Дорога, идущая вдоль Плещеева озера в этом месте ориентируется прямо на Ярилину плешь (Александрову гору). На вершине её стоит крест. А вот этот праздник жизни на дороге — стойбище серфингистов и прочих любителей водных процедур. Даже спортсмены стремятся поближе к местам силы.

Официально эта гора называется Александровой, в честь Александра Невского, который во времена княжения в Переславле-Залесском построил себе загородную резиденцию на ее вершине. Если так, то это он зря: в эпицентре места силы жить невозможно. Впрочем, на кресте, стоящем на горке, написано, что в 16-м веке здесь был основан монастырь во имя благоверного князя Александра. Это верней. Но и от монастыря ничего не осталось. Солнечный ветер сдул с поверхности Ярилиной плеши все архитектурные излишества.


Плещеево озеро — сплошной национальный парк и музей-заповедник. Это прискорбно.

Считается также, что когда-то на Ярилиной Плеши стоял огромный валун Синий камень. Сейчас он лежит в полукилометре от нее и в пятидесяти метрах от берега Плещеева озера. Никто доподлинно не знает всех путей этого таинственного валуна, прибывшего из Скандинавии на леднике. Известно только, что народ его почитал, а попы не любили. В начале 17-го века дьякон Онуфрий по наущению великого подвижника Иринарха Ростовского выкопал яму, столкнул в нее камень, засыпал. Во славу божью! В ответ Синий камень наслал на святотатца жестокую лихорадку («студению трясобошную») и вскоре вышел из-под земли.После этого его долго боялись трогать. Лишь в 1788 году борьба со злым духом вступила в новую стадию. Решено было положить камень в основание колокольни на берегу реки Трубеж. Скатили двенадцатитонную глыбу к берегу, взгромоздили на сани и повезли по замерзшему озеру. Лед не выдержал, камень ушел под воду. Туда и дорога, – решили православные. Но не прошло и шестидесяти лет, как Синь-камень вновь выполз на берег. Чудо? Да нет, природный уникум (объясняли просвещенные попы 19-го века). Просто ледяные торосы как-то вытолкнули валун на сушу. Да и озеро обмелело. А с чего это оно обмелело? Уж не с того ли, что в нем утопили бога?


Вот Синий камень. Мой пёс полюбил его всей душой. Будучи хорошо дрессированным биолокатором, он валялся вокруг камня повсюду, благоденствовал в луже вокруг него, но на камень взойти не захотел ни под каким видом. И меня пытался не пустить. Таких собак надо слушаться.

Давайте посмотрим, что говорят о Синь-камне люди, понимающие магическую суть дела.

Вот Житие Иринарха:

«Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в бояраку, в нём же вселися демон, мечти творя и привлачая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсеивая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть»

Что значит «мечты творить»? Велосипедист у камня (там народная тропа не зарастает) сказал мне, что этот валун – нечто вроде комнаты из фильма «Сталкер», в которой осуществляются желания.

На мое осторожное уточнение, что в той комнате осуществляются такие желания, о которых человек, быть может, и сам не подозревает, мужик ответил: «Не знаю, я постоянно сюда приезжаю, загадываю желания, все сбывается»

Я тоже кое-что загадал.


Площадка на берегу Плещеева озера, на которой лежит Синий камень. Собственно, он лежит чуть левее двух фигур, уже поклонившихся камню и направляющихся к кусту, на который паломники привязывают ленточки. Этот куст в правой части снимка, беловатый от приношений у основания. Снимок сделан с Ярилиной горы.

Но все-таки «мечты творить» не означает лишь «сбычу мечт». Скорей это – мистические явления вообще. Например, Авраамий Ростовский поначалу все никак не мог подступиться к чудскому идолу, стоявшему на берегу озера Неро. Потому, что там в камне тоже жил бес, который «страшилища злы и мечты творяща своим омрачением». И только при помощи волшебного посоха Авраамию удалось разрушить бога ростовских туземцев. Великий святой воспринимал творимые бесом мечты как объективную реальность. А люди, не имеющими опыта взаимодействия с миром невидимым (в том числе и церковные), трактуют его как пустые мечтания. В лучшем случае – как наваждение. То есть – призрачность, галлюцинации, нечто лишь субъективное. Допустим. Но только почему субъективное – не действительно? Мечты, забрасываемые идолами в наши души, могут иметь очень серьезные последствия.


Это я измеряю координаты камня. Или уже задумался?

Я, например, взошел на Синь-камень просто для того, чтобы определить его координаты при помощи GPSа. Но поскольку валун излучал приятное тепло, я прилег на него и задумался. Мало-помалу впал в состояние транса. Не помню даже, как сошел с камня, совсем потерял себя. Помню, что все бродил вокруг, не хотел уходить. Помню, что-то снимал. Наконец, сел в машину и зачем-то поехал вдоль озера на северо-запад, в противоположную от Переславля сторону. Километра через три остановился, щелкнул издали Никитский монастырь, поехал обратно. И вдруг почуял: чего-то не хватает. Я потерял GPS. Остановился, ощупал карманы, пошарил по полу, огляделся. Машина стояла напротив Синь-камня. Ну, точно: я там оставил прибор. Пошел к валуну и провел рядом с ним часа полтора в пустых поисках.


Делая этот снимок Никитского монастыря я как-то умудрился обронить навигатор

Навигатор нашелся, но не у камня, а в трех километрах от него (там, где я выходил из машины, чтобы щелкнуть монастырь). Но пока я искал GPS, моя голова так сгорела, что на следующий день буквально сочилась сукровицей – в той части, где у латинских попов тонзура. Вскоре темя мое превратилось в сплошную болячку (ярилину плешь?), лоб страшно раздулся. Этот отек потом больше недели сходил по переносью в подглазье. И я уже боялся, что потеряю зрение. Крепко получил между глаз. Стал похож на динозавра. И сейчас еще не могу смотреть в зеркало без содрогания. А вы говорите пустые мечтания! Да такого ожога я и представить себе не мог.


Велосипедисты штурмуют Ярилину плешь

Разумеется, кое-какое облучение добавилось и потом, когда, найдя GPS, я взобрался на Ярилину плешь. Но это было лишь продолжением сеанса у Синего камня. Горка, собственно, неотделима от него, не зря же считается, что она его изначальное место. Правда, в тексте, который я процитировал выше, не сказано, что камень был на Ярилиной плеши. Сказано, что он был «за Борисом и Глебом в бояраку». То есть – в буераке, овраге. Но что значит за Борисом и Глебом? Одни говорят, что имеется в виду Борисоглебский монастырь, который когда-то стоял между городом Переславлем и Никитским монастырем, там и теперь Борисоглебская слобода (далековато от Ярилиной плеши) Другие полагают, что и на самой Плеши когда-то была Борисоглебская церковь. Не исключено. Но, так или иначе, в начале 17-го века камень уже лежал в буераке, как, впрочем, и многие священные камни, которые ранее описаны на этих страницах. В низинах им и поклонялись.


Тот самый куст неподалёку от Синего камня, где паломники оставляют свои мануфактурные приношения. Осман такой метод поклонения не очень одобряет, он предпочитает просто насрать в месте силы

Как поклонялись Синему Камню? Судя по тому, что к нему приходили на Петра и Павла (12 июля н.с.), это была стандартная сексуально-аграрная магия, напоминающая ту, что описана у меня в тексте об Урочище Жаровка. Может, на Плещеевом и не устраивали купальскую ромашку, но хороводы водили, а потом расходились парочками по кустикам и, как говорится, наяривали.

Во все хрестоматии вошла сакраментальная фраза какого-то русского мистагога:

«Он, Ярила, любовь очень одобрял»

Сегодня по этому поводу в Переславле поется:

«Синий камень так не тянет, как проклятая любовь»

Что еще? Конечно, делали чучело Ярилы (Купалы, русского Эрота) со срамным удом устрашающих размеров. А потом сжигали эту куклу, суррогатную человеческую жертву, и закапывали на горе или пускали по водам. Собственно же Ярилу воображали в виде красавца, разъезжающего на белом коне в белой одежде. Взгляд пьянящий, на голове венок из цветов, в правой руке – голова человека, а в левой – пучок колосьев. Все понятно: он дает жизнь живущим, но и смертельно опасен. Он – ярость солнца в зените и яростность одержимого человека, ярь гормонов, играющих по весне, яркость красок и крутояры пространств.


Крест на вершине Ярилиной плеши. На нём написано, что когда-то здесь был Александро-Невский монастырь

Кстати, боярак – не просто овраг. В этом слове слышаться сразу два корня, указывающих на крутизну: «яр» и «буй» (крутой склон, но и – буйство, см. также место силы Светлояр). Поэтому буерак, в котором лежал Синий камень, это как раз весьма подходящее место для культа Ярилы. Просто надо понимать: для солнцепоклонника одинаково важны и лог, и вершина. Ибо Солнце имеет обыкновение восходить и закатываться. Ночью во время солнечных празднеств с крутояров скатывали подожженные колеса, которые с шипением гасли в воде под горой. И это не просто эмблема заката, это в первую очередь символ летнего солнцеворота (22 июня н.с.). Исчерпав свою янскую силу, Ярила поворачивает на зиму, направляется в мир печали, холода, нави.


Никитский монастырь через Плещеево озеро. Этот снимок сделан уже ближе к ночи, от турбазы, расположенной у истока реки Вексы, которая, пройдя озеро Сомино, превращается в Нерль. Но не ту, на которой стоит знаменитая церковь Покрова, а другую, впадающую в Волгу. Обе Нерли начинаются почти рядом.

Почему Переславский камень называется Синим, хотя он на деле скорей черно-серый с синеватым оттенком? Фокус в том, что «синий камень» – это понятие (как и «ярилина плешь»), относящееся к целому классу сакральных предметов. Синь-горюч-камень встречается в бесчисленных заговорах (в частности – и присушках на любовь), в которых синева отнюдь не окрас, но указание на принадлежность к миру нави. Синяк – это мертвец, синец – черт. Синее море (оно же – черное) путь в преисподнюю. Это только по нынешним представлениям синий цвет – темно-лазоревый. А для наших предков синий цвет – это иссиня-черный. Именно таков цвет Синь-камня, лежащего на берегу огромного синего озера, на переходе между мирами – миром мертвых и миром живых, Инь и Ян, нави и яви. Навь – это темные воды Плещеева (Клещина) озера, явь – холмы над ним, в первую очередь – Ярилина плешь.


Слева — распечатка из моего GPSа. Координаты Синего камня: N 56.47.03 E 38.49.29 Координаты Ярилиной плеши у Александрова креста: N 56.46.55 E 38.49.54 Расстояние между этими точками 483 метра. Справа снимок из космоса берега Плещеева озера в этом районе

В этом сочетании горки, озера, камня – целая теология. Что мы видим конкретно? Лысый холм и к северо-западу от него – площадка для купальских игр. На северо-западе солнце заходит как раз в дни летних солнцестояний. С Ярилиной плеши хорошо наблюдать этот заход, петропаловскую игру солнца, а заодно и сексуальные игры молодежи у Синего камня на грани яви и нави. Камень как раз и является этой границей. Он как бы порог, дверь в иной мир, алтарь, алатырь (камень). Там, на горе, мир света, солнца, Ярилы. А здесь, внизу, мир тьмы, черных вод, Коркодела, который глотает Красное Солнце. Но я что-то слишком увлекся: Синий камень и Олег Давыдов, пророк его.

Вообще, Ярилино время – четверть года между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. В этот период много возможностей попраздновать. В частности, современные язычники (родноверы) любят отмечать время перехода от весны к лету, когда на смену молодому весеннему Яриле приходит Ярила зрелый. Этот праздник они называют Трояном, или Ярилой Мокрым. Я был на Плеши как раз 1 июня. Родноверов не видел, но силу бога вполне ощутил.


Фанаты воды и ветра под Ярилиной плешью

Если иметь в виду Солнцеворот, то Синь-камень своем нынешнем буераке лежит почти идеально. Если он и двигался, то – лишь немного, слегка подправлял свое положение по отношению к Плеши. Отлично понимаю, насколько святотатственно выглядят мои сомнения в самодвижении Синего камня. Но, набравшись смелости, все же скажу: в пределах обусловленной реальности камни сами собой не перемещаются. Чтобы изменить положение, камень должен кого-то заставить себя передвинуть. Например, внушить людям, чтобы они его передвинули. А внушать он умеет. Как он ловко заставил попов носиться с собою. Как он хитро заставил меня облучаться под яростным солнцем, дабы превратить в подобие ящера. Как он умно заставляет идти к себе толпы паломников.

Конечно, современные формы почитания синего камня отличаются от древних. Сегодня принято прийти, постоять, оставить денежку, привязать к кусту тряпочку, сняться на память, загадать желание. Этого вполне достаточно для поддержания энергетического поля мифа, создаваемого местом силы. Народ тянет на горку и в боярак, причаститься мечт, творимых Синь-камнем.


Одна из модернистских форм поклонения Синему камню

А рядом, конечно, православные злобствуют по поводу этих заблудших овечек дома Израилева. В Переславле сейчас четыре действующих монастыря. Самый близкий к Ярилиной плеши Никитский. По преданию он был основан князем Борисом, особо почитавшим великомученика Никиту, пострадавшего за веру в 372 году, на Дунае. Бориса и Глеба убили в 1015 году, стало быть, Никитская обитель должна была появиться несколько раньше. И уже существовала, когда на Плещеево озеро пришел князь Юрий Долгорукий. А вот Переславля тогда еще не было, был городок Клещин, стоявший на соседней с Ярилиной плешью горе. Датой основания нового города в устье реки Трубеж считается 1152 год.


Никитский монастырь. Снимок с Ярилиной плеши

На его строительство нужны были средства. Естественно, их собирали с туземцев. Одним из таких сборщиков был некий Никита. Жуткий кровопийца, он не только обирал народ ради князя, но и себя не забывал, воровал по-крупному. Однажды его жена увидала в кастрюле кровавую пену и части человечьего тела. Конечно, решила, что это какой-нибудь демон творит ей мечты, позвала мужа. Никита увидал то же самое. И что-то в нем как бы оборвалось. Он отправился к игумену Никитского монастыря и рассказал о своих преступлениях. Тот дал ему послушание: иди к монастырским воротам и три дня рассказывай всем о своем окаянстве. По прошествии урочных дней Никиту нашли в прибрежном болоте, предающимся раскаянию и самоограничению. Попутно: болото не просто сырое место, это место нечистое. Там хоронили самоубийц, там обитает всякая навь. Синий камень лежит на заболоченном берегу.

Слева Великомученик Никита, справа Никита столпник Переславльский, вышивка

Когда Никита постригся в монахи, он возложил себе на тело массивные вериги, на голову надел каменную шапку. Ее потом долго хранили в монастыре, богомольцы надевали ее на головы и обходили три раза вокруг часовни, возведенной на месте Никитиных подвигов. В 1735 году, в период борьбы с суевериями, шапку затребовали в Синодальное правление и затеряли. Пришлось паломникам обходить часовню с обычным камнем на темени. Камни и головы – специфический пунктик в Переславле.Никиту Переславского обычно называют Столпником. Столпничество – это такой вид аскезы, когда человек проводит жизнь на особом возвышении, как бы между небом и землей. Столп Никиты Переславского был совершенно противоположного свойства. Святой выкопал глубокую яму, в которой стал жить между землей (ее поверхностью) и нижним миром. То было столпничество наоборот. Столп в навь, а не в явь. В своем антистолпе, покрытом кровлей, святой проводил жизнь во тьме. Этот опыт, вероятно, и навеял церковникам мысль столкнуть Синь-камень в яму.


Справа под горой Никитский источник, на заднем плане село Городище. На его месте когда-то стоял город Клещин, предшественник Переславля

Родственники Никиты не могли простить ему того, что он бросил доходную должность. И никак не могли понять, куда он дел наворованное. Я думаю, отдал в монастырь, но родные считали, что просто припрятал ценности. Однажды они пришли к Никите благословиться (он уже был знаменит) и увидели, как блестят его потертые вериги. Серебро! Теперь-то понятно, как отставной мытарь хранит сокровища. В ночь на 6 июня (н.ст.) 1186 года родные убили аскета, сняли с него вериги и унесли. Пуд железа. Пилите, Шура, пилите.Нетленные мощи Никиты были обретены в 15-м веке. Показались и тут же чудесным образом ушли под землю. Продолжать намекать на то, что культ Никиты связан с культом Солнца и Синего камня, будет уж слишком навязчиво.


В Никитском монастыре. Монах слева что-то зазлобствовал на меня: чего, мол, снимаешь (а я и не хотел). Монах справа спешит его успокоить

Поиск

Журнал Родноверие