15 сентября 2012 года в Архангельске уже десятый раз отпраздновали "Тутов день". Именно так можно называть мероприятие, которое кучка местных этносепаратистов псевдопоморов окрестила "Поморским Новым годом " и выдает за якобы древний "традиционный праздник" "коренного народа поморы".
На самом деле, означенный праздник не имеет никакого отношения ни к местной региональной истории, ни к традиции, ни к культуре настоящих исторических поморов, живших в прошлом и живущим сейчас по берегам Белого моря. Как выясняется, придумал праздник "Поморского Нового года" в Архангельске местный общественник и графоман Александр Тутов . Наделивший себя множеством общественных полномочий, врач по специальности Тутов по совместительству является еще и "атаманом северо-двинского казачества". Довожу до сведения читателей, как бы это не казалось удивительным, но сейчас в Архангельске существует целых два "казачьих войска". Условно говоря, есть "казаки левого берега" с "атаманом" Владимиром Букиным во главе и "казаки правого берега" с "атаманом" Тутовым. Те казаки, что с "левого берега", числят себя в "реестре" и на "казаков правого берега" смотрят свысока. Они считают их ненастоящими и "ряжеными". "Казаки правого берега" наоборот определяют себя "настоящими", поскольку де они "вольные". Как бы там ни было, но именно "атаман" этих правобережных "казаков-общественников" Тутов и является автором идеи празднования в Архангельске "Поморского Нового года". Этот "псевдоэтнический праздник" он придумал в 2001 году. Факт этот он мало того, что признает, но "детищем" своим еще и гордится.
Личность общественника Тутова является яркой иллюстрацией того факта, что гражданское общество еще не состоялось в Архангельске. Посудите сами, писатель-фантаст, "атаман" и по совместительству врач-терапевт Тутов является еще и руководителем регионального отделения национально-патриотического православного движения "Народный Собор". Правда, одновременно он еще и состоит активным членом организации "Поморское возрождение". Сейчас этот "поморо-казак" из ресторана "Трескоед" Тутов на патриотических митингах в Москве у Кургиняна выступает и одновременно работает в Архангельске в местной этносепаратистской организации, где тесно сотрудничает с поморскими самозванцами Иваном Мосеевым и Анатолием Бедновым (1) . Вероятно, в честь такой противоестественной дихотомии у местного общественника и следует отмечать жителям Архангельска под видом "Поморского Нового года" этот самый "Тутов день". Псевдоэтнический праздник, таким образом, является, говоря языком Смутного времени, еще одной "затейкой" кружка местной малокультурной провинциальной интеллигенции, решившей в запале самозванчества и в обстановке вседозволенности поиграть в "коренной народ поморы".
"Коренной" — это, по Ивану Мосееву, угнетаемый, ассимилируемый и подвергаемый геноциду. Когда в роскошных дворцах надушенные и при галстуках господа начинают говорить о заботах "коренных народов", нам всегда кажется, что это не совсем искренне. Такое ощущение, будто единственная мысль разговора — заполучить к концу вечера интересных, в этнографических костюмах развлекателей. В то же время, если какой-то народ, еще не реализовавший себя государством, возвестит о своей укорененности как единственно достойном значения свойстве, он сообщит современному миру, что другие должны нести за него ответственность, вероятно, за совершенную в истории несправедливость, ибо почти всегда к такому самовозвещению прикрепляется и ярлык с ценой. В случае с Архангельском дело обстоит именно так, за тем исключением, что современный городской народ "поморы" являются плодом лживых измышлений местной региональной элиты. В ХII-ХIХ веках поморы вокруг Архангельска и в Архангельске не жили. Это бесспорный исторический факт. С другой стороны, и перелицовка старинных рыбаков на Мурмане в древний этнос в научном плане несостоятельна. Об этической стороне вопроса мы умалчиваем.
Мифология "Поморского Нового года", как и вся булатовская поморщина в Архангельске, густо опутана ложью.
Вот, что, в частности, утверждает один из организаторов празднования в этом году "Поморского Нового года" руководитель клуба народной культуры "Сугревушка" Тамара Левачева :
"Традиция празднования Новолетия, характерная для всех славян, но более всего она сохранилась в Поморье. Конечно, со своими особенностями. Сентябрь был самым праздничным месяцем для поморов, это было время возвращения с моря рыбаков-промышленников и начало осенней поморской торговли. Когда царь-реформатор Петр I перенес наступление нового года с 14 сентября на 1 января, поморы, не признавшие царских реформ, отказались вести летоисчисление по новому календарю. Даже советская власть не смогла разрушить эту традицию празднования поморского нового года"
На самом деле заимствованный из Византии сентябрьский календарный стиль установлен в России в 1492 году. В каких славянских странах существовала традиция празднования сентябрьского новолетия? Ни в каких! Почему? С какой стати славяне должны праздновать византийский календарный стиль и византийскую эру от сотворения мира, то чего у них никогда не было? Не празднуется сентябрьское новолетие ни в Сербии, ни в Болгарии, ни на Украине — нигде в Славянском мире. Точно так же не праздновалось никогда до "атамана" Тутова это сентябрьское новолетие и на Русском Севере в поморских поселениях. Поэтому Левачовой не надо клеветать на Советскую власть, которая якобы разрушала то, чего, в действительности, никогда не существовало. Ну, и потом руководитель клуба "народной культуры" Левачова демонстрирует полное невежество, когда утверждает, что царь Петр перенес наступление нового года с 14 сентября на 1 января. Оказывается, ей невдомек разница между юлианским и григорианским календарями. Ведь новолетие до 1700 года отмечалось в России первого, а не 14 сентября.
Норвежский агент влияния в Архангельске директор Баренцева информационного центра Андрей Шалев утверждает:
"Ежегодно Архангельская община поморов встречает Новый год не 1 января, как принято во всей стране, а 14 сентября, как это делали в древнее время старинные жители побережья Белого моря"
Пропагандист регионального сепаратизма в Архангельске местный журналист Анатолий Беднов вторит ему:
"Поморы сохранили традицию отмечать Новый Год (Новолетие) в сентябре".
Но они не могут привести в доказательство ни одного документа, ни одного этнографического материала, о том, что в старину у поморов существовал обычай и традиция празднования 1 сентября Нового года. В данном случае и Шалев, и Беднов привычно лгут, когда вписывают в поморскую аферу в Архангельске еще и псевдоэтнический праздник "поморов".
В этом году организатором празднования "Поморского новолетия" выступила региональная общественная организация "Национально-культурная автономия поморов Архангельской области". Председателем этой "поморской автономии" является местный делец Анатолий Кожин . Проблемой является то, что Кожин до сих пор не решил для себя и окружающих определенно вопрос, является ли он "этническим помором", поскольку его в свое время назначили на "поморство" в администрации губернатора Михальчука, чтобы блюсти чиновничеством "поморский вектор развития региона". Публично сам Кожин от своего поморства не раз уже открещивался, заявляя, что "вопрос, кого считать помором, неоднозначный".
"Я считаю, это морально-нравственная категория",
- добавлял он.
В отличие от "неоднозначного помора" Кожина, его подручный по автономии Павел Есипов утверждает, что он является чистокровным финно-угорским "этническим помором". Взгляды Есипова на поморство вполне определенны.
Он говорит:
"На мой взгляд, регион должен встать на путь самоопределения, возрождать и продвигать поморскую культуру, защищая права и свободы поморов, как самобытного этноса. Правительство области солидарно с нами и оказывает организации всестороннюю помощь и поддержку. Наша организация активно способствует разработке поморского бренда. Кто, как не мы, способны определить, что является эксклюзивным культурным достоянием Поморья"
Из подобного высказывания можно сделать определенный вывод, что Есипов — сепаратист. Что касается персонально самого Есипова, то он, на самом деле, не связан ни своей генеалогией, ни местом проживания своих предков с настоящими историческими поморами. Единственным обоснованием мнимой "поморской этничности" Есипова является справка с кратким изложением фальсифицированной истории Русского Севера, выданная ему профессорами Владимиром Булатовым и Николаем Теребихиным . Кстати, псевдоученый из САФУ проф. Теребихин до сих пор не смог подтвердить положения этой "филькиной грамоты" какими-либо историческими документами. Итак, деятель поморской аферы в Архангельске Есипов — обыкновенный самозванец. "Булатовский помор" — так назовем его мы. В Архангельске для таких, как Есипов, народ уже придумал другое определение — "асфальтовый помор".
Весной 2012 года десять архангелогородцев выступили с открытым письмом в адрес губернатора Архангельской области Игоря Орлова против поморской аферы.
В нем, в частности, говорилось:
"От администрации Архангельской области деятели "поморского возрождения" назойливо требуют финансовой поддержки для проведения мнимых национальных праздников и других мероприятий с поморской тематикой"
"Письмо десяти" в администрации прочитали, выкинули в корзину и дали в 2012 году денег для проведения очередного мероприятия этносепаратистов — их мнимого национального праздника. Еще в конце августа месяца начальник отдела по взаимодействию с общественными объединениями общественных связей министерства по развитию местного самоуправления Архангельской области Александр Жаденов сообщил, что решением губернатора Орлова и правительства области из резервного фонда региона на организацию праздника "Поморского Нового года" было выделено 100 тысяч рублей. Поморский самозванец Есипов публично признал, что в этом году "поморы" получили как информационную, так и прямую финансовую поддержку от правительства области, которое позволило провести "Новолетие" с бóльшим размахом. В распоряжение поморских самозванцев под празднование мнимого поморского праздника 15 сентября был выделен даже Архангельский городской культурный центр (АГКЦ). В его стенах перед собравшимися на празднование мнимого этнического праздника было зачитано приветственное послание губернатора. Итак, можно констатировать, что местная элита продолжает деятельность по формированию региональной поморской идентичности, которая в своих крайних формах начинает отрицать русскость. На каком основании, спросим мы, губернатор Орлов и правительство области спонсирует проведение мнимого этнического праздника псевдопоморов? Почему администрация области не присмотрелась пристальней к организаторам праздника? Ведь, по существу, кружок поморского самозванца Есипова представляет из себя неоязыческую секту. В программу праздника "Поморского Нового года" 2012 года, в частности, входит "преподнесения треб в огонь и реку", т. е. речь идет о неоязыческих жертвоприношениях. Организаторы праздника архангельские псевдопоморы заявляют, что их целью является "возрождение поморских традиций". Но какое отношение к настоящим поморам и "поморским традициям" имеют кампания со свихнувшимся на почве западного постмодернизма шаманом-волхвом и языческие стенания на берегу Северной Двины? Неоязыческая секта Есипова даже завела под городом Архангельском в лесу капище, а канал НТВ на нем недавно фильм снимал о "древних традициях" Поморья. Какое отношение к нашим древностям имеет неозыческая практика шарлатана и псевдопомора Есипова и Ко? Сайты Есипова "Поморская сторона", "Официальный сайт общины поморов", гостевая книга на последнем, его страницы в социальных сетях заполнены проклятиями и насмешками в адрес подлинной нашей традиции — Русской православной церкви, патриарха и духовенства. Антихристианская риторика лидера "Национально-культурной автономии поморов" не скрывается. "Поморский волхв" и "шаман" Ларионов сейчас в социальных сетях самозабвенно защищает хулиганок Pussy и клеймит "мракобесов" из РПЦ. Это что такое? Возрождение поморских традиций?
Отметим еще, что поморский самозванец и неоязычник Есипов ни один год работал с молодежью в Центре патриотического воспитания в Архангельске. Что такое "поморские кадетские классы" с детьми из детских домов под управлением и воспитанием неоязычника и этносепаратиста поморского самозванца Есипова? Можно ли такое вообще допускать? И как потом можно удивляться, что именно Архангельск в ночь с 24 на 25 августа 2012 года печально "прославился" на всю Россию спиленным православным крестом, если местная администрация оказывает поддержку людям с подобным мировоззрением и практикой, как Есипов! Так и идет по пути "толерантности" по принципу "и нашим, и вашим" архангельская областная администрация: 15 сентября 2012 года в АГКЦ поприветствовали псевдопоморскую неоязыческую секту Есипова с коммерсантом Кожиным в придачу, а на следующий день, т. е. 16 сентября, поучаствовали с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом в церемонии восстановления и освящения срубленного местными поклонниками "Бешеных маток" поклонного креста. Это позор!
Сейчас под видом "поморских традиций" поморские самозванцы в Архангельске предлагают нам откровенную галиматью, вроде "похорон мух". Вместо сохранения и поддержания традиций, на самом деле, именно традиция, здравый смысл, наша вековая культура в "Тутов день" подвергается у нас в Архангельске надругательству и откровенной профанации в стиле известного щедринского города Глупова.
(1) Мы именуем "поморскими самозванцами" активистов т. н. "Поморского возрождения" Ивана Мосеева, Анатолия Беднова, Владимира Ломакина, Павла Есипова и др., поскольку они, на самом деле, не связаны ни своей генеалогией, ни местом проживания своих предков с настоящими историческими поморами. Единственным обоснованием мнимой "поморской этничности" этих деятелей является справка с кратким изложением фальсифицированной истории Русского Севера, сочиненной в Архангельске профессорами Владимиром Булатовым и Николаем Теребихиным. "Поморская идентичность" с претензией на укоренность основывается у них, таким образом, на сфальсифицированной истории. Деятели "Поморского возрождения" стали проводить съезды и требовать от государства Российского признать их в качестве "коренного народа". Означенные претензии были поддержаны норвежцами, включая экс-министра иностранных дел Норвегии Турвальда Столтенберга . Сейчас вместо того, чтобы подтвердить подлинность поморской концепции Булатова какими-либо историческими документами, директор "Поморского института" САФУ Мосеев и его подручные стали подавать в областную прокуратуру жалобы на пишущего эти строки. Заметим, что и соавтор по поморской булатовщине работающий сейчас бок о бок с Мосеевым в САФУ и "прославившийся" еще в ПГУ лженаучными, вздорными и предельно мистическими сочинениями проф. Николай Теребихин не может подтвердить историческими документами подлинность концепции Булатова. Уже второе десятилетие гуманитарная профессура в Архангельске в интересах местной элиты и норвежцев занимается фундаментальной фальсификацией региональной истории и культуры. Объяснить существование в стенах своего заведения этой псевдонаучной поморщины никак не могут ни директор ИСГиПН САФУ "скандинавист" проф. Андрей Репневский , ни его заместитель по научной и инновационной работе провинциальный "американист" доцент Алексей Фельдт , ни бывший подручный Булатова в прошлом проректор ПГУ по научной работе, а сейчас председатель диссертационного совета САФУ профессор Владислав Голдин .