Птичье печенье, поцелуйные игры, шутливые угрозы и безобидные кулаки — спросили у этнографа, какие старые русские традиции стоит оживить. О некоторых услышали впервые.
Обычаи и праздники меняются, старые уступают место новым. Но это не значит, что забытое не заслуживает внимания. Иногда оно может отлично прижиться в современности — надо просто присмотреться к деталям и правильно расставить акценты. О старых традициях с потенциалом АЧБД попросил рассказать этнографа Настасью Рублеву из Института археологии и этнографии СО РАН.
Помочи
Пóмочи — это совместный добровольный труд крестьян. Так, если у одного крестьянина сгорал дом, то односельчане сообща ставили погорельцу новую избу. Или в пору капустных заготовок, хозяева приглашали молодых девушек к себе рубить и крошить капусту, а потом накрывали девушкам стол.
С переездом крестьян в город, актуальность помочей пропала, так как в городах крестьянская община перестала существовать. Но я думаю, что было бы славно звать соседей друг другу на помощь, чтобы наконец разобрать завал на балконе или переклеить обои на кухне.
Весенние заклички
22 марта праздновались Сóроки. В христианской традиции это был день сорока мучеников севастийских, а в народной традиции в этот день пекли жаворонков, галушки, чувильки и другие печенья в форме птиц. Девушки и дети выходили на высокие места — пригорки, горки — или собирались у рек и овинов и, подбрасывая сдобных птичек, пели закли́чки: «Жаворонушки! Прилетите к нам, принесите нам лето теплое, весну красную!» Затем сдобных птичек съедали, головы могли скармливать домашнему скоту.
Сейчас тоже можно порадовать своих родных сдобными птичками, а если еще и в открытое окно позовете не торопящуюся весну, то можно считать праздничный план выполненным. А кто знает, может, и вправду глютеновые создания способны торопить наступление весны?
Вечёрки
Когда наступала осень и все полевые работы были сделаны, сельская молодежь собиралась в избах и по праздничным дням устраивала вечёрки — общение, во время которого парни и девушки через «поцелуйные» игры могли проявить симпатию друг к другу.
Часто в хороводных песнях пропевали имя парня или девушки, которые должны были выбрать на кругу себе пару, походить с этой парой за ручку и по окончании хороводной песни поцеловать зазнобу в щеку. Во время вечёрок молодежь общалась не только вербально, но и через танцы и активные игры. Конечно, можно сказать, что у нас есть приложения для знакомств, клубы и караоке-бары. Но на вечёрках все эти опции можно было получить оптом.
Сейчас многие ребята на базе домов культур и культурных центров воссоздают такие вёчерки для современной молодежи, чтобы молодые люди понимали, как познакомились их прапрабабушки с прапрадедушками.
Колядки
У восточных славян, начиная с рождественского сочельника, было принято ходить группами по домам, а порой и рядиться медведями, козами, солдатами и другими персонажами — и петь колядки под окнами домов или в избах. Своими песнями колядовщики требовали угощений, величали хозяев домов, желали им приплода у скотины, хорошего урожая. А могли и угрожать, если хозяин не хотел одаривать колядовщиков: «Не дадите хлеба — стащим с печки деда!»
Если хозяин и вправду не одаривал, то колядовщики мстили — разливали воду в избе, увозили телегу на другой конец деревни или насаживали вареники на колья забора. Затем колядовщики устраивали общую трапезу, где и съедали наколядованное.
В больших городах уже не встретишь такую традицию, ведь колядовали и колядуют в деревне среди своих знакомых, соседей. А нынче стучаться к соседке снизу с требованием колбасы или сала уже как-то и неловко. Тем более если ты даже имени ее не знаешь.
Но думается, что приятный сюрприз своим друзьям сделать можно: нарядиться каким-нибудь персонажем, немного попакостить, скинуть оковы «воспитанного» человека, пожелать процветания хозяевам квартир, их котам и фикусам, а потом всем вместе съесть то самое наколядованное, не забыв рассказать об этом в соцсетях.
Кулачные бои и прочие состязания на праздники
В большинстве российских сел и деревень еще сто лет назад среди мужчин была жива традиция устраивать в праздники состязания на силу и ловкость. Где-то это была борьба, где-то поединки на палках, но чаще всего — кулачные бои, как одиночные, так и групповые. Этнографические свидетельства говорят, что состязания шли «до первой крови», без увечий и тем более убийств.
Советская власть посчитала эту традицию пережитком прошлого и начала бороться с кулачными боями. Во второй XX века такая традиция стала считаться маргинальной.
Сейчас на праздниках эта практика начинает возрождаться, во многих городах бои можно увидеть на Масленицу. Но одного раза в году явно недостаточно для поддержания традиции, а для тех, кто нечасто занимается спортом, она и вовсе опасна. Поэтому, на мой взгляд, нужно силами жителей отдельных улиц и кварталов организовывать регулярные состязания для всех желающих, создавая клубы любителей русского кулачного боя. Только пусть это будет именно дружеская физкультура, без перегибов.