В книге известного российского исследователя В. Я. Петрухина прослеживаются общие тенденции, характеризующие развитие древнерусской культуры от «языческой» предыстории к христианской истории, а также синтез различных этнокультурных импульсов — «восточных» (хазары) и «западных» (варяги) на Руси, выбор веры и становление русской культуры, представления о власти от эпохи призвания варягов до Московского царства. На самом широком и разнообразном историко-культурном фоне исследуются образы языческих персонажей, стереотипы отношения к еретикам, иноверцам и инородцам.
Завершающие историографические очерки посвящены выдающимся уче-ным, с которыми связаны исследовательские интересы автора.
Для всех интересующихся древнерусской историей и культурой.

Рецензенты: к.и.н. А. А. Турилов, член-корр. РАН, д.ф.н. Ф. Б. Успенский

Содержание

Предисловие

Глава 1. Предыстория языческая и христианская
1.1. Великаны Евразии: от мифа к истории
1.2. Русь и песьеглавцы: мифологическое соседство и тождество
1.3. Славянские миграции и странники-апостолы в ПВЛ: кто был первоучителем Руси?

Глава 2. Варвары, цивилизация и муза истории: Геродот и Нестор
2.1. Варварство и цивилизация
2.2. Скифы и Геродот
2.3. Славяне и русь на границе Византии

Глава 3. Хазары и варяги на Руси
3.1. Хазарское начало русской истории: Саркел и Вертинские анналы
3.2. Сказание о хазарской дани
3.3. Викинги и степь: к проблеме воздействия Востока на Швецию в раннем Средневековье

Глава 4. Становление государств и власть правителя в германо-скандинавских и славянских традициях: аспекты сравнительно-исторического анализа
4.1. «Переселенческие сказания» и легенда о призвании варягов
4.2. Репрезентация власти правителя. «Священное царство», княжеский род и «двоевластие»
4.3. Большие курганы и могилы князей — памятники начальной государственности. От языческого культа к христианской святости
4.4. Князь, дружина и подданные

Глава 5. Первые города и погосты: Смоленск и Гнёздово
5.1. Этапы историографии: А. А. Спицын, Д. А. Авдусин и Б. А. Рыбаков
5.2. ОТРП или погосты?
5.3. Русская история и упадок древних погостов

Глава 6. Русский феодализм: «народ», государственная собственность и право
6.1. Феодализм перед судом русской историографии
6.2. «Этичность» в Древней Руси
6.3. К проблеме становления государственной собственности на Руси
6.4. К проблеме происхождения «Русской Правды»

Глава 7. Выбор веры в евразийской истории: Хазария и Русь
7.1. Выбор веры — книжный сюжет?
7.2. Победил ли в хазарской полемике Константин Философ?
7.3. Миссия Константина и ханаанская генеалогия славян
7.4. Выбор веры и «двоевластие» у хазар
7.5. Выбор веры и «отчий обычай»
7.6. Обращение и «благочестивая хитрость»
7.7. Выбор веры и библейские генеалогии
7.8. К историческим основам летописного сюжета о выборе веры
7.9. Русская литература, фольклор и выбор веры: Вий в Талмуде

Глава 8. Владимир Святой и Ярослав Мудрый — культурные герои христианской Руси
8.1. «И живяше Володимеръ по устроенью отьню и дъдню». Консерватизм реформатора
8.2. Каган «от рода варяжска»
8.3. Ярослав Мудрый, Ярославичи и начальное летописание

Глава 9. Язычество, фольклор и древнерусская книжность
9.1. К дискуссии о Збручском идоле: антропоцентризм славянского язычества или парковая скульптура XIX в
9.2. К проблеме изобразительных мотивов в славянском язычестве
9.3. О балканских мотивах в русском летописании и миниатюре
9.4. Волос/Илья и св. Мамант: о византийских соответствиях славяно-русским богам
9.5. «Зышлися два Юрйи да абыдва дурни». К истокам календарного сюжета
9.6. О фольклорных и книжных мотивах в средневековых текстах
9.7. Традиция и «факт» в средневековой историографии: мотивы и числа

Глава 10. Крещение Руси: от язычества к христианству
10.1. Из предыстории крещения Руси
10.2. Языческая «реформа» — древнерусский пантеон
10.3. Выбор веры и «завоевание» веры
10.4. Низвержение кумиров
10.5. Христианизация и смена обряда
10.6. Библейский образец, церковная десятина и право
10.7. Царство земное и Небесное
10.8. Ярослав Мудрый и церковная организация
10.9. «Слово о законе и благодати»: единовластие и княжеский род

Глава 11. Бесы, ересь и кощунственное в древней и средневековой Руси
11.1 Происхождение зла в древнерусской традиции: когда демоны попадали на землю?
11.2. Ересь и кощунственное в народной аксиологии
11.3. Обеденная физиогномика в Древней Руси
11.4. «смеховых» сюжетах в древнерусском искусстве

Глава 12. Образ инородцев и иноверцев в древнерусской традицииВнешний облик и чужая вера
12.1. Евреи в средневековой Руси: парадоксы современного восприятия давней проблемы

Глава 13. Русь древняя и московская: становление новых исторических традиций
13.1. Древняя Русь и славянский мир в русской книжности конца XV-XVI вв
13.2. Начальная Русь и Гостомысл в средневековой книжности
13.3. Летописная традиция и «Сказание о князьях Владимирских»
13.4. Начальная Русь и Никоновская летопись
13.5. Выбор веры в Никоновской летописи

Глава 14. Борьба с «норманской теорией»: старая проблема и опыты современной историографии
14.1. «Концепции происхождения варяжской руси» и начало научной историографии
14.2. «Норманны и Киевская Русь»: взгляд из 1960-х гг

Глава 15. Из истории славистики и отечественной науки
15.1. Любор Нидерле и начало славян
15.2. Даниил Антонович Авдусин (1918-1994)
15.3. Сергей Александрович Токарев (1899-1985)
15.4. Дмитрий Сергеевич Раевский (1941-2004): скифский мир и скифский миф
15.5. Арон Яковлевич Гуревич (1924-2006)

15.6. Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров и «Мифы народов мира»: из воспоминаний редактора
15.7. Н. И. Толстой и «Славянские древности»

Источники
Литература
Сокращения
Именной указатель

Издание имеет грифы: Институт славяноведения РАН, Высшая школа экономики

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие