Жил-был храбрый воин Войнята. Помнил он, как на Менку из соседних земель три князя набежали с войском. Были то Ярославичи — Изяслав, Святослав да Всеволод.

Положили меньских мужей видимо-невидимо. Меньск сожгли. Владетель города полоцкий князь Всеслав всхотел мечом проучить обидчиков. Стал с войском на Немиге-реке. Ярославичи сюда же пришли. Кроваво бились. Не устоял Всеслав, бежал без оглядки.

Войнята, колотый и битый, выжил. И решил он не возвращаться на Менку. Одно попелище там осталось. Вместе с другими воями углядел он место меж реками Немига и Свислочь. Тут и стали строиться. На новом месте вскоре вырос Меньск.

Новый Меньск

Поручил полоцкий князь Войняте быть в городе его княжеской рукой сильной. Подсказал Войнята воеводе поставить на горах вокруг Меньска дозорные вежи. День и ночь стояли у стрельниц вои. Все дороги им были видны.

Мимо вежи на горе над Свислочью лодии проплывали. Войнята с воями не раз спускался к реке и останавливал лодии. Узнавали, кто и зачем плывет. Присматривались к людям — не со злым ли умыслом идут. Добрых гостей привечали, советовали, где лучше пристать.

Войнята и его вои покупали или выменивали у них разные товары. Дружинник выбирал дорогие бусы да серьги, иные украшения для своей любимой жены Дорогомилы. Дорогомилой назвали дочь родители, потому что очень долго ждали ее появления на свет. Войнята же прозвал ее Сторожеей. Всего опасалась жена, осторожничала, без оглядки шагу не ступит.

Чужинцы в городе

Как-то раз пошла Сторожея со свояченицей по грибы да ягоды. Уходились в лесу. Вышли к речке лица ополоснуть, руки, ноги в холодной воде подержать. И увидели большие лодии. У каждой чудище деревянное на носу. Схоронились в кустах. Мечи у лодийщиков увидели, топоры да щиты.

Лихие люди. Недоброе замыслили. Войняте надо дать знать. Добежали женщины до Войняты. Рассказали о том, что увидели. Отправил Войнята женщин к воеводе в город. Но Сторожея с полпути возвратилась к мужу.

К тому времени приплыли чужинцы, вроде как торговые люди. По приказу Войняты пристали к берегу. Но ни приветить их, ни спросить, откуда и кто приплыл, он не успел. Завязался неравный бой.
Видела Дорогомила, как бьется ее Войнята. Видела, как падают на землю знакомые вои. А подмоги все не было.

Дорогомила вскарабкалась на самый верх вежи. Здесь, на помосте лежали хворост, береста для растопки, огниво, кремень, прелая солома для дыма. Высекла женщина искры, вспыхнул огонь. Взвился вверх дым, извещая о беде. Увидели его в городе. Скоро по обе стороны Свислочи бежали оружные горожане.

А вороги уже возле вежи. Много их было. Вышибли они крепкую дверь, ворвались в вежу. В последний раз глянула Дорогомила туда, где бились вои. Все полегли. И тогда сбросила она горящий хворост вниз. А там воз соломы, на которой вои отдыхали. Пламя в один миг заполнило вежу. Далеко разнесся крик выдерцев, охваченных огнем. Никто живым из вежи не выбрался.

Храбрая женщина

Хоронили погибших воев всем городом. Отвели им место неподалеку от вежи. Дорогомилу хоронили как княжеского дружинника. И назвали новый погост Сторожевским — от необычного прозвища храброй женщины.

После же, когда построили новую вежу, все стали звать ее Сторожеевой. Со временем утерялось одна буква «е» и вежа стала Сторожевой. Это название перешло и на другие караульные вежи. А потом вся округа стала называться Сторожевкой.

Поиск

Журнал Родноверие