Славянские мифы и легенды становятся все более популярными в Польше и во всем мире. Доказательством этого является международный успех «Ведьмака» и невероятный успех «Славянского бестиария» в стране на реке Висла. Поляки все чаще обращают внимание на то, что ирландские эльфы и толкиеновские орки ничем не лучше славянских белок и оборотней. Давненько не было групп, специализирующихся на фолке или сочетающих метал и фолк-музыку, которые связывают свой имидж с языческим климатом. Растет число молодых людей, которые лучше разбираются в славянской мифологии, чем в греческой или римской мифологии. На этом уровне все труднее сказать: «Ты чужое хвалишь, а своего не знаешь».
Историческая справка
Действие Люкс в Тенебрисе #1: Ромове происходит в Королевстве Пястов в мае 1039 года. Это время правления принца Казимира, скрывающегося в изгнании после разорения страны захватчиками с юга. Главные герои повести — рыцарь Воймир и монах Якуш, которые были отправлены в регионы языческой Пруссии с миссией найти некую ценную реликвию — голову святого. Войцех. Они достигают города Сула. Во время пышного пира выясняется, что Комес Сула поддерживает Войслава, самопровозглашенного князя Мазовецкого, выступившего против чешского Бретислава. Хозяин также вернулся к поклонению языческим божествам, что беспокоит монаха Якуша. Ссору слушает Дайва, дочь Комеса Волебора Прусского, которая оказывается незаменимым источником информации для посланников принца Казимира. Он ведет их в рощу Ромове, место, где растут дубы, посвященные Потримпу, Перкуну и Потоллу. Там язычники совершают кровавые ритуалы.
Вымышленная история, историческая фантастика
Люкс в Тенебрисе №1: «Рома» принадлежит к жанру исторической фантастики. Здесь нет никакой магии и нет мифических существ. Однако здесь присутствует славянский дух и мрачная атмосфера. Славомир Зайончковский блестяще представляет политическую ситуацию тысячелетней давности. Комикс представляет собой закрытый эпизод сериала, написанный на 58 страницах, поэтому для более серьезных поворотов сюжета здесь нет места. Герои легко получают необходимую информацию, чтобы раскрыть дальнейшие тайны. Даже будучи брошенными в тюрьму, они избегают опасности банальными способами и продолжают свою миссию. Полый туннель в темнице — невероятный позор для аутентичности судебной системы города Сулы. Монах Якуш – либо бездушный персонаж, либо тот, кто сильно доверяет воле Божией, ведь на протяжении всей истории его основная цель – найти мощи. Он шумит о возвращении к язычеству жителей города, но ни на секунду не жалеет двух своих товарищей, погибших в бою. Хотя он не поддерживает акт мести, он представляет эту позицию в контексте избиения, а не убийства двух помощников.
Немного надуманно и увлечение Дайвы чужой религией, возникшее у нее после смиренной молитвы перед едой. Эта молитва является, с одной стороны, событием тривиальным, но чрезвычайно важным для всего рассказа, ведь дочь Комеса Волебора впоследствии спасает главных героев от не одной беды. Однако это не меняет того факта, что в начале комикса не хватает более обширных аргументов относительно христианской религии, которые могли бы сделать всю историю более достоверной.
Светлый и темный
Хуберт Чайковский известен своими иллюстрациями к игровым ролевым играм, романам Яцека Комуда и рассказам Лавкрафта. Этот талантливый карикатурист специализируется на монохромной графике. Lux в переводе с латыни «тенебрис » означает «свет во тьме», поэтому мрачная атмосфера работ соответствует названию серии. Рисунки характеризуются множеством деталей, зачастую полученных путем тщательной штриховки. Художник-карикатурист великолепно передает пейзажи. и природа. Как и Майк Миньола, он умело играет со светотенью, манипулируя ею для лучшего эффекта. В отличие от создателя «Хеллбоя», его изменения можно объяснить логически.
Примером может служить сцена пира. Свет сначала падает на главных героев с их левой стороны, а через мгновение – для лучшей черной композиции и контрастов – с противоположной стороны. Это явление можно легко объяснить.
Внимательный читатель заметит стоящую посередине стола свечу, которая во время разговора исчезает, потому что кто-то ее сдвинул. Это, несомненно, деталь, не добавляющая ничего важного к рассказу, но прекрасно показывающая, какое внимание Чайковский уделяет деталям. Для нужд комикса он внес определенное изменение в свой стиль. У персонажей характерные глаза. В результате этого лечения люди теряют славянские черты лица.
Объявление волка
Romowe — начало многообещающей серии. На обложке анонс второго тома: Wilcza Gontyn . Несмотря на некоторые недостатки, связанные с ограниченным количеством страниц, читать ее приятно. Авторы не прибегают к лингвистической стилизации старопольского языка или диалекта, что в зависимости от предпочтений реципиента могло бы считаться преимуществом или недостатком.
Работу дуэта Зайончковски-Чайковски можно легко поставить рядом с «Дифенбахом: Прежде чем наступит рассвет» Бенедикта Шнайдера или серией «Пробужденные легенды» Адама Свенцкого. Интересен тот факт, что действие комикса соответствует временам, описанным в сериале Янушем Кристой, Кайко и Кокошем . Однако, в отличие от работ создателя из Tricity, Lux in tenebris #1: Romowe определенно ориентирован на более взрослую аудиторию, которая после прослушивания записей группы Żywiołak любит уходить в мрачную историю Польши.