Осень наступает, а с ней приходит время традиционного осеннего поста о русско-древлянских отношениях.

Для русских летописцев отношения юной Руси в Среднем Поднепровье, с одной стороны прижатой к Днепру, а с другой – окруженной болотами Черниговщины, с большой и богатой Деревской землей составляли едва ли не главную составляющую политической истории IX – начала XI вв.

Увы, предания не сохранили имен древлянских князей раннего периода. Лишь имя последнего их вождя – Мала – осталось на страницах летописи. После кровавой мести Ольги за убийство своего мужа Игоря Рюриковича, древляне на несколько десятилетий утратили политическую автономию. Все изменилось в 970-м, когда Святослав Игоревич принял решение восстановить Деревское княжение для своего сына Олега. Олег погиб после поражения в битве с братом Ярополком. Вновь Дерева потеряла на несколько десятилетий автономию. Восстановил ее уже Владимир Святославич, наделяя княжескими столами своих сыновей.

Согласно ПВЛ: «Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани».

12 сыновей Владимира нередко вызывают подозрения у исследователей. Уж больно сказочное число. Сомнения подкрепляются другими источниками. Титмар, современник Владимира и усобицы его сыновей, писал, что Владимир оставил свою державу троим сыновьям, из которых по имени названы лишь двое – Святополк и Ярослав. Конечно, это можно объяснить тем, что часть Владимировичей просто не пережили отца (Вышеслав, Изяслав, может быть Станислав и Позвизд), другие были убиты во время краткого правления Святополка, о котором Титмар вовсе не знал (Борис, Глеб, Святослав). В таком случае, ко времени появления воинов Болеслава, от которых о русских делах узнал Титмар, на Руси должны были оставаться кроме Святополка и Ярослава еще как минимум двое – Мстислав и Судислав. В общем, вопросов много.

Мы можем уверенно утверждать, что лишь один из двоих был сыном Владимира – это Судислав, который был жив во времена составления первых летописных записей. Другое дело Мстислав. Мне уже приходилось ранее писать о том, что принадлежность Мстислава к Владимировичам вызывает сомнение. Дело в том, что византийские источники сообщают, что в 1016 г., после смерти Владимира, в Крыму вспыхнуло восстание хазарина Георгия Цула. Помощь в подавлении этого мятежа ромеям оказал русский князь Свенг, «брат Владимира». Оказать скорую помощь в Крыму мог лишь князь, владения которого были рядом. Таким владением была Тмутаракань. В то же время, Мстислав, согласно ПВЛ правивший этим княжеством, появляется на страницах истории только в 1020-е гг. Когда он предпринял попытку овладеть Киевом в 1024-м г., кияне впервые решили не впускать претендента. Обычно это объясняют тем, что Мстислав долго жил вне Киева. Но, это относится ко всем сыновьям Владимира. Ярослав с юных лет жил в Ростове и Новгороде, он поднял бунт против отца в 1014-м. Святополк был ближе всех к киянам, но они легко променяли его на Ярослава ввиду военных неудач. С Мстиславом это не сработало. Если предположить, что на самом деле Мстислав был сыном Свенга, а к числу Владимировичей был приписан лишь спустя полвека, то все встанет на свои места: и позиция киян, и три сына Владимира у Титмара.

Умозаключение о Мстиславе заставляет более критически посмотреть на весь список сыновей Владимира. В первую очередь сомнения вызывают «статисты» — Станислав и Позвизд. Имя первого характерно для Польши и совершенно не типично для Руси. Поздние источники приписывают ему княжение в Смоленске, но это вполне может быть и поздний домысел. Имя скорее позволяет искать его на западных рубежах. Если исходить из того, что Станислав не был сыном Владимира, то самым подходящим владением для этого «поляка» будет Перемышль – значительный центр на рубежах Руси и Польши. Имя Позвизда еще более нетипично. От него веет язычеством. В польских и западнорусских источниках XVI – XVII вв. это имя носит божество ветра. Некоторые поздние летописи приписывают Позвизду Владимировичу княжение на Волыни, точнее в Луцке. Понимаю, что в этом случае поступаю не последовательно, но эта информация представляется мне более вероятной. В любом случае, имя Позвизда напоминает имена славянских лидеров X – XI вв. (Мал, Ходота).

Еще одним «Владимировичем», в происхождении которого заставляют усомниться косвенные факты, является Святослав Древлянский. Во-первых, летописец явно был не слишком осведомлен о его происхождении: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба». Во-вторых, по неведомой причине гибель Святослава почему-то не считалась равной гибели Бориса и Глеба. Их объявили святыми, а Святослав остался просто убитым братом. Этому придумывали разные объяснения, но все станет понятным, если предположить, что Святослав не был сыном Владимира. Как и в случае с Мстиславом, мы можем предполагать происхождение Святослава. Думаю, наиболее вероятным будет предположение, что он был сыном Олега Древлянского (ранее я высказывал мысль о том, что Святослав был рожден Владимиру вдовой Олега).

С древлянским княжением Святослава не все гладко. Есть мнение о некоторой его искусственности. Одна из поздних летописей (Летописец Переяславля Залесского) называет князем Пинским и Древлянским Святополка. Если сравнивать эти сведения (явно независимые от традиции ПВЛ) с тем, что рассказывают «классические» летописи, можно сделать вывод, что Святополк изначально был князем Туровским (= Пинским), а под его началом находился родич – Святослав Древлянский. Это могло бы объяснить то, почему Святослав – единственный из «Владимировичей», городской центр которого не называется, просто «Дерева». Также это объясняет почему Святослав не мог соперничать с другими «братьями». Вооруженные силы Деревской земли находились в руках Святополка. Что случилось между ним и Святославом останется тайной, но для последнего это закончилось печально.

15 июля 1015 г. – традиционная дата смерти Владимира Крестителя. Дальнейшие события развивались стремительно. 30 июля был убит Борис. 9 сентября – Глеб. Вскоре Святослав Древлянский предпринимает попытку бегства, но будучи настигнут в Прикарпатье, погиб. Осень пришла и забрала очередную жертву.

Святополку еще предстояла долгая борьба с Ярославом за власть над Русью, подробности которой широко известны. В 1019-м году в битве на Альте эта борьба завершилась окончательным его поражением и изгнанием. Последний древлянский князь пропал без вести и смерть его была окутана легендами.

С Днем Знаний!

Поиск

Журнал Родноверие