Сегодня несколько слов на более актуальную тему, сегодня о славянских родовых верованиях.

На эти размышления меня натолкнул комментарий одного из читателей под постом о Хэллоуине. Там был выдвинут тезис о том, что восхищение языческими элементами прошлого носит циклический характер (романтизм, неоромантизм, нео-нео...). Так ли это на самом деле?

Возможно, в этом действительно что-то есть. Действительно, с определенного момента истории, который следует отнести к XVIII веку, в Европе (а в Польше — с начала XIX века) начался активный интерес к дохристианской традиции местных народов, так называемых варваров (германцев, славян, кельтов). Эта повсеместная мода на дохристианские элементы то усиливается, то ослабевает. На примере Польши и славян это явление имеет определенную специфику, и на ней стоит остановиться.

Начало XIX века было временем напряженной борьбы за существование нашего народа, которому грозила опасность потерять собственную идентичность в условиях разделительной реальности. Поэтому неудивительно, что ссылки на дохристианское, независимое, славное славянское наследие казались столь необходимыми. Ведь именно они, по мнению многих, могли вдохнуть в порабощенную нацию новый, самодостаточный, патриотический дух (дух, отличный от универсалистских ценностей христианства и классической философии).

Если в те времена были найдены памятники развитой древнегерманской или нордической культуры, то почему бы не найти такие же памятники великой культуры и религии "древних поляков". Начались интенсивные поиски, но, как оказалось, тщетные. Не было найдено ничего особенного, что позволило бы реконструировать славянские верования и культуру наших земель. Верования, которые, по идее, должны были быть настолько проработаны, иметь свои культовые книги, мощные храмы.....

Некоторые, обескураженные результатами, решили сами написать историю.

Появился целый ряд предполагаемых памятников, которые оказались мистификацией.

Здесь следует упомянуть, например, многочисленные фальсификации, такие как "Книга Велеса", "Хроника Прокоша". На различных памятниках и артефактах были обнаружены элементы славянской рунической письменности. Как выяснилось впоследствии, и эти артефакты, и само существование славянских рун также оказались подделкой. Достаточно упомянуть здесь такие фальшивки, как Прильвицкие статуи, Микоржинские камни. Каждый чудодейственный памятник славянского культа рано или поздно, к сожалению, оказывался самой обыкновенной ложью. К сожалению, некоторые из этих артефактов и чудотворных источников поначалу пользовались полным или хотя бы частичным признанием, создавая ложную картину славянской истории. Крайним примером создания ложного элемента этой истории является (считавшийся основой знаний о славянском культе) Святовид из Збруча, который лишь недавно был признан группой исследователей очень искусной, но все же подделкой.

В связи с таким поворотом событий реконструкция чистых верований, дохристианских земель Польши была и остается невозможной. Исследования, созданные на основе археологической лжи, исторических домыслов и фантазии авторов, не дают достоверной картины. Такая картина, замешанная на фольклорных суевериях, может служить максимум творчеству поэта или писателя (как это было, например, с Адамом Мицкевичем и его "Дзядами"), но не представляет ценности для историка или религиоведа.

Поэтому удивительно, что на основе этих скудных знаний, которые по большей части являются фантазией XIX века, сформировалось новое религиозное движение — славянское индигенизм / славянское неоязычество. Движение, объединяющее приверженцев религии славян, вернее того, что было религией/мифологией славян сегодняшнего дня, созданной, да, созданной, потому что слово восстановленной было бы преувеличенным комплиментом.

Зная, на какой основе были созданы эти верования, трудно как-либо комментировать рациональность этого культа и его укорененность в польской традиции. Конечно, представители этих общин будут говорить о заговоре Церкви и польских властей всех эпох с целью планомерного уничтожения дославянского наследия. При том, что даже после самого лучшего разрушения и якобы сожжения дотла (якобы) великой и развитой цивилизации-империи остаются следы. Ведь в других христианизированных регионах (исторически действительно более развитых, например, германских) нет недостатка в памятниках праксиса, поэтому аргументы такого рода археологически и исторически неудовлетворительны.

Какой же вывод мы делаем из этого?

Можно было бы пройти мимо этого факта, не обращая на него особого внимания. Однако в связи с ростом интереса к неоязычеству и связанным с ним наступлением на традиционные моральные, религиозные и культурные ценности важно отметить тот горький факт, что славянское родноверие — это идеологическая пустота, это даже не реконструктивная группа в ее ритуалах в собственном смысле этого слова, и уж тем более это не целостное религиозное движение, уходящее корнями в дохристианскую Польшу, движение, способное предложить нам что-либо существенное...

Графика: Деталь из саркофага Юния Басса "Христос, сокрушающий голову идола Ураноса", раннехристианское искусство, ок. 359 г.

Видео

[видео]

Часть 1

Коло года. Беседа первая

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие