К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, которые называли «громницами».

Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю.

dmotwpd3she

Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день:

«Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень»

ГРОМНИЦЫ (Сре́тенье) — праздник народного календаря у славян, отмечаемый 2 (15) февраля.

В народном календаре день считался сезонной границей: у восточных и западных славян обычно отмечалась середина зимы или первая встреча весны, у южных славян — граница зимы и весны.

Другие названия праздника

Рус. Стретенье, Сустретьев день, Стретенские морозы, Стретенские оттепели, Зимобор, Пресвятая Мария Громница, Сретенье Богородицы; белор. Устрэціньне, Грамніцы, Грамніца, Грамнічнік; полес. Вшестье; болг. Зимна Богородица, Миши празник; серб. Сретен и Обретен, Средозимци; хорв. Svitlomarinje, Svecna Marije, Svijećnica; словен. Svečnic; польск. Gromnice, święto Matki Bożej Gromnicznej, święto Ofiarowania Pańskiego, Matka Boska Niedźwiedzia; словацк. Obetovanie Pána; чеш. Hromnice, Svátek sviček.

Русские традиции

В некоторых местах Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконой Сретения Господня или Спаса.

При внесении иконы в дом после обхода вся семья, преклонясь на коленях, произносила:

«Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас»

В северо-западных губерниях, также как и в Белоруссии, существовал обычай носить в Сретенье в церковь свечи для освещения.

Для получения исцеления от эпилепсии, психических заболеваний, чтобы оберечься от самоубийства молились перед иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец».

В Красненском районе Белгородской области гуляли по улице и пели песни «Молодка», «Деревня» и другие.

В Воронежской области в ночь на Сретенье в 12 часов ходили к трём колодцам набирать воду.

Эта вода считалась целебной.

Ею брызгали больных родственников и скотину, купали и поили детей.

«Вода, освящённая на Сретенье, признаётся равносильною крещенской, потому что это — день встречи зимы с летом»

Дети вечером перед сумерками где-нибудь на пригорке первый раз негромко заклинают солнышко:

«Солнышко-вёдрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы!

Выгляни, солнышко, до вешней поры!

Видело ль ты, вёдрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу, Бабу ли ягу — ведьму зиму?»

Если заклинаемое «солнышко-вёдрышко» и в самом деле выглянет перед закатом, значит, прошли последние морозы, а если нет — ожидай ещё «власьевских» морозов.

p5dhyvz8vyo

Распространён был на Руси символический обряд продажи ребёнка.

Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребёнка, за которого она уплачивала какие-то деньги.

Возвращая ребёнка родителям, она говорила:

«Живи на моё счастье»

На деньги, заплаченные за ребёнка, покупали свечи.

Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни.

Так ребёнка «привязывают» к жизни.

В ночь со Сретения на Починки опасались домового.

Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может «заездить коня».

Также распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти.

Украинские традиции

Дождались люди Сретения Господня – «Стрічань».

В этот день зима, говорят, уходит туда, где было лето, а лето – где была зима.

По дороге они встречаются и говорят между собой:

– Боже, помоги тебе, зима! – говорит лето.

– Дай, Боже, здоровья! – отвечает зима.

– Ишь ты, зима, – упрекает лето, – что я наделала и наработала, ты поела и попила!

Весной Зима – старуха, а Лето – молодая девушка.

Зиму ведет под руки старый дед Мороз, она согнулась, трясется и еле идет.

Кожух на бабе Зиме полатаный, сапоги рваные, а в платке на голове мыши прогрызли дыры, и с тех дыр сивый волос торчит.

В руках ущербная Зима несет горшок со льдом, а через плече у нее – порожнісінька (нищенская) торба.

jbofollmdiy

У Лето венок на голове, рубашка, цветами мережена, зеленая плахта, – веселая и красивая девушка.

Лето несет в руках серп и сноп ржи, пшеницы и всякой хлеб...

При встрече на Сретение старая Зима и молодое Лето спорят между собой – кому идти, а кому возвращаться?

Если к вечеру станет теплее – Лето переспорило Зиму, а если холоднее – Зима.

Ясная и тихая погода в этот день предвещает хороший урожай поля и роение пчел.

Ветер – плохой признак.

Оттепель – жди поздней весны и бережи пашу и хлеб, потому что в поле выедешь нескоро.

«Как на Сретение петух напьется воды из лужи, то жди еще стужи!»

Или еще говорят так:

«Как напьется петух воды, то наберется хозяин беды!»

«...И как бы она уже там не хвицалась, а как лето улыбнется, то солнце засияет, ветер подует и земля проснется!»

— говорит народная сказка о встрече лета с зимой

Хозяева гадали на урожай, выставляя на ночь тарелку с зерном на улицу. Если утром есть роса – урожай, нет росы – плохой признак.

В этот день когда в церквях Украины святили воду, а вместе с водой освящают и свечи.

Посвященные на Сретение свечи назывались «громичными», потому что их зажигали и ставили перед образами во время грозы, чтобы предохранить людей и скот от грома.

Эти же свечи давали в руки умирающему при чтении одхідної (отходной) молитвы.

В день Сретения, когда приходили из церкви, зажигали «громичную» свечу – «чтобы весеннее половодье не повредило посевам и чтобы мороз деревьев не побил!»

От «громичної» свечи и сам праздник, кроме «Сретение» или «Встречи», называлось когда-то «Громиця».

Когда святили в церкви воду, крестьяне набирали той воды в новую, еще не применяемую – посудину, приносили домой и тщательно берегли.

Этой воде приписывалась магическая сила.

По народному представлению, это – целебная вода.

Ею натирали больные места и верили, что «поможет».

Лучше всего эта вода помогала от «сглаза» – от болезни, которую сделал «плохой глаз».

Сретенской водой еще кропили скот и давали Ему пить ее — «Чтобы не болел».

Пасечники берегли эту воду весь год и кропили ею ульи каждое «Первое» воскресенье — Первую на молодые.

Когда-то, как чумак выходил в дорогу, хозяин давал Ему хлеб, соль и Кропив сретенской водой волов, телеги и самого чумака, примовляючи:

«Бог тебе помоги!»

Как сын шел на войну, отец, благословляя Кропив его сретенской водой и примовляв:

«Бог тебе Сохрани»

Вера в силу Сретенской воды у многих крестьян сохранилась до сих пор.

«Когда на Громицу петух напьется Водицы, то на Юрия вол НЕ наестся травицы»

Белорусские традиции

По утверждению В. А. Василевича, праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику, посылавшему на землю по весне животворные первые дожди.

Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды» (белор. Стрэчаньскія Дзяды) — поминали своих предков.

Смоленские белорусы в тот день недели, в который был этот праздник, в течение всего года не снуютъ основ, чтобы не встретиться с волками.

К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, которые называли громницами.

У кого были пчёлы — делал из своего воска.

Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной в 10 вершков (полметра).

В Громницы их носили в церковь для освящения.

Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии.

Униатская же церковь переняла его от польских католиков.

Иезуит Ленцкий в Катехизисе, который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет:

«Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы»

c6g 43cuorm

Этот обряд в Римской Церкви утвердился при папе Римском Сергии и был установлен для противодействия языческому празднеству, которое под именем Фебруалий совершалось в первых числах февраля в честь Фебра, Прозерпины и всех богов подземного царства и сопровождалось возжжением факелов.

Над лавкой в церкви, где лежали свечи, читалось пять специальных молитв по чину униатского требника, троекратно взмахивал над ними священник кадилом, кропил святой водой, троекратно же осенял крестом, после чего вручал свечи их хозяевам, которые зажигали их с возгласом священника «Благословенно царство!» и гасили по окончании литургического Евангелия, пряча обычно за пазуху.

Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз.

В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие».

В это день совершалось малое водосвятие.

В народе особенно ценилась иорданская, крещенская и сретенская освещённые воды.

На территории современных Брестской, Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками, правда не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень.

Чешские традиции

Праздник Громнице (чеш. hromnice) у чехов и словаков связан с традицией святить в церкви свечи (чеш. и словацк. hromnicky).

День этот называется и праздником свечей (чеш. svátek sviček).

Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю.

Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом.

Пчеловоды обходили со свечами ульи, чтобы зимовка закончилась успешно.

Во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года.

Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» (чеш. na Hromnice o hodinu více).

Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлиться ещё долго, но богаче будет урожай в этом году.

По чешским поверьям:

«На громницы должен жаворонок пискнуть, даже если должен будет замёрзнуть» (чеш. Na hromnice musi skrivan vrznout, i kdyby mel zmrznout)

С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды (Великого поста).

Польские традиции

Раньше 2 февраля повсеместно в Польше отмечали праздник Божьей Матери Громничной (польск. Matki Bożej Gromnicznej).

Само название праздника говорило об ожидании весны с её первыми грозами.

В костёлах светили свечи — громницы.

Во время грозы такую свечу зажигали и ставили на окно для защиты от удара молнии.

Детям, в старину и взрослым, такой свечой подпаливали волосы с четырёх сторон головы, чтобы они не боялись грома.

Детям прижигали волосы и для того, чтобы не боялись волков.

Свечу, обвязанную прядью льна, святили, считая, что это способствует хорошему урожаю льна.

В этот день гадали о будущем урожае:

«Если на Громницу ясно, в амбаре будет тесно» (польск. Jak nа gromnice jasno, w stodołach ciasno); пасмурная погода предвещала хороший урожай мёда

Дымом от громничной свечи изображали на дверях избы или на потолочной балке крест, чтобы зло не могло войти в дом.

В конце XIX века поляки на Громницы зажигали столько свеч, сколько в семье членов: считалось, чья свеча потухнет раньше, тот и умрёт скорее.

В польском Поморье плотно закрывали окна и двери хлева, чтобы домашние животные не видели солнца, иначе во время весеннего выпаса они будут болеть.

Если было солнечно — домашнюю птицу не выпускали на улицу.

Поляки считали, что лучше волка увидеть в стаде овец, чем солнце на Громницы.

Чехи и поляки верили, что на Громницы первый раз должен запеть жаворонок. даже если бы он от этого замёрз.

«А если жаворонок на Громницы не запоёт — зима ещё долго протянется»

В Польше известна легенда о встрече Громничной Богородицы с волком.

В холодную февральскую ночь за Девой Марией крался волк.

Этого волка искали крестьяне, чтобы убить.

Встретив на дороге Богородицу, крестьяне спросили её — не видела ли она волка.

Она ответила, что не видела, и не выдала волка. Затем Божья матерь предложила им поискать волка в своих сердцах и отправила по домам.

Когда после этих слов крестьяне ушли, из-под её пальто высунулась голова волка.

Богородица отругала его, но не смогла выдать волка, так как его страдания тронули её сердце.

У поляков существовало поверье, что Божья Матерь Громничная, и её атрибут «громничная свеча» — защищают от волков.

Болгарские Трифунцы

На юге Болгарии кое-где в этот день делали прогнозы погоды на предстоящий год, а также старались предугадать урожай.

На западе Болгарии характерно празднование первых трёх дней февраля, которые назывались трифунцами в честь св. Трифона. Считалось, что в эти дни бесятся волки, и поэтому их называют ещё «волчьими праздниками».

В народе возникло множество запретов: имя волк старались не произносить, чтобы он не наделал вреда. «Волчьи праздники» праздновались и осенью, в начале рождественского поста, и запреты тогда такие же, как и в пограничный весенний период.

Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день:

«Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень.

Если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить свой сон.

Это значит, что ещё 40 дней будет холодно»

Поговорки и приметы

Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.

Коли небо звездное — то весна будет поздняя.

Если солнце перед закатом выглянет — прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы.

На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет.

В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).

На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних (южн.)

Источники

Олекса Воропай. «Звичаї нашого народу.» Том І. Мюнхен, 1958.

Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

Сретение / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 153–155. — ISBN 978-5-7133-1380-7.

Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. — М.: Индрик, 2000. — 336 с.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Индрик, 1994. — Т. 3. — 840 с. — ISBN 5-85759-013-2. Архивная копия от 16 апреля 2015 на Wayback Machine

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 2. — 400 с. — ISBN 5-265-03306-8.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 3. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2.

Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.

Ганцкая О. А. Поляки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — С. 202–220. — 356 с.

Грацианская Н. Н. Чехи и словаки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — С. 221–237. — 356 с.

Медведь / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 211–215. — ISBN 5-7133-1207-0.

Погода // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.

Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М.: Эксмо, 2008.

Колева Т. А. Болгары // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — С. 274–295. — 356 с.

Неверович В. В. О праздниках, поверьях и обычаях у крестьян белорусского племени, населяющих Смоленскую губернию // Памятная книжка Смоленской губернии на 1859. Вторая часть. — Смоленск: Типография Губернского Правления

w6ztdsecvgu

Поиск

Журнал Родноверие