Когда мы думаем о древних римлянах, дарение подарков, пение гимнов и празднование рождения Христа обычно не приходят на ум. Вместо этого мы обычно думаем о великих завоевательных войнах, недобросовестных амбициях, вакханалиях и общей одержимости правлением миром.

Однако многие традиции и обычаи, которые мы соблюдаем сегодня – светские и религиозные – произошли именно от древнеримских обычаев и их языческих праздников. Так обстоит дело с самым радостным христианским праздником Рождества, который заменил прежнее празднование так называемых Сатурналий.

Полидор Верджил, 15-вековой историк и исследователь культуры, был первым, кто отметил некоторые сходства между некоторыми языческими и христианскими практиками. Он отметил связь между преимущественно английским обычаем "владыка мисрула", который был совершен на Рождество, и аналогичным обычаем во времена Сатурналий. В обоих случаях суть заключается в смене социальных ролей, и поэтому хозяева становятся рабами, а слуги-хозяевами, но на один день.

Ответ на вопрос о том, почему римляне допустили такую глупость, заключается в самой сути этого праздника. Сатурналии отмечались в середине декабря, как следует из названия, в честь бога Сатурна. Некоторыми из основных характеристик этого праздника были расслабление общественного порядка и моральных ограничений, а также общая Карнавальная атмосфера.

Сатурн (аналог греческого Кроноса), согласно мифическому преданию, является отцом верховного бога Юпитера (аналог греческого Зевса). В самый древний период он был главным божеством итальянских народов и прославлялся как Бог времени, земледелия и благодатных вещей. Эпоха Сатурна также известна как мифический "золотой век человечества", то есть эпоха мира, счастья и изобилия, когда не было насилия и зла, а земля была самодостаточной, без плуга и усилий.


Реконструкция трапезы во времена Сатурналий / Wikimedia Creative Commons

Из-за этого одной из ключевых идей Сатурналий было воссоздание удовольствий, связанных с золотым веком.

Также Сатурналии отмечались в разгар "сезона трепета". Зимы когда – то воспринимались совершенно иначе, чем сегодня-это был период опасности, холода и темноты, когда еды было мало, а болезней много. По мере того, как дни становились короче, а земля символически умирала, римляне выбрали этот момент, чтобы разрушить Зимние заботы и однообразие, а также сделать Бога счастливым, прежде чем день снова станет длиннее, а Ночь короче.

Сатурналии представляли собой своего рода прелюдию к зимнему солнцестоянию, самому короткому дню в году, который по юлианскому календарю того времени (по создателю календаря Юлию Цезарю) приходился на 25. декабрь.

С гуляниями и теревенками, пирами и досугом римляне радовались возвращению солнечного света. С возвращением весны пришло восстановление плодородия. Посевы снова вырастут, а сельскохозяйственные животные будут рожать, что обеспечит еще один год щедрости и полных желудков.

В рамках праздника римляне обменивались подарками: свечами, кольцами с печатками, зубочистками, расческой, зубной пастой, погремушками, заколками, шерстяными тапочками, теплыми шапочками, скатертями и, да, даже носками и рождественскими щенками собак! Они дарили подарки во время или после праздника, который лично должен был обслуживать отец семьи, то есть отец или глава семьи, и, возможно, его дети, в то время как рабы спокойно наслаждались досугом, едой и напитками.


Джон Рейнард Вегвелин — Римские Сатурналии / Wikimedia Creative Commons

Из-за связи Сатурна с дарением, многие историки и эксперты, такие как Сэмюэл Мейси, связывают это древнее божество с Санта-Клаусом. Тем не менее, как указывает сам Мейси, Сатурн, как и почти все другие языческие божества, имел темную сторону! Так, например, согласно мифу, Сатурн съел своих детей, чтобы сохранить свои силы. Не совсем идеальный прототип Санты? Тем не менее, некоторые дети находят Санту довольно страшным.

Напиток, который является современной чумой праздничного сезона, также был свойством Сатурналий. Хотя многие обижаются и съеживаются от похотливых комментариев во время рождественских праздников, для древних римлян это считалось просто ритуальной частью извращенного мира праздников.

Помимо Сатурналий, был еще один важный римский праздник, оказавший влияние на Рождество-празднование “Непобедимого Солнца (соль Инвиктус)” 25. декабрь.

Согласно календарю Филокала, альманаху четвертого века, празднование "непоколебимого" упоминается в связи с 25. декабрь, а в той же рукописи 25. декабрь также Назван рождением Иисуса.

Поэтому некоторые ученые рассматривают календарь Филокала как потенциальное свидетельство слияния праздника Непобедимого Солнца с празднованием Рождества Христова.

В четвертом веке нашей эры Рождество официально стало частью христианского и государственного календаря империи. Языческие праздники, возможно, официально исчезли, но следы старых обрядов все еще живут в разных формах.

Первое зарегистрированное Рождество отмечалось 336. год в Риме, когда был самый большой христианский праздник, наконец заменил самый большой языческий праздник.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие