Познакомиться, присмотреться друг к другу, а там уже и посвататься. Именно с такой целью лет сто назад деревенская молодежь устраивала вечерки. Как они проходили, что было можно, а что нельзя, мы спросили у экспертов в данной области – участников томского фольклорно-этнографического ансамбля «Пересек».
Осенне-зимние собрания молодежи существовали повсеместно. Юноши и девушки собирались для работы и развлечения и на Украине, и в Белоруссии, на Русском Севере и Дальнем Востоке, на Урале и в центральных губерниях России, и конечно же в Сибири. По назначению собрания делились на рабочие и увеселительные. На рабочие собрания люди сходились для прядения, вязания, рубки капусты и других дел. В зависимости от местности, времени и характера работы такие «соборы» назывались по-разному: посиделки, супрятки, вечерки, вечерования, беседы, капустки.
На увеселениях в каждой местности пелись свои песни, звучала музыка, помогали плясунам задорные частушки. Если собрать весь вечерочный фольклор, получится несколько увесистых томов — настолько он богат и разнообразен. Многообразны и сами увеселения, ведь даже в соседних селах молодежные вечерки не повторяли буквально друг друга.
«Раньше на вечерках собиралась молодежь, и все было заточено на знакомства, на создание семьи, а для замужних были свои мероприятия. В Сибири на вечерки могли ходить уже даже восьмилетние девочки. Плясали кадрили, разные танцы. Играли даже в поцелуйные игры: например, девушка ходила под песню по кругу, выбирала парня, который нравится и дальше они разыгрывали сценку, которая описывалась в песне – кланялись, пожимали руки, садились на колени, а в конце нужно было поцеловаться. Такое без порицания было допустимо только во время вечерок, потому что там всегда были взрослые, которые приглядывали за молодежью»,
– рассказывает руководитель коллектива Лилия Завьялова.
«Туда могли ходить и молодухи – замужние женщины в первый год брака, до рождения первого ребенка. У нее еще было на это время, и общество относилось к ней снисходительно, она уже замужем, она может больше себе позволить, чем девушка, более свободно могла себя вести, и вообще этот год считался самым хорошим в жизни женщины, радостный – когда ты уже вышла замуж, ограничения уходят, а забот с детьми еще нет. Могли приходить на вечерку и люди в возрасте, но если ты, например, мужчина, вдовец, и вдруг к девкам полез, то могли побить, потому что ну не твоего возраста невесты, ты выбирай того, кто тебе по статусу ближе»,
– добавляет участница «Пересека» Людмила Герасименко.
«В Сибири парни садились на колени. Если посмотреть по фото, у нас в принципе женились чуть позже, чем на юге, и вполне был нормальный вариант, что муж был младше жены. Из Новосибирска рассказывали фольклористы историю одной бабушки, что они как-то шла с вечерки и мужа на руках несла, потому что он был младше и мельче нее, устал и уснул. Трезвый был, но маленький – ей 15, а ему 13. Вот такие ранние браки могли быть, а на юге так еще раньше, у меня прабабушку уже в 12 выдали замуж»,
– рассказывает Людмила Герасименко.
«Вспомнил историю, когда я был в селе Первомайском, там была баба Катя, ей сейчас 95 лет, и она рассказывала, как гармониста пытались зазвать на вечерку. Его, конечно же, всегда хотели видеть и звали каждый день на вечерки, но гармонист был очень важным человеком, и не всегда соглашался. Поэтому ребятишки, и все, кто хотел поплясать, бегали по деревне, собирали со всех яйца, и, как только, набиралась полная корзинка, обращались к супруге гармониста – баба Клава, отпустите, пожалуйста, деда Сеню поиграть к нам на гармошке, мы вам за это корзину яиц принесли. И после этого гармонист радовался, соглашался, и все потом плясали до утра»,
– говорит Владислав Фирсов.
В наше время «Пересек» тоже регулярно проводит вечерки, чтобы познакомить томичей с атмосферой этих мероприятий – попеть частушки, поплясать и просто весело провести время. Правда, сейчас проведение вечерок осложняется тем, что на мероприятия приходят люди разных социальных статусов, и при выборе игр приходится учитывать интересы всех.
«Приходит много бабушек, которые не могут или не хотят активно участвовать, а просто хотят посмотреть. Приходят холостые и женатые, приводят с собой детей. Приходится объяснять – если ты с женой, то бери свою жену, пусть она к тебе на коленки садится, целуй ее уже, потому что если холостой парень поцелует чью-то жену, то будет неловко. А когда дети собираются, то с ними вообще в поцелуйные игры не поиграешь, мы им говорим просто жать ручки»,
– рассказывает руководитель «Пересека» Лилия Завьялова.
«В первую очередь, мы проводим такие мероприятия для того, чтобы люди поняли – это не какое-то элитарное искусство, которое можно послушать, посмотреть в зале. Мы хотим показать, что это то, чем жили наши предки – вот вы не знаете эти песни, а ваши прабабушки их пели»,
– поделилась участница коллектива Арина Пучкова.
Следующая вечерка «Пересека» состоится уже 21 января в зрелищном центре «Аэлита». На ней зрителям расскажут, какие игры были популярны во время Святок.