Игральные кости 1. д.Гнездово (Смоленская обл.), X в.
Руководитель проекта "Старинная игротека" Петр Ершов рассказывает о древнерусских настолках. Завершающая статья цикла посвящена самой доступной и самой осуждаемой игре — в кости.
Игральные кости встречаются на территории Руси с завидной регулярностью.
Есть находки в Новгороде, Гнездово, Москве и не только. Есть две основных формы игральной кости: прямоугольная вытянутая и привычный нам шестигранник, который встречается чаще всего.
2.Слоновая кость. Старая Ладога, X в.
3. Клык моржа. Великий Новгород, XIII в.
4. Мангазея (Западная Сибирь), XVII в.
Несмотря на обильный материал, мы точно не знаем, в какие игры состязались при помощи костей. Причин тут несколько. Азартные игры вообще всегда считались предосудительными и, чаще всего, незаконными. Особенно им вменялись вину последствия: пьянство, поножовщина и шулерство.
С другой стороны, игральная кость, возможно, использовалась в ритуальных целях: для гадания, метания жребия. В любом случае церковью кости осуждались, так что соответствующих записей нет.
Бояре Владимира Святославича мечут жребий для определения жертвы языческим богам. Миниатюра радзивиловской летописи, кон. XV в. БАН, 34.5.3
В источниках XVI-XVII веков есть более подробные сообщения о «зерни костарной» и «закладной игре» т.е. азартной. Игральные кости изготавливались чаще всего из кости. Имели небольшой размер, от 0,5 см. Такую кость проще всего спрятать или легко скинуть и затоптать при обыске.
1. Сумка-калита с найденными в ней стилетом и игральной костью
2. Кость из этой сумки Москва, кон. XV — XVI вв.
О правилах игры мы можем только догадываться. Известное название игральной кости – зарик или зар, также связано с арабским «аль-захр» (игральная кость).
Название одной из самых распространенных игр в средневековой Европе – Азар, также связано с арабским термином. Наиболее ранние правила игры «азар» мы знаем из «Книги Игр» Альфонса Х Мудрого.
Возможно во что-то подобное играли на Руси. Но повторимся – это только предположение.
Заготовки для игральных костей. Сен-Дени, Франция, нач. XIV века
Как играть в азар?
Игра ведется между двумя игроками на оговоренную ставку.
Первый игрок кидает 3 кости:
— Если выпадает «азар» — значение от 3 до 6 или от 15 до 18 очков, первый игрок сразу выигрывает.
— Если выпадает от 7 до 14, то это число запоминается для второго игрока (оно будет для него выигрышным).
Первый игрок перекидывает все 3 кости:
— Если выпадает азар (то есть, от 3 до 6 или от 15 до 18), он проигрывает и выигрывает второй игрок.
— Если выпадает число, отличное от чисел азар и отличное от числа, загаданного для второго игрока, то это число запоминается и становится выигрышным для первого игрока.
— Если выпадает число, загаданное для второго игрока, кости перебрасываются.
Далее, если у обоих игроков есть свои числа, первый игрок кидает кости до тех пор, пока не выпадет чье-либо число. Выигрывает тот, чье число выпало первым.
Материал подготовил Петр Константинович Ершов, исследователь старинных игр, руководитель проекта "Старинная игротека"