По поводу сверхъестественного, как характерного признака религиозных верований и обрядов, необходимо заметить еще следующее. На ранних стадиях развития религии идея сверхъестественного отличается характерной двойственностью или, как говорят, амбивалентностью; это, с одной стороны, — нечто священное, божественное, с другой — нечистое, проклятое. Та и другая сторона покрывается древним представлением о „табу“ — религиозно-магическом запрете.

Та и другая сторона выражается латинским словом sacrum, удержавшим это двойственное значение и в новых европейских языках: sacré, sacro, sacred. Но на той ступени развития, на какой мы застаем верования восточных славян, этой амбивалентности уже нет; сверхъестественное уже расщепилось на две полярные противоположности; священное, божеское, благочестивое противостоит проклятому, нечистому, дьявольскому. Лишь в редких случаях — в отдельных заговорах, в исчезающей земледельческой обрядности и т.п. — сохраняются следы прежней двойственности и „благодать божья“ с трудом отделима от „нечистой силы“. Главным виновником этого расщепления было, конечно, принятие христианства. Деятели церкви немало потрудились над тем, чтобы превратить прежних дохристианских богов восточных славян в нечистую силу, а старые религиозно-магические обряды и праздники — в бесовские игрища. Но очень вероятно, что расщепление началось еще раньше, что элементы дуализма — представления о добром и злом начале — были не чужды и дохристианской религии восточных славян. В то же время не все образы древнеславянского Олимпа были низвержены христианством в преисподнюю и превратились в нечистую силу; некоторым удалось удержаться, зацепившись за христианских святых, и под именем их они продолжали благополучно существовать в народных верованиях и обрядности.

1957_Токарев С.А._Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в..pdf

Поиск

Журнал Родноверие