В прошлом веке в России обнаружилось новое современное язычество, которое своим появлением продолжило схожие процессы поиска «традиции», начавшиеся ранее в Европе и США. Около двадцати лет назад стали появляться первые публикации об этом феномене, однако на сегодняшний день значительное количество исследований современного язычества остаётся неизвестным, а комплексный анализ самого разрастающегося феномена и его проявлений отсутствует. В сложившейся ситуации представляется целесообразным создание Ассоциации исследователей современного язычества.

  • Цель исследовательская — всестороннее изучение феномена современного язычества в России и за рубежом (в первую очередь как религиозного феномена).
  • Цель практическая — организация плодотворного сотрудничества между исследователями современных форм язычества и проявлений языческого мировоззрения.

В силу финансовых затруднений и географической удалённости исследователей на начальном этапе предлагаем организацию виртуального общения с использованием интернет-ресурсов.

  • Исторические примеры.

В настоящее время за рубежом существуют подобные вольные ассоциации исследователей данного феномена. Такова, например, «The New group of Contemporary Paganisms and Alternative Spiritualities in Europe (CPASE)», организованная в начале 2012 года исследователями современного язычества и альтернативной духовности в Европе.

В России пока подобных организаций нет. Как частная инициатива, в 1999 г. в Санкт-Петербурге Александром Щипковым для своих студентов был организован студенческий исследовательский семинар «Паганель». В 1998 г. Виктор Шнирельман собрал в Москве конференцию «Неоязычество на просторах Евразии». Итогами данных проектов стали одноименные коллективные монографии. В начале 2000-х Александр Филатов проводил исследования современного язычества в рамках словаря «Религиозная жизнь России». Однако это был финансируемый проект с ограниченным кругом «своих участников». С 1997 по 2013 года Алексеем Гайдуковым в сборниках «Герценовские чтения. Актуальные проблемы социальных наук» (Санкт-Петербург) ежегодно печатались статьи по славянскому новому язычеству, а также привлекались для публикации другие исследователи данного феномена. С 2008 по 2012 год в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина под руководством Романа Шиженского действовала Лаборатория по изучению материальной и духовной культуры и межконфессиональных связей народов Поволжья, одним из итогов работы которой стала публикация сборника «Indigenоus religions. «Русь Языческая»: этническая религиозность в России и Украине XX-XXI вв.» (Нижний Новгород: НГПУ, 2010). Возможно, были и другие попытки организовать исследователей современного язычества, однако их результаты неизвестны.

На сегодняшний день постоянно действующих сообществ или семинаров, посвящённых изучению современного язычества на территории России, нет. Разрозненные исследователи не организованы и в своих публикациях нередко пересказывают друг друга. Аспиранты зачастую не умеют и не знают, как адекватно изложить итоги своих исследований, чтобы не навлечь обиду верующих.

  • Реализация проекта

Необходимо организовать общение и взаимодействие исследователей (а не «последователей») современного язычества для дистанцирования от изучаемого объекта и более чёткой методологической проработки проблематики. Вместе с тем, диалог с последователями, безусловно, необходим. Для такого общения удобно создать предварительную дискуссионную площадку в виде закрытой группы в одной из социальных сетей.

  • Методологические основы.

Для комплексного системного анализа многогранного феномена современного язычества не следует бросаться в крайности елейной апологетики или инквизиторской критики. Необходимо изучение данного явления на нескольких уровнях: непосредственном (объектном) и виртуальном — путем исследования его проекции в СМИ и Интернет-пространстве с выявлением всех «плюсов» и «минусов». Последствия подобной виртуальной конструируемой реальности нового язычества могут оказаться более социально значимыми, чем сам феномен.

  • Теоретические задачи:

Описание современного язычества и прогнозирование его развития.

  • Практические задачи:

1. Создание электронного собрания (библиотеки) публикаций, посвящённых современному язычеству (для возможности оформления правильных ссылок при цитировании необходимо, чтобы авторы выкладывали свои опубликованные тексты с точным указанием выходных данных; это также сможет повысить их индекс цитирования).

2. Проведение конференций (для начала — онлайн конференции, например, на базе https://plus.google.com).

3. Издание сборников статей (например, под эгидой Центра религиоведческих исследований «Этна», возглавляемой Алексеем Гайдуковым или научно-исследовательской лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы», возглавляемой Романом Шиженским).

4. Разработка методологии комплексных и частных исследований современного язычества, а также форм презентации их итогов.

5. Формирование адекватного научного исследовательского дискурса нового язычества и профилактика бездумного и противоправного поведения его исследователей, а также последователей и их оппонентов.

  • Вопросы и пожелания.

1. Желаете ли Вы принять участие в данном проекте?

2. Знакомы ли Вам подобные исследовательские сообщества?

3. Известны ли Вам координаты исследователей современного язычества, которых можно подключить к проекту?

Источник: сайт лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» (http://nrdlab.ru).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие