Ранние славяне строили как большие, многочастные крепости площадью более двадцати гектаров, так и небольшие круглые крепости, в которых помещалось самое большее несколько хижин. Однако они не всегда это делали. Особенностью древнейшей славянской культуры VI-VII веков было почти полное отсутствие укреплений. Замки стали строиться массово только во второй половине VIII века. А в 9 веке они размножались с феноменальной скоростью. И до сих пор не совсем понятно, почему.

Только в Западнославянском регионе к настоящему времени обнаружены следы около трех тысяч средневековых крепостей. Около двух тысяч их было построено на территории нынешней Польши, семьсот — в границах Германии, двести — в Моравии и Словакии и сто двадцать — в собственно Чехии.

Иностранные авторы, жившие в раннем средневековье, особенно выходцы из латинского и греческого мира, почти не проявляли интереса к ранним славянским твердыням. Если они и затрагивали тему славянских поселений и центров силы, то обычно делали это настолько расплывчато и неконкретно, что, оглядываясь назад, трудно с уверенностью понять, как они понимали описываемые места.

Тексты той эпохи не объясняют, почему славяне на самом деле строили крепости. И почему этот процесс получил такой большой размах в IX веке?


Модель великоморавской крепости Микульчице

Самая распространенная интерпретация

Историки и археологи чаще всего связывают это явление с развитием власти, особенно единоличной, а косвенно и с ростом населения. Если в 750 году во всем славянском крае проживало от 4 до 5 миллионов человек, то в 1000 году их было 6 или даже 7 миллионов. Период наибольшего роста пришелся на IX и X веках.

Сеть деревень сгущалась, а общины все чаще вступали в контакты и конфликты со своими соседями. Споры по поводу доступа к лесным товарам были хорошим источником топлива для местных полевых командиров и укрепляли позиции различных вождей и князей.

Согласно широко распространенной интерпретации, опорные пункты были наиболее заметным плодом усиления трений и появления все более сильных и уверенных в себе лидеров. Ученые даже предполагают, что в славянском регионе, особенно в северном, где в массовом порядке строились небольшие круглые крепости, называемые Торновскими замками, происходила своего рода гонка вооружений.

«Если какой-то лидер воздвиг оплот, у его конкурента был только один вариант»

Различные вожди строили крепости как символы своей власти, а также как безопасные и эффектные резиденции для себя и групп воинов, с помощью которых они держали население под контролем.

«Если какой-то лидер строил цитадель, у его ближайшего конкурента был только один вариант: он также приказал построить такое же сооружение», — объясняет археолог Феликс Бирманн.

Отчасти потому, что он боялся военного преимущества, которое давали соседу насыпи и рвы, отчасти лишь по символическим причинам. Распространялось убеждение, что принц должен иметь город, чтобы считаться законным лидером. Все это происходило, как подчеркивает археолог, «в атмосфере войны и насилия».

Остатками жестокой реальности являются элементы снаряжения, найденные на месте многих крепостей, а также частые следы вторжений и намеренных разрушений.

Однако таким простым способом невозможно объяснить строительство всех крепостей, которые возводились в разных формах и с разной интенсивностью в зависимости от региона. Часто встречаются места, которые вызывают ужас и вызывают гораздо больше вопросов, чем ответов.

Места, которые вызывают ужас

Небольшие славянские крепости обычно были плотно застроены, в укрепленной зоне стояло по крайней мере несколько домов, например, расположенных по кругу вокруг небольшой центральной площади. Однако археологи находят и пустующие твердыни. Те, в которых изначально почти не было или вообще не было построено зданий.

Например, в районе огромного городища в Чодлике, окруженного тремя кольцами насыпей общей длиной целых 2500 метров, достоверных следов построек пока обнаружено не было. Археологи обнаружили только камины, вероятно, расположенные на открытом воздухе.

Маленькие города также были пусты. Более того, различные сомнения вызывают и застроенные крепости. Интересно, например, что дома строились в небольших городах и были такими же скромными и маленькими, как и в открытых поселениях и земледельческих деревнях. Если это были дома гордых лидеров, почему археологи не находят дворцов, достойных людей власти?

Шесть других причин для строительства славянских крепостей

В целом следует предположить, что славяне строили крепости не с одной целью, а по разным причинам. Славомир Моздох, который в настоящее время возглавляет работу по созданию современного Атласа раннесредневековых крепостей в Польше , помимо военной интерпретации, перечисляет еще шесть, фигурирующих в науке. Они никоим образом не противоречат друг другу. Иногда даже один оплот мог, в зависимости от временных нужд, выполнять несколько разных функций.


Устройство валов крепости в Чодлике.

Расположенные в стороне опорные пункты, не обязательно плотно застроенные, но сравнительно большие, возможно, были убежищами. В случае вражеского вторжения к ним бежало население открытых деревень, где было невозможно эффективно противостоять вторжению.

Такой рефугиум на самом деле не был крепостью, он не был рассчитан на длительную осаду. По мнению исследователей, прежде всего люди терпеливо ждали, пока кочующая орда или вражеская команда двинутся дальше и можно будет вернуться в свои дома и отстроиться заново.

Относительно пустые, но исключительно впечатляющие крепости, такие как Чодлик, часто интерпретируются как важные места по религиозным причинам. Найденные там очаги некоторые археологи считают культовыми очагами.

Предполагается, что в таких крепостях могли проводиться, например, похоронные церемонии. В них или поблизости также зажигались костры, на которых сжигали останки умерших. Более того, крепости могли вырасти в местах, которые уже по каким-то причинам считались священными или наделенными исключительной силой.


Типичное круглое поселение. Сыпнево в Мазовии.

Общины могли бы усилить важные моменты и по другим, как бы мы сказали сегодня – светским, причинам. Некоторые крепости считаются, например, местом проведения митингов или встреч старейшин. Таким образом, они должны были стать, по словам археолога Кристиана Хрзана, своеобразными «краеугольными камнями общин».

Были ли крепости семенами городов?

Во время посещений крепостей, используемых для общественных и религиозных функций, вероятно, происходил обмен товарами; люди торговали с соседями или с посторонними. Однако, как подчеркивает историк Эдуард Мюле, предметы, найденные в ранних крепостях, особенно IX века, не свидетельствуют о значительном развитии ремесел или о каком-либо массовом производстве полезных или ценных товаров.

Лишь несколько крепостей IX века можно было считать зародышами будущих городов, плотно застроенных и кишащих жизнью. В Малой Польше эту функцию, вероятно, выполнял Краков или, точнее, Вавельский замок.

Археологи также сталкиваются с интенсивным развитием и явными следами ранней городской жизни, исследуя крепости, которые процветали в Балтийском регионе в то же время. Однако изначально приморская торговля там не была сосредоточена.

Важнейшие порты и торговые поселения, известные в науке как эмпории, обычно располагались в нескольких километрах от опорных пунктов и на раннем этапе не имели никаких укреплений.

Поэтому некоторые люди предполагают, что эти плавильные котлы культур и источников богатства функционировали под ограниченным влиянием вождей, князей или старейшин. Властвующие люди получали от них прибыль, обеспечивали их безопасность, но не подавляли их свободу, чтобы не отпугивать иностранных купцов и путешественников.

Замки, которые не были заселены

На внутренних торговых путях, вдоль наиболее часто используемых путей и на судоходных реках небольшие опорные пункты могли строиться не как места для проживания, а лишь как пункты остановки.


Реконструкция ворот славянского городища. Археологический музей под открытым небом в Тшчинице

Было отмечено, что, например, вдоль реки Барыч, протекающей по территории Великой Польши, круговые города располагались на достаточно равномерном расстоянии, обычно в несколько километров. Итак, расстояние, которое торговый караван мог с комфортом преодолеть за день, а затем остановиться для безопасной остановки за валами.

Подобная линия рассуждений привела в последнее время к тому, что некоторые крепости, не очень прочные, просторные и неосвоенные, интерпретируются как... огромные загоны для стад скота, прогоняемых через славянский регион.

Но это не все. Все чаще и с растущей уверенностью пишут, что крепости строились также как перевалочные пункты, необходимые для перевозки масс рабов. Итак, к практике, которая была одним из важнейших источников дохода славянских вождей IX и X веков.

Гораздо больше о жизни ранних славян, культуре, которую они создали, и о том, как им удалось занять полконтинента, вы узнаете в моей новой книге: Цивилизация славян. Правдивая история величайших людей Европы. Ссылку на книжный магазин можно найти в описании. А если вы не хотите, чтобы вражеские военачальники захватили и сожгли ваши крепости, обязательно поставьте лайк этому видео, подпишитесь на наш канал и оставьте комментарий.

Поиск

Журнал Родноверие