Лубочные картинки, где изображены счастливые люди в белых рубахах на неправдоподобно красивых полянах, где в лесах полно дичи, а в реках рыбы, никто не воюет и даже волк улыбается ягненку нам то и дело показывают – то в социальных сетях, то в псевдонаучных программах о якобы прошлом наших предков.

Причем, находятся те, кто готов верить в эти россказни про светлое минувшее, исчезнувшее с принятием христианства. В России, а также на Украине, в Белоруссии появилось и стало набирать сторонников так называемое неоязычество — конгломерат разных объединений, у каждого из которых есть свое учение. Всех их объединяет пафос «возвращения к религии предков»: стремление вернуть дохристианские верования и обряды славян.

Об этом говорилось на прошедшем в миссионерском отделе «круглом столе» на тему «Неоязычество: искажение истории и опасные заблуждения», в котором приняли участие археологи из Государственного музея-заповедника «Куликово поле», журналисты, представители общественности.

Перед началом руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин отметил в беседе:

— Неоязычество к традиционной русской культуре не имеет никакого отношения: явление возникло на Западе в середине прошлого века, а его идейные предпосылки зародились еще на рубеже XIX-XX веков.

Это движение – лишь имитация древности, оно носит протестный характер. Думаю, лишь духовно незрелый человек может принять данный неоязыческий культ.

Для нас Бог – един, Он всемогущ и вездесущ, христианское учение о Святой Троице – это учение о том, что есть одна божественная сущность, но в трех лицах – Отца, и Сына и Святаго Духа. А у неоязычников – целый пантеон богов, в которых они и сами путаются. Ведь до принятия христианства единого государства не было: древляне, поляне, кривичи и вятичи жили разрозненно и имели разные представления о верховном божестве и обрядах. И когда наши современники с помощью языческих представлений пытаются вернуться к неким истокам, совершено непонятно, какие истоки они имеют в виду: в разных языческих системах были разные представления об окружающем мире.

К сожалению, подобные культы становятся популярными среди молодежи, потому что мы не воспитали правильно своих детей. Образование важно только тогда, когда помогает нашим детям стать более человечными, а воспитание имеет смысл лишь в Боге – чтобы ребенок ходил в церковь и молился Господу…

Открывая заседание «круглого стола», заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов рассказал о сути неоязычества, где присутствует экстремистская идеология с крайне негативным отношением к представителям других религий, особенно – к христианам.

На сегодняшний день более 160 текстов и обращений, написанных лидерами и активистами этого движения, признаны экстремистскими. И эти устремления выражаются не только в словах, но и в действиях: в 2008 году неоязычники попытались взорвать храм святителя Николая, находящийся на юге столицы — в Бирюлево. К счастью, взрывное устройство было вовремя обнаружено, пострадали два человека, которые его обезвреживали. В 2009 году неоязычник устроил взрыв во Владимире, подобные же случаи были зафиксированы в Орле, в Санкт-Петербурге. Есть множество примеров осквернения православных храмов в разные годы. Стрельба в Воскресенском соборе Южно-Сахалинска в 2014-м – также дело рук представителя этого культа.

Но сами неоязычники называют агрессорами христиан, которые когда-то «огнем и мечом» насаждали православие – ведь не будь этого, считают они, не погибла бы развитая славянская цивилизация.

О том, на каком уровне в действительности была эта самая цивилизация научный сотрудник «Куликова поля» Александр Колоколов рассказал в своем докладе «Жизнь славян на территории Тульского региона до принятия государственности». Он подробно поведал, как проходили раскопки, в которых принимали участие тульские и московские археологи, о находках, позволяющих составить представление, как жили люди на этих территориях, чем занимались, во что одевались, какими предметами пользовались.

На карте было видно, что селения располагались, в основном, на берегах рек – Оки, Дона, Упы. Жили скудно, в вырытых в земле и накрытых крышами землянках, лишь к началу XI века строения «поднимаются» над землей. Занимались земледелием, скотоводством, не столько защищались, сколько спасались от набегов степных народов и тех, которых мы называем викингами.

Имели связи с европейцами, скандинавами, Хазарским Каганатом, чему есть многочисленные археологические подтверждения: эти народы оказали значительное влияние на развитие культуры вятичей, населяющих территорию современного тульского края, что можно проследить по находкам – предметам домашнего обихода, оружию, деталям конской сбруи, украшениям, монетам.

И если есть много свидетельств о прошлом Руси, начиная от Х века от арабских географов, да и многочисленные данные русско-византийских договоров также повествуют об истории нашего государства, то с историей славян дело обстоит сложнее, отметил Александр Колоколов, поскольку слишком мало источников.

— Славяне нашего региона находились в своеобразной ойкумене того времени, были включены и интегрированы во всеобщую европейскую культуру,

— подытожил докладчик.

– Они не были отсталым народом, но и не считались сильно вырывающимися вперед в плане технических достижений.

Они вели торговлю, у них существовало металлургическое производство: нами было найдено два металлургических горна. Один, найденный в селе Торхово, сделан по примеру хазарского, второй имеет расхожую конструкцию, принятую на территории Восточной Европы.

Было найдено много различной керамики. Славянская посуда лепилась от руки – таких черепков здесь немало, но есть и привозная, та, что создавалась на гончарном круге: ее формы характерны для хазар.

Разумеется, уровень культуры и цивилизации вятичей, населявших эти земли, невозможно сравнивать с той же христианский Византией – наследницей древнеримской империи.

Западные славяне имели свое государство – Великую Моравию, но они также являлись наследниками римской цивилизации. А на нашей территории на тот момент никакого государства не было, были лишь связи с Древнерусским государством, Хазарским Каганатом, и формально они могли считаться их частью – поскольку состояли в даннических отношениях.

Материальных письменных источников, на которых были бы надписи того времени, на нашей территории не было найдено. И мне, как археологу, неизвестны какие-либо предметы языческого культа…

— Мы ни в коей мере не пытаемся принизить наших предков, но хотим лишь услышать истину – была ли развитая цивилизация у древних славян, которая якобы была уничтожена с принятием христианства,

— отметил Алексей Ярасов, выступивший с докладом «Неоязыческая пропаганда в России: ложь и опасные заблуждения».

– Поскольку неоязычникам просто необходим миф о «насильственном крещении Руси»: ведь если окажется, что это был добровольный выбор народа, то нелепость их пафоса «возвращения к вере предков» окажется слишком очевидной.

К примеру, лидеры неоязыческого движения повсеместно приводят такие цифры: за первые годы христианизации только в Киевской Руси из двенадцати миллионов населения девять были физически уничтожены. Но откуда взяты эти данные, если в то время такое огромное количество народа просто не могло проживать на этой территории? Да и археология не подтверждает насильственного крещения Руси, а спрятать миллионы убиенных невозможно. К тому же и письменные источники молчат о подобных кровавых расправах.

— Для наших предков выбор стоял между рабством богам, которые требовали, чтобы людей приносили им в жертву, и Богом, Который Сам принес Себя в жертву за людей,

— подчеркнул Алексей Викторович.

– «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу, рабства… ибо Он верующим во Имя Его дал власть быть чадами Божиими» — читаем мы в Послании галилеянам. После этого выбор православия, как единственной религии для наших предков, — неудивителен.

Всех сегодняшних неоязычников объединяет ненависть к православию, из-за которого якобы начались все беды на Руси. Но поскольку у них нет никаких знаний о дохристианской Руси, то приходится озвучивать абсолютный вымысел, и выдавать за исторические факты различные фэнтези на тему «золотого века славян».

Эпосы, которые нам представляют якобы как исторические документы, вроде «Велесовой книги» или Иоакимовской летописи, — мифы.

«Реальное славянское язычество» было утрачено много столетий назад, дошедшие до нас имена богов, скупые описания ритуалов, а также разной сохранности находки не позволяют восстановить вероучения древних славян во всей полноте.

Безусловно, учеными предпринимались попытки реконструкции славянского язычества, но, оставаясь в рамках научного метода, получить целостную картину невозможно.

А потому желающие восстановить и возродить славянское язычество вынуждены прибегать к выдумкам, создают собственные обряды, выдавая фантазии за историческую реальность, зачастую прибегая к синкретизму, некоему собиранию мифических образов в различных языческих религиях, выдавая их за самобытность русского народа…

Алексей Ярасов подробно рассказал о неоязычестве в Тульской области.

На фото они забавно выглядят в белых рубахах (у некоторых мужчин из-под них выглядывают вполне современные джинсы), с венками на головах.

Немногочисленные общины – «Даждьбожьи дети», «Руница», «Здравница», «Круг Вятичей» на своих собраниях водят хороводы, поют что-то. А еще — почитают священными крупные камни, находящиеся в разных районах, хотя никаких точных данных о том, что они имели какое-то культовое значение для живших здесь славян, нет.

Поглазеть на это народ приезжает, но активного участия немногочисленные зрители не принимают: все воспринимается, как выступления ансамблей художественной самодеятельности или клубов реконструкции.

Все это было бы смешно, но в 2008 году в Тульской области был зафиксирован смертельный случай, связанный с неоязыческими верованиями. Большой резонанс вызвало самосожжение неозычника из поселка Шварцевский Киреевского района по имени Роман.

31-летний мужчина страдал психическим расстройством, наслушавшись проповедей лидеров одной из неоязыческих общин, ушел из дома, оставив предсмертную записку, которая и помогла его обнаружить. Рядом с обгоревшим телом валялась бутылка из-под скипидара, а также лежали нож и меч, в нескольких метрах от Романа нашли специально сооруженное Романом капище, что указывало на ритуальный характер самоубийства.

Текст предсмертного послания также не оставляет сомнений в этом:

«Ну, вот и пришло время уйти! Похороните прах в поле на том месте, где я вознесся в огне. Не по христианскому обычаю, а по древнеславянскому обычаю бога Велеса, сына Сварога»…

После выступления всех докладчиков состоялось обсуждение, в котором приняли участие все присутствующие – настолько интересной и животрепещущей стала для них эта тема.

И вывод был единодушным, совпадающим со свидетельством летописей: после смены религии изменились взаимоотношения между людьми: стало запрещено многоженство, кровная месть, человеческие жертвоприношения. А принятие христианства вятичами ускорило их объединение с другими народами, что способствовало консолидации древнерусской народности. Единая церковная организация заменила местные языческие культы, а идеологическое единство веры и государства создавало предпосылки к единой государственности.

Пресс-служба Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие