«Территориальное святилище среднечепецких удмуртов Губервось (Гербервось) — 1» в Глазовском районе и «Окружное святилище верхнечепецких удмуртов Лек ошмес» в Игринском районе включены в Перечень выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с приказами Агентства № 13 от 23.01.2023 и № 15 от 23.01.2023 Перечень выявленных объектов культурного наследия пополнился двумя уникальным памятниками историко-культурного и природного наследия — «Территориальное святилище среднечепецких удмуртов Губервось (Гербервось) — 1» в Глазовском райное и «Окружное святилище верхнечепецких удмуртов Лек ошмес» в Игринском районе.

2

Культовое место «Губервöсь» (Гербервöсь)–1 является капищем, основанным удмуртами после уничтожения русскими в XII-XIII вв. (?) общеплеменного святилища. Появление святилища в низовьях Убыти обусловлено процессами русской колонизации Вятского края и последовавшей позднее христианизации северных удмуртов. С появлением первого прихода в с. Елово (40-е гг. XVIII в.) и последовавшей позднее христианизации края сакральное место возле устья р. Убыти было разрушено.

3

Этимология понятия «Губервöсь» не ясна. Н.Г. Первухин отмечал, что им обозначали место «общественного народного» или «общеудмуртского» капища – Великую куалу, сожжённую русскими при покорении Вятки и перенесённую на среднюю Чепцу. В.Е. Владыкин определял Губервöсь как «губернское моление» (губер ‘губерния’, вöсь ‘моление’). По мнению Н.И. Шутовой «гербер», «Гербервöсь» (гербер ‘после плуга’, вöсь ‘моление’), – больших общественных празднеств об урожае, проводимых после завершения посевной (позднее термин мог быть искажен православными священниками). К другому переводу «Губервöсь» склоняется глазовский краевед А.В. Баженова (ссылаясь на мнение глазовского фольклориста и этнографа М.Т. Слесареву) – «моление за ямой» (гу – «яма», бер – «сзади»), – объясняя тем, что само священное место находилось ниже, а моления происходили на высоком берегу р. Убыть.

4

Святилище Лек ошмес является старинным языческим культовым местом северных удмуртов родовой группы Вортча.

Начало функционирования святилища удмуртов Лек ошмес в Игринском районе можно отнести к XVI в. В XIX – начале XX в. во время сева здесь резали белого бычка либо жеребёнка. На моления съезжались жители не только близлежащих, но и отдаленных районов – из-под г. Глазова, с. Алнашей. Совершали заклание бычка на поляне перед родником. Кровь пускали на землю. Мясо варили в больших котлах, затем на мясном бульоне готовили кашу. Кости оставляли на поляне. Молились по-язычески, без креста. Молением руководил тӧро. Подготовкой жертвоприношения занимались мужчины постарше. В советское время заклание крупных животных уже не практиковалось; во время посевной или во время сенокоса совершали обрядовую трапезу с заварухой (рус. диал. заваруха; удм. сэзьпызь) – блюда, изготовленного из воды, муки, масла и соли. В конце XX в. подобные обряды уже не проводились.

Поиск

Журнал Родноверие