не было националистических лозунгов. Время от времени они нервно заглядывают в сторону пожилого джентльмена в рубашке со свастикой, потому что знают, что он может произнести тираду о „газете” и происхождении ее создателей. Он сам со мной не разговаривает, потому что у него уже было два процесса с "выборной".
Всем известно, что в окружающей среде есть несколько человек, которые год назад пошли на Варшавский марш независимости, который превратился в полдня беспорядков на улицах.
- Есть люди, которые нам рожу задирают,
- раздражается Леша.
- Но сколько их? На марш вышли 20 человек. Это один процент нашей окружающей среды. И почему никто из священников не учитывает, что их прихожане делают дым?
Луиза –
- для меня язычники на Марше независимости-недоразумение. Потому что что это за язычник, который идет на вечеринку, посланием которой является строительство католической Польши?
Лех:
- я Славянский Патриот, христианство меня бесит, но это не значит, что я должен быть нетерпимым. Свастика-мой символ, ее украл Гитлер. И отдать его национал-социалу?
Ратомир Вилковский:
- моя община не имеет и не хочет иметь ничего общего с политикой.
Вечеря
После целого дня лекций родные идут на митинг. Тысячу лет назад это название обозначало совет племенных старейшин. Сегодня митингуют представители всех местных организаций. В конференц-зале шатуны расставляют по кругу стулья. На данный момент ни одна отечественная организация не хочет объединяться с другой или хотя бы в малейшей степени отказываться от автономии. Но их члены готовы сотрудничать, например,”в защите мест отправления культа".
– Мы договорились пока, что встретимся через год,
- говорит жерка Вильковский.
Вечером язычники встретились на ужин. Был шведский стол. На нем греческий салат и старопольский хлеб с салом. Рядом горел костер-пекли сосиски и запивали их бочковым пивом.
Языческие организации в Польше
Группа Вера и Дело
Он существует с 2006 года и объединяет людей, заинтересованных в сохранении следов и распространении знаний о существовании религии и дохристианской культуры в Польше. Восемь раз в год жрец (священник) совершает обряды.
"Мы считаем Славянский политеизм основой наших религиозных взглядов, а более подробные богословские соображения оставляем каждому по отдельности. Почти у каждого из нас есть свое любимое божество, которому он поклоняется”,
– пишут о себе члены WiD. Группа управляет интернет-радио RadioWid.
Pagan Federation International (PFI)
Эта организация, созданная в Гааге, Нидерланды, является чем-то вроде языческого Интернационала. Ее цели заключаются в установлении контактов между язычниками из разных уголков мира, пропаганде права выражать свои религиозные убеждения таким образом, чтобы не было дискриминации. Организация имеет 20 национальных филиалов, Польша существует с июня 2007 года.
Родная Вера
Это зарегистрированный в 2000 году религиозный союз. Ранее он действовал как объединение Отечественной Веры. Символ, который чаще всего используется в их публикациях, — руническая свастика.
"Лечиты поклоняются богам, как и все Арьи, поклоняясь солнцу и всей Вселенной, матери – земле, нашим родителям и силам природы”,
- говорится в программном документе.
Родная Польская Церковь
Древнейшая отечественная группировка. Предшественником язычества считается Зориан Недоге-Ходаковский (1784-1825), который первым в современную эпоху проповедовал на территориях славянства лозунги о возвращении к родной вере. В 1921 году был создан священный круг почитателей Святовиды-его наследником является родная Польская Церковь.
Ассоциация Шонтин
Внесенный в реестр ассоциаций в 2010 году, он занимается организацией досуга, научными исследованиями, художественной деятельностью (скульптура и инсталляции, поэзия, живопись) и исторической реконструкцией.
Ассоциация Жертва
Созданный в 2010 году, он пропагандирует знания о религии, культуре и истории славян.
Члены заявляют
„"Мы хотим уберечь древние обычаи, предания и традиции от смерти в мире массовой культуры и космополитизма”. Организует торжества: яровых спаре, дедов весенних, купальных ночей, праздников урожая.