Церковь Георгия Победоносца в Вырском погосте была основана на замену языческим поклонениям священным камням в русле ручья Казари в деревне Кунилово. Они находятся на территории Вырского родового центра и на расстоянии около 1 км от погоста.

Около бывшей деревни Кунилово в русле ручья Казарь лежат три камня, самый крупный из них перекрывает течение Казари. Четвёртый камень находится над ними. Местные жители верхний камень называют Егорий (Скирдков Иван Петрович, 1938 г.р., д. Кунилово). Все камни похожи по форме на удлинённые бруски, но один из них, самый большой, имеет более уплощённый и удлинённый вид. И, если их соединить вместе, они станут похожи на змею с головой. Важно, что около этих камней в Казарь впадает святой родник, текущий с горы. Местные жители его также называют Егорий, как и соседний с ним верхний камень. Следует отметить, что крайне редко бывает так, чтобы родники выходили на поверхность рядом с культовыми камнями. Эти камни в русле Казари единственные,

- рассказывает белёвский краевед Евгений Барбашов.

В целом для славянского мира не характерно поклонение змеям. Культ их почитания на Руси был очень редким и не характерным для восточных славян. Но в Земле вятичей всё немного по-другому, чем в остальном восточнославянском мире.

Вятичи белёвского края длительное время контактировали с балтами и балто-скифами, которые являлись змеепоклонниками. А они переняли эти верования от ещё более древнего, автохтонного населения древних арьев, переняли их культуру, топонимию и много чего ещё. Вместе с этим к ним и перешли «змеиные» верования. Сюда необходимо добавить, что в местах поклонения Змее, слово «змея» являлось табуистическим, и его старались не произносить вслух, чтобы не накликать бед. В белёвском крае змея вообще называлась козю́ля, производное от козы, которая как и змея являлась воплощением плодородящей Матери-Земли (ср. где коза ходит, там жито родит). «Змей» и «змея» происходят от общего индоевропейского корня со словом «земля» и означают «ползающею по земле». Змея, то есть «земная», «земляная»,

— развивает тему Евгений Ростиславович.

В архаических мифологиях роль Змея, соединяющего небо и землю, чаще всего двойственна. Нередко обнаруживается, прежде всего, его отрицательная роль как воплощения нижнего (водного, подземного или потустороннего) мира. Поэтому Змей у вятичей являлся воплощением бога низин Велеса – вечного противника громовержца Перуна.

Главный, козырной праздник в этой деревне – Георгий Победоносец! Как мы знаем, Георгий Победоносец является змееборцем. Здесь мы видим побеждённого Огненного Змея, закончившего свой жизненный путь и изрубленного на 3 части. В Казари и в Малой Девоше русла полностью перекрыты главными камнями, на которых находятся «пальцевые» отверстия, это камни перстовики. Камень в Казари ещё является и следовиком, на нём чётко виден след похожий на след ноги человека или медведя. Кстати, медведь является священным животным Велеса,

— говорит Евгений Барбашов.

Культовые камни являются составной частью своеобразного культового комплекса, который включал священные деревья, водоёмы, камни, культовые сооружения (часовни). Местный святой выступал покровителем этой сакральной зоны и одновременно её учредителем, сообщившим чудесные свойства перечисленным объектам. Главное из этих свойств – способность давать исцеления.

Почитание камней на Руси нередко поддерживалось и местными церковными властями. Мы это видим на примере камней из Казари. Эти камни находятся в полутора километрах от княжеского погоста и городища Твердь-Вырска, в котором были построены две церкви. Одна из них – Георгиевская была напрямую связана с культовыми камнями, лежащими в русле Казари. В 1620 году: «Погост Ивановский на р. на Вырке, а на погосте на Государеве земле церковь Зачатие Иоанна Предтечи древяна клецки… да на погосте другая церковь Великаго Страстотерпца Георгия древяна клецки…». Христианской церкви не нужен был святой победитель, ей нужны были священномученики, что мы и видим в разных названиях одного святого – Георгия. Здесь необходимо привести такой факт, как открытое мной древнее селище эпохи бронзы фатьяновской культуры и раннего железного века на левом берегу Казари, около её устья,

- рассказывает Евгений Барбашов.

d7d5d15b4a17f796a3186183629a34afД

ревний человек жил в многогранном и неизведанном мире. Каждая дело в его жизни могло быть остановлено явлениями природы — силой, неподвластной его пониманию. Человек осознавал свою беспомощность перед землетрясениями, молниями, наводнениями и прочими стихиями, а потому начал преклоняться перед могуществом Богов, которые управляют этими явлениями. Для того чтобы Боги были благосклонны к беспомощным против стихий людям, воздвигались первые жертвенники, там приносились жертвы богам. А многие древние святилища и строить было не обязательно – их строила сама природа. Это камни, большие деревья, родники и другие заметные природные объекты. Многие из них можно и сейчас найти в труднодоступных местах Белёвского района. Они хранят тайны истории вятичей, балтов, финно-угров и других народов, населявших в древности наш край.

50fe502ec8af303758e1aa564820f495

Поиск

Журнал Родноверие