Декоративная роспись масляными красками по дереву – неотъемлемая часть традиционной культуры русских старожилов, проживающих на севере Омской области. Памятники росписи были обнаружены в ходе экспедиционных исследований разных лет в Большереченском, Большеуковском, Знаменском, Крутинском, Муромцевском, Называевском, Седельниковском, Тевризском, Тюкалинском, Усть-Ишимском районах. И если в большинстве районов число образцов незначительно, то на территории Усть-Ишимского района было собрано более 50 памятников декоративной росписи и установлено 38 имён мастеров (красильщиков, маляров). Большая часть изделий датирована концом ХIХ – первой четвертью ХХ вв. – именно это время можно определить как точку наивысшего расцвета этого художественного явления.

Фундаментальная работа по выявлению истории бытования в Омской области декоративной росписи, её принадлежности к «урало-сибирской» семье росписей, стилистических особенностей, основных живописных приёмов была проведена искусствоведом, этнографом, исследователем народной культуры Омской области Г.Г. Беляевой (19.01.1948 – 25.05.2009 гг.). Её научные выводы представлены в альбоме-каталоге «Декоративные росписи по дереву. Традиционная культура Омского Прииртышья второй половины ХIХ – ХХ века» и используются в данном материале.

Экспедиционные сведения подтверждают повсеместное бытование росписи на территории Усть-Ишимского и близлежащих к нему районов. Стилистические особенности, основные мотивы и живописные приёмы роднят декоративную роспись севера Омской области с кругом урало-сибирских росписей. Обнаруженные в северных районах области образцы росписи представляют собой единое явление.

Расписные предметы, бытовавшие в сёлах Усть-Ишимского района, находятся в коллекциях Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омского государственного историко-краеведческого музея, Омского государственного педагогического университета; 2 предмета с декоративной росписью хранится в коллекции Сибирского культурного центра; по 7 прялок с росписью находятся в Усть-Ишимском краеведческом музее и в музее ДК с. Большая Бича; несколько предметов с росписью хранится у жителей Усть-Ишимского района.

Образцы росписи были обнаружены в следующих населенных пунктах Усть-Ишимского района: пос. Аксеново, д. Бакшеево, с. Большая Бича, д. Дали, д. Кушма, д. Малая Тава, с. Никольск, с. Орехово, с. Паново, д. Петрово, с. Слободчики, д. Смолино, д. Суя, с. Усть-Ишим, с. Утускун. (Сведения об экспонатах, хранящихся в Усть-Ишимском краеведческом музее были утрачены и определить, в каком населенном пункте они бытовали, не представляется возможным).

К стилистическим особенностям круга урало-сибирских росписей относится, прежде всего, приём двойного мазка, когда на кисть берутся одновременно две краски – основной цвет мотива и цвет разживки / разбела. Из местных особенностей можно отметить маховую экспрессивную манеру письма, как бы небрежный мазок, часто встречающийся в образцах росписи.


Деталь софы – «подзор» 1892 г., мастер Василий А. Место бытования — д. Смолино. Дерево, столярная работа; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОмГПУ 2005 г., фольклорная практика студентов – культурологов, руководитель Н.К. Козлова. Место хранения – СКЦ.


Прялка. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Место бытования — с. Орехово. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1984 г. Собиратель С.А. Сарина. Место хранения – ООМИИ.


Прялка. Конец ХIХ – первая треть ХХ вв. Место бытования — с. Усть-Ишим. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1989 г. Собиратель С.А. Сарина. Место хранения – ООМИИ.


Прялка 3. Место хранения – Усть-Ишимский краеведческий музей.

Также к особенностям местной традиции можно отнести обилие голубых и синих фонов и почти полное отсутствие охристых и жёлтых фонов (за исключением 2 образцов прялок (19, 41), где охристый фон выступает в комбинации с голубым и прялки из с. Утускун (31), где есть охристо-жёлтые элементы в росписи и окраске ножки). В то время, как, например, на Алтае часто встречаются охристые краски, а в Тюменской области часто используются фоны от тёмно-коричневого до терракотового цветов.


Прялка. Конец ХIХ – первая треть ХХ вв. Место бытования — с. Утускун. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1988 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ОГИКМ.

Сфера применения декоративной росписи включала несколько самостоятельных разделов: 1) домовую роспись, 2) встроенную и передвижную мебель, 3) столовую посуду и кухонную утварь, 4) орудия прядения и ткачества, 5) средства передвижения и конскую упряжь. Предметы из Усть-Ишимского района, хотя и частично, иллюстрируют большую часть из них.

Домовая роспись. По свидетельству информаторов роспись могла присутствовать на деталях экстерьера: входная дверь, наличники, ставни. Свидетельство этого расписная входная дверь двухэтажного дома в с. Большая Бича (9). Несмотря на утраты живописного слоя, несомненно, роспись выполнена на высоком профессиональном уровне.


Дверь входная. Начало ХХ в. Место бытования — с. Большая Бича. Дерево, плотницкая работа; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1990 г. Собиратель Г.Г. Беляева., Г.Е. Еперина. Место хранения – ОГИКМ.

Среди росписей интерьерного плана особое место занимал потолок горницы. Любопытно, что сельские жители, рассказывая о росписи, говорили в первую очередь о его декоре. Потом расписывали двери, ведущие в горницу, простенки между окнами. Пример росписи потолка был обнаружен в с. Большая Бича (6).


Фрагмент потолка. Начало ХХ в. Место бытования — с. Большая Бича. Дерево, плотницкая работа; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1990 г. – открытие памятника. Собиратель Г.Г. Беляева. Экспедиция СКЦ 2000 г. – приобретение. Собиратель Е.М. Чешегорова, Н.К. Киселева. Место хранения – СКЦ.


Дверь двустворчатая. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Место бытования — д. Бакшеево. Дерево, плотницкая работа, рамочно-филенчатая конструкция; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1984 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.


Филенка. Фрагмент. Конец ХIХ – первые десятилетия ХХ вв. Место бытования — д. МалаяТава. Дерево, плотницкая работа; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОмГПУ совместно с БУК «ГЦНТ» 2006 г., фольклорная практика студентов – культурологов, руководитель Н.К. Козлова, специалист БУК «ГЦНТ» О.Н. Лобзова. Место хранения – СКЦ.

В д. Бакшеево обнаружена двустворчатая межкомнатная дверь с росписью (1), а в уже нежилой деревне Малая Тава – фрагмент расписной филёнки (7). Такие филёнки служили декором стен и крепились в несколько рядов, подобно кафельной плитке. В том же доме были зафиксированы остатки расписного потолка, однако его плохая сохранность не позволила получить хотя бы его деталь в музейную коллекцию.

Роспись горницы и избы с большим числом охвата деталей интерьера встречалась гораздо реже, только в тех домах, где хозяева «были богатые». На территории Усть-Ишимского района были зажиточные деревни, в них роспись встречалась почти в каждом доме (д. Бакшеево, пос. Затон).

Встроенная и передвижная мебель. В экспедиционных материалах описан откидной стол на женской половине избы в д. Малая Игиза. В нерабочем состоянии его крышка была поднята вверх, открывая роспись с оборотной стороны – букет цветов по розово-белому фону. Существовал и другой вид окраски столов, шкафов – «под мрамор», «криульками», «кудрями». В этом случае полихромия уступала место монохромии, изображение как таковое отсутствует.

Примером росписи мебели служат детали от полок и створчатых филёнчатых дверок двухуровневого посудного шкафа из д. Малая Тава (2.1., 2.2.) и доска – подзор от софы со спинкой из д. Смолино (3).


Фрагменты верхней части двухуровневого шкафа. Доска от нижней полки. Доска от верхней полки. Вторая половина ХIХ – начало ХХ вв. Место бытования — д. Малая Тава. Дерево, столярная работа; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОмГПУ совместно с БУК «ГЦНТ» 2006 г., фольклорная практика студентов – культурологов, руководитель Н.К. Козлова, специалист БУК «ГЦНТ» О.Н. Лобзова. Место хранения – СКЦ.


Фрагменты верхней части двухуровневого шкафа. Детали наборных филенок от двустворчатых дверок. Вторая половина ХIХ – начало ХХ вв. Место бытования — д. Малая Тава. Дерево, столярная работа; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОмГПУ совместно с БУК «ГЦНТ» 2006 г., фольклорная практика студентов – культурологов, руководитель Н.К. Козлова, специалист БУК «ГЦНТ» О.Н. Лобзова. Место хранения – СКЦ.


Деталь софы – «подзор» 1892 г., мастер Василий А. Место бытования — д. Смолино. Дерево, столярная работа; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОмГПУ 2005 г., фольклорная практика студентов – культурологов, руководитель Н.К. Козлова. Место хранения – СКЦ.

Угловой стол в с. Утускун (8) декорирован по округлому краю узором с дугообразными элементами, выполненными темной краской.


Стол. Место бытования — с. Утускун. Дерево, плотницкая работа; масло, роспись. Владелец Куликова Евдокия Федоровна 1935 г.р.

Орудия прядения и ткачества. Наиболее многочисленная группа предметов, представленная прялками, а также трепалом из д. Суя (5) и набилками (деталь ткацкого станка) из с. Большая Бича (4).


Трепало. Первая четверть ХХ в. Место бытования — д. Суя. Дерево, резьба трехгранно-выемчатая; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1983 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.


Набилки. Первая четверть ХХ в. Место бытования — с. Большая Бича. Дерево, столярная работа; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1990 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ОГИКМ.

Прялки оказались основными расписными предметами, доступными для исследования, они являются информативными уже в силу того, что многочисленны.

В конструкциях Усть-Ишимских прялок можно выделить общие черты – все они являются корневыми, то есть выполненными из цельного куска дерева (тогда как в Тюменской области и на Алтае значительна доля составных прялок с точеной ножкой). Большинство имеет устойчивую форму лопасти (12, 13, 36): прямоугольная, с двумя небольшими дуговидными выемками по верхнему и незначительно скошенному к ножке нижнему краям, на обороте к середине часто утолщается, образуя ребристый вертикальный выступ, переходящий в ножку. Ножка незначительно может расширяться книзу, боковые грани гладкие или профилированы зубцами, фестончатыми и зубчатыми выступами. С донцем по внешней стороне составляет небольшой тупой, реже прямой угол, по внутренней – дуговидную линию. Пятка, как правило, массивная. Донце прямое или слегка расширяется к скругленному на углах концу. По этим признакам Усть-Ишимскую прялку можно «опознать». Конструкция наряду с цветовой гаммой, мотивами росписи, композиционным решением, живописными приёмами, говорит о стилистическом единстве их художественного языка.


Прялка 3. Место хранения – Усть-Ишимский краеведческий музей.


Прялка 4. Место хранения – Усть-Ишимский краеведческий музей.


Прялка. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Место бытования — с. Орехово. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1984 г. Собиратель С.А. Сарина. Место хранения – ООМИИ.

Однако встречаются и прялки с другими конструктивными особенностями, например, дважды встречается прямоугольная лопасть, с тремя небольшими дуговидными выемками по верхнему краю (19, 42). Другая группа прялок имеет верхнюю часть лопасти прямоугольной формы. Нижний край лопасти значительно скошен к ножке или слегка скошен с двумя дуговидными выемками (14, 25, 28, 34, 38, 44, 47).


Прялка 5. Место хранения – Усть-Ишимский краеведческий музей.


Прялка. Начало ХХ в. Место бытования — д. Суя. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1983 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.


Прялка. Первая четверть ХХ в. Место бытования — с. Паново. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1990 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ОГИКМ.

Существенно отличаются по форме лопасти и/или ножки нескольких образцов. У прялки мастера Д.М. Черкасова из д. Кушма (20) лопасть прямоугольная с зубчатым верхним краем, глубокими полукружными выемками по нижнему краю, профилированными возле ножки ступенчатыми выступами. Ножка фигурная с перехватами в виде балясины с зубчатыми выемками в середине и внизу.


Прялка. Первая половина 30-х гг. ХХ в. Мастер Дмитрий Михайлович Черкасов (? – 1940-е гг.) Место бытования — д. Кушма. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1982 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.


Прялка. Конец ХIХ в. Место бытования — с. Орехово. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1984 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.


Прялка 2. Место хранения – Усть-Ишимский краеведческий музей.

Прялка из с. Орехово (№ 33): также прямоугольная лопасть с зубчатым верхом, но нижние её края напротив округлые ступенчатые. Ножка также фигурная. Зубчатый верхний край лопасти имеет и прялка из Усть-Ишимского музея (11).

Несколько прялок украшены городками по верхнему краю прямоугольной лопасти и такими же свесами (17, 24, 40, 46, 49).


Прялка. Начало ХХ в. Место бытования — с. Суя. Дерево, резьба трехгранно — и ногтевидно-выемчатая; масло, окраска. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1983 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.


Прялка. Первая половина ХХ в. Место бытования — с. Большая Бича. Дерево, резьба трехгранно-выемчатая; масло, окраска с элементами росписи. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1957 г. Собиратель А.Г. Белякова. Место хранения – ОГИКМ.


Прялка. 1899 г. Место бытования — д. Бакшеево. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1984 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.


Прялка. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Место бытования — с. Загваздино. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1983 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.

Прямой верхний край лопасти и свесы имеет прялка из с. Большая Бича (18). Однако её сходство с прялкой из с. Суи (17) позволяет предположить, что городки были спилены (возможно потому, что пришли в негодность) позднее. Ещё одна прялка из с. Большая Бича (26.1, 26.2) по рассказам владельца имела городки, впоследствии спиленные хозяевами, свесы остались. В верхней части ножки боковые грани вырезаны кругом. Поверхность лопасти и ножки украшены резьбой. Роспись выполнена поверх резьбы, как и в образцах 17, 18, 49. Сложностью формы лопасти выделяется прялка из с. Петрово (43).

В отдельную группу можно выделить прялки с сочетанием резьбы и росписи (17, 18, 26, 43, 49), одни из них окрашены (17, 43), другие фрагментарно расписаны (18, 49), прялка из с. Большая Бича (26) поверх резьбы покрыта росписью, включающей цветы, веточки ягод, листья и два ромба, повторяющие резьбу. Но самым примечательным является изображение на обороте лопасти — стоящая в рост мужская и поколенная женская фигуры, взявшиеся за руки. На территории области это единственный сюжет с изображением людей в народной росписи. Возможно, эта прялка была свадебным подарком невесте.


Прялка. Конец ХIХ – первая треть ХХ вв. Место бытования — с. Большая Бича. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1990 г. – открытие памятника. Собиратель Г.Г. Беляева. Экспедиция СКЦ 2000 г. – приобретение. Собиратель Е.М. Чешегорова, Н.Ю. Киселева. Место хранения – СКЦ.


Прялка. Фрагмент. Конец ХIХ – первая треть ХХ вв. Место бытования — с. Большая Бича. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1990 г. – открытие памятника. Собиратель Г.Г. Беляева. Экспедиция СКЦ 2000 г. – приобретение. Собиратель Е.М. Чешегорова, Н.Ю. Киселева. Место хранения – СКЦ.

Несколько образцов росписи объединены выделяющейся манерой росписи «скорописью» (1, 5, 19, 41). Основу росписи составляют цвет фона и два — три цвета элементов, подобранных на контрасте.


Прялка. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Место бытования — с. Никольск. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1988 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ОГИКМ.


Прялка. Фрагмент. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Место бытования — с. Никольск. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1988 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ОГИКМ.


Прялка. Фрагмент. Лицевая сторона. Место бытования — с. Большая Бича. Дерево, резьба; масло, роспись. Влад. Щитова О.К.


Прялка. Фрагмент. Оборотная сторона. Место бытования — с. Большая Бича. Дерево, резьба; масло, роспись. Влад. Щитова О.К.

Образцы 19 и 41 роднит и схожее решение оборотной стороны лопасти, о котором говорилось выше – на жёлто-коричневом фоне изображены птицы на ветке. Причём роспись не ограничивается нижней частью лопасти, а распространяется в виде рамки вокруг незакрашенного участка, предназначенного для закрепления кудели. Манера изображения птиц и других элементов также подталкивает к предположению о том, что роспись принадлежит одному мастеру. Можно отметить, что в образце 41 геометризированный растительный узор из кругов и окружностей получает развитие: на чашечке цветка появляются лепестки, нанесённые с помощью разживки. На прялке из с. Утускун (31) роспись ещё более усложняется за счёт использования разживки и надерга. Приём «надерга» (нанесение радиальных мазков, формирующих серединку чашечки цветка, полусухой кистью, как правило, белой краской), придающий большую объёмность изображению, использован и в прялках № 21, 27, 28, 29, 30, 32.

На прялке из д. Кушма (мастер Д.М. Черкасов) чашечки цветков смоделированы широкими мазками с использованием разживки по краю подмалёвка (20), белым прописаны серединки цветков. Листья остались лишь цветовыми пятнами, отойдя на дальний план.


Прялка. Первая половина 30-х гг. ХХ в. Мастер Дмитрий Михайлович Черкасов (? – 1940-е гг.) Место бытования — д. Кушма. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1982 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.

Использование очень тонкой разживки объединяет прялки из Бакшеево, Паново, Большой Бичи и Никольска (21, 22, 23, 24, 25). Этот приём усиливает ощущение объёмности элементов. На прялках 23, 24 декоративное изображение птиц выполнено рукою большого мастера.


Прялка. Первая половина ХХ в. Место бытования — д. Бакшеево. Дерево, долбление; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1959 г. Собиратель А.Г. Белякова. Место хранения – ОГИКМ.


Прялка. Начало ХХ в. Место бытования — д. Бакшеево. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ОГИКМ 1990 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ОГИКМ.


Прялка. 1899 г. Место бытования — д. Бакшеево. Дерево, резьба; масло, роспись. Фото М.М. Фрумгарца. Экспедиция ООМИИ 1984 г. Собиратель Г.Г. Беляева. Место хранения – ООМИИ.

Условно можно выделить группы предметов с более графичной и более живописной росписью. Черты графического типа имеют многие образцы росписи (1, 5, 7, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 30, 31, 32, 35). Во второй группе объём моделируется направлением мазка, но при этом не нарушается плоскостной характер изображения (28, 29, 36, 39 и др.).

Сведения о мастерах декоративной росписи, работавших в Усть-Ишимском районе, указывают на их неоднородный состав. Во-первых, это мастера – отходники: из опросов местных жителей явствует, что на территории Омской области работали тюменские и вятские красильщики. Присутствие тюменских красильщиков в Усть-Ишимском районе естественно, учитывая соседство с территорией Тюменской области.

Старожильческое население пользовалось и услугами вятских кустарей. Среди них были красильщики, ходившие по деревням либо возившие свой товар на продажу. Кроме того, вятские переселенцы, заселяя новые земли, либо смешивались с местными жителями, либо селились отдельными деревнями (например, д. Вятка Усть-Ишимского района образована в 1899 г. вятскими и орловскими переселенцами). Есть немногочисленные сведения о работе «ссыльных» мастеров (мастера – одиночки, по той или иной причине оказавшиеся в Сибири и имевшие навыки кистевой росписи).

Работали на территории Усть-Ишимского района и местные красильщики. Всего в ходе экспедиционной работы выявлены сведения о 38 мастерах декоративной росписи (Приложение). Однако информация о мастерах крайне отрывочна, список мастеров подлежит уточнению. С большой долей вероятности многие из этих мастеров постоянно проживали и работали на территории Усть-Ишимского района. В пользу этого косвенно говорит тот факт, что многие фамилии мастеров до сих пор являются распространёнными в сёлах и деревнях района, например, Бизины, Грязновы, Парыгины, Слепцовы, Грибановы, Черкасовы. Фамилия Бакшеевых сообщила название одной из самых богатых деревень (д. Бакшеево), в которой до пожара в 1957 году по воспоминаниям информаторов было много богатых домов с росписью. Наличие местных мастеров неизбежно формировало и свои особенности традиционной росписи, и местную моду.

На рубеже 1920 – 1930-х гг. промысел декоративной росписи стал затухать. Дома, требующие ремонта, перебирали, перекрывали наново потолки, старые доски использовали для подсобных помещений, не особенно заботясь о сохранности расписных композиций. Встроенная мебель сменялась модными промышленными образцами. Жилые помещения ремонтировали, перекрашивая стены, двери и потолки, роспись скрывалась от глаз, и постепенно традиция забывалась. Прядение ушло из повседневного быта, забылись и расписные прялки, лишь немногим из них посчастливилось оказаться в музеях. Ушли мастера, их ремесло оказалось не востребованным следующим поколением.

Техники/Технологии, имеющие отношение к объекту

Роспись выполнялась по подготовленной поверхности. Для интерьерной росписи деревянная поверхность выравнивалась. Щели между досками конопатились, стыки заклеивались тканью. О масляных красках, которыми пользовались мастера росписи, известно то, что они были «покупными», а также то, что для их приготовления использовались местные «цветные глины».

Роспись была выполнена по красочному фону, цветному (в большинстве образцов) или белому (на потолке в с. Большая Бича (№6), двери в д. Бакшеево (№ 1), трепале из д. Суя (№ 5)), что соответствует традиции урало-сибирской росписи. По соотношению цветовых решений можно сказать, что самым распространенным цветом фона была краска разных оттенков голубого (23 образца) и синего (5 образцов) цвета. Красных фонов среди Усть-Ишимских находок — 11, белых — 5, зелёных — 3, коричневых — 3. Охристых или желтых — 2 (фрагментарно)

На следующем этапе росписи по просохшему фону наносился подмалёвок – цветовые пятна соответствующего размера на месте будущих элементов росписи. В процессе подмалёвка шла работа по композиционному решению сюжета росписи.

Встречаются как образцы росписи, сделанной по просохшему подмалёвку, так и элементы, прописанные по свежему непросохшему подмалёвку, когда красочный слой вмешивается в последующий мазок. Росписи в Усть-Ишимском районе свойственна такая техника мазка, как «разбел» или «разживка», когда на кисть набирают две краски, – основной цвет элемента и белила (иногда более тёмную, чем основной цвет, краску). Мазок выполняют так, чтобы разживка приходилась на внешнюю сторону мотива. Таким образом мотив прописывается двумя красками. Это является отличительной чертой свободно-кистевых росписей Урала и Сибири. Наиболее распространённые мотивы также традиционны для урало-сибирской росписи — цветы различной конструкции от самых примитивных до сложных, смоделированных несколькими слоями мазков, с лепестками светлого и тёмного тонов, благодаря использованию разбела и разживки более тёмным цветом, с применением надерга в центральной части цветка. Надерг выполняется, как правило, белой краской полусухой кистью. В центр уже смоделированного цветом цветка наносят пятно белой краски. Затем резкими движениями радиально наносятся мазки по направлению к центру (возможно, иногда от центра) цветка.

Листья также имеют разную форму и могут быть смоделированы одним мазком или множеством мазков с разбелом или вовсе отсутствовать. Также встречаются нераскрытые бутоны, ягоды по одиночке и гроздями. Цветы и листья собраны на вертикальных поверхностях в ветку или куст, иногда в вазоне. На поверхности потолка расположены «кругами». На нескольких прялках есть изображения птиц. На обороте прялки из с. Большая Бича условное изображение мужчины и женщины. Завершают большинство росписей чёрные, реже тёмные, приписки, представляющие лёгкие графичные разной толщины мазки, связывающие воедино мотивы композиции и фон. Он, как правило, контрастен по отношению к элементам росписи. Часто поле росписи обрамлено контрастной к фону рамкой в виде прямой линии, фестончатой или состоящей из дугообразных мазков с разбелом.

История выявления и фиксации

Первые сборы предметов с росписью в коллекциях омских музеев датируются 1953,1957,1959 годами. Все они привезены из северного Усть-Ишимского района Омской области заведующей фондами Омского историко-краеведческого музея А.Г. Беляковой. Впоследствии коллекции народной живописи появились в собраниях Омского музея изобразительных искусств, Сибирского культурного центра, музея ОмГПУ.

Одна из первых фиксаций домовой урало-сибирской росписи в Прииртышье в живом бытовании принадлежит Г.Г.Беляевой в 1982 году. Экспедиции в Усть-Ишимский район продолжались и в последующие годы. Из непосредственного контакта с сельскими жителями стали известны имена мастеров росписи, населённые пункты, где в силу традиции расписывали интерьер дома, варианты композиционных решений растительных узоров на плоскости потолка, перечень вещей, которые декорировались росписью.

В 2007 году вышла её книга – альбом «Декоративные росписи по дереву. Традиционная культура Омского Прииртышья второй половины ХIХ – ХХ века» (Омск: Издательство ОмГПУ). Этот каталог содержит наиболее полную информацию о бытовании кистевой росписи в Омском регионе, рассказывает, как появилась и развивалась традиция кистевой росписи, где роспись встречалась, какие у неё были особенности, и представляет многочисленные фотографии образцов росписи, хранящихся в Омском государственном историко-краеведческом музее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Городском музее «Искусство Омска», музее Омского государственного педагогического университета, Сибирском культурном центре. Большинство представленных в каталоге образцов (32) были найдены в экспедициях по Усть-Ишимскому району. Впервые доски «подшивы» расписного потолка горницы (№ 6) и расписная прялка с изображением человеческих фигур (№ 26.2.) на обороте лопасти были обнаружены Г.Г. Беляевой в 1990 году в ходе экспедиции ОГИКМ. А в 2000 году 4 доски потолка и прялка были получены в дар ОООО «ЦСТ» и сейчас хранятся в Сибирском культурном центре, и являются единственными подобными экспонатами в коллекции СКЦ. Роспись в хорошей сохранности, однако имелась только часть объекта, доски были разрознены и частично подпилены, поэтому полную картину росписи восстановить не удалось. Остальные фрагменты потолка были оставлены для организации музея в Большой Биче и были уничтожены пожаром.

В Омском областном музее изобразительных искусств хранятся межкомнатные двери с урало-сибирской росписью из с. Бакшеево (1), в Омском государственном историко-краеведческом музее — набилки из с. Большая Бича. Экспедиция Омского государственного педагогического университета обнаружила детали деревянной расписной софы в д. Смолино и фрагмент расписной филенки в с. Малая Тава. И, конечно, в фондах Омских музеев хранятся коренные и точеные прялки из сел Усть-Ишимского района.

Экспедиции в Усть-Ишимский район:

  • 1953 г. Омский государственный историко-краеведческий музей. Заведующая фондами А. Г. Белякова.
  • 1957 г. Омский государственный историко-краеведческий музей. Заведующая фондами А. Г. Белякова.
  • 1959 г. Омский государственный историко-краеведческий музей. Заведующая фондами А. Г. Белякова.
  • 1982 г. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля совместно с научно-исследовательским институтом художественной промышленности (г. Москва) и его филиалом (г. Новосибирск). Научный сотрудник Г.Г. Беляева, научный руководитель В.Г. Смолицкий (г. Москва), руководитель экспедиции Н.А. Чижик (г. Новосибирск), художник Н.Н. Гончарик (г. Новосибирск).
  • 1983 г. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля совместно с Омским государственным педагогическим университетом. Научный сотрудник Г.Г. Беляева, студенты и руководитель фольклорной практики Т.М. Шанович.
  • 1984г. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля совместно с Омским государственным педагогическим университетом. Научные сотрудники Г.Г. Беляева, С.А. Сарина.
  • 1988 г. Омский государственный историко-краеведческий музей. совместно с Омским государственным педагогическим университетом. Научный сотрудник Г.Г. Беляева, студенты филологического факультета, руководитель фольклорной практики Н.К. Козлова.
  • 1989 г. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля совместно с Омским отделением советского Фонда культуры. Научные сотрудники О.Н. Крюкова, С.А. Сарина, члены Омского отделения советского Фонда культуры Б.И. Куневский, В.И. Селюк, Е.М. Смирнов.
  • 1990 г. Омский государственный историко-краеведческий музей. Научные сотрудники Г.Г. Беляева, Г.С. Еперина.
  • 2000 г. Сибирский культурный центр. Сотрудники Н.Ю. Киселева, Е.М. Чешегорова.
  • 2005 г. Омский государственный педагогический университет. Студенты – культурологи, руководитель фольклорной практики Н.К. Козлова.
  • 2006 г. Омский государственный педагогический университет совместно с БУК «ГЦНТ». Студенты – культурологи, руководитель фольклорной практики Н.К. Козлова, специалист БУК "ГЦНТ" О.Н. Лобзова.
  • 2021 г. Центр традиционной культуры «Старица» БУК «Усть-Ишимский МЦКД». Специалист по народной культуре С.Х. Кадырова.

Распространение домовых росписей в Усть-Ишимском районе

д. Ашеваны, пос. Аксеново (29), д. Бакшеево (1, 21, 23, 24), д. Басаргуль, д. Березянка, с. Большая Бича (4, 6, 9, 18, 26, 30, 41, 46,47,48), д. Дали (35), с. Загваздино (39, 40), пос. Затон, д. Казанка, с. Кайлы, д. Каракуль, д. Колпаково, д. Комарово, д. Котелино, д. Кушма (20), д. Малая Игиза, д. Малая Тава (2, 7), с. Никольск (19, 25), д. Новая Деревня, с. Орехово (33, 36), с. Паново (22, 34), д. Петрово, д. Романово, д. Саургачи, с. Слободчики (27), д. Смолино (3), д. Суя (5, 17, 28), д. Угут, с. Усть-Ишим (37, 38), с. Утускун (8, 31, 32), с. Ярково.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Предметы с росписью из Усть-Ишимского района, хранящиеся в музеях Омской области, регулярно участвуют в этнографических выставках и постоянно действующих экспозициях. В процессе художественной практики студенты Сибирского института традиционного прикладного искусства (филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)») изучали декоративную роспись на предметах, хранящихся в Сибирском культурном центре, ее колористические особенности и композиционные решения.


Практика студентов ВШНИ по изучению памятников урало-сибирской росписи. Учебные работы.


Практика студентов ВШНИ по изучению памятников урало-сибирской росписи. Учебные работы.


Практика студентов ВШНИ по изучению памятников урало-сибирской росписи. Учебные работы.

Способы и формы передачи традиции

Сибирский институт традиционного прикладного искусства филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» планирует выпускать специалистов по урало-сибирской росписи не только на базе среднего специального образования, но и готовить специалистов с высшим образованием по этому профилю.

В Омской области проводятся мастер-классы и семинары по теме «Урало-сибирская роспись», на которых обучение ведётся с использованием памятников декоративной росписи Усть-Ишимского района.

Современное состояние объекта

Урало-сибирская роспись по праву может стать одним из ведущих направлений декоративно прикладного искусства в Омской области.

Сибирский институт традиционного прикладного искусства филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» с 2012 года готовит специалистов по урало-сибирской росписи на базе среднего специального образования, в ближайших планах подготовка специалистов с высшим образованием по этому профилю в рамках специальности «Традиционное прикладное искусство», первый набор состоится уже в 2023 году. Студенты и преподаватели института регулярно проводят мастер-классы для самой разной аудитории Омской области. Интерес к Омской росписи растёт и у преподавателей ДШИ и ДХШ области. В 2022 году номинация «Урало-Сибирская роспись. Омская версия» была включена в Областной конкурс декоративно-прикладного искусства «Возрождение», проводимый БУК «ГЦНТ». Районные семинары, включающие направление традиционной Омской росписи, проводятся в г. Тара на базе Объединения национальных культур «Дом дружбы». В Сибирском культурном центре регулярно проводятся мастер-классы по Урало-сибирской росписи, собирающие различную аудиторию, детей и взрослых, профессионалов и любителей. Так, в 2019 году в проекте «Мастеровые субботы» мастер-класс по урало-сибирской росписи(№58) вызвал неподдельный интерес.


Проект «Мастеровые субботы». Мастер-класс по урало-сибирской росписи.

18 – 19 июня 2022 г. в р. п. Большеречье прошёл Областной фестиваль урало-сибирской росписи «Разживка» в рамках Областного фестиваля сибирской культуры «Слетье». Состоялся проблемный круглый стол «Региональные особенности декоративной росписи Омского Прииртышья» с участием директора музея истории крестьянского быта д. Насекина Тюменского района Тюменской области И.А. Нестеровой, мастера традиционной росписи О.А. Отрадновой, г. Тюмень, доцента кафедры народной художественной культуры ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», члена Союза художников России, члена МОО «Петровская академия наук и искусства», этнопедагога Н.А. Тарасевич.


Мастер-класс в рамках Областного фестиваля урало-сибирской росписи «Разживка».


Мастер-класс в рамках Областного фестиваля урало-сибирской росписи «Разживка».

Прошли мастер-классы (50, 51) под руководством О.А. Отрадновой, И.А. Нестеровой, Н.А. Тарасевич, открытая площадка «Красят все». Состоялся Областной конкурс росписи «Дверь в традицию» (52, 53, 54)


На областном конкурсе урало-сибирской росписи «Дверь в традицию». р.п. Большеречье.


На областном конкурсе урало-сибирской росписи «Дверь в традицию». р.п. Большеречье.


На областном конкурсе урало-сибирской росписи «Дверь в традицию». р.п. Большеречье.

Приложение. Сведения о мастерах декоративной росписи

Мастера декоративной росписи Усть-Ишимского района:

1. Бакшеев Алексей Иванович (ок. 1860 – 1948/1949) – профессиональный красильщик. Произведения: роспись прялок (д. Бакшеево Усть-Ишимского района)

2. Бизина Маримьяна Павловна (1885 – 1947) – красильщица. Произведения: роспись прялок (с. Большая Бича)

3. Василий А. – профессиональный красильщик. Произведнения: роспись софы (д. Смолино)

4, 5. Василий Иванович, Григорий (Андрей) Иванович из Усть-Ишима – профессиональные красильщики высокой квалификации, работали в паре. Произведения: роспись дома (с. Усть-Ишим), алтарная преграда церкви (д.Казанка)

6. Вахрушев Михаил Сергеевич (1845 — ?, д. Орловка (Казанка?)) – прохожий красильщик. Произведения: роспись прялок (с. Загваздино)

7. Вроробьев Матвей (вторая половина ХIХв. — ?, д. Кайлы) – профессиональный красильщик. Произведения: роспись домов (д. Кайлы, «разные деревни»)

8. Воробьев Петр Кирилллович – профессиональный красильщик. Произведения: роспись дома, изготовление оконных наличников (д. Казанка)

9, 10. Грибановы Анна и Даниил – профессиональные красильщики. Произведения: роспись дома (с. Орехово)

11. Грязнов Артемий Иванович (первая половина ХIХ в. — ?, переселенец из Саратовской губернии) – красильщик

12. Грязнов Михаил Артемьевич (1845 — ?, д. Орловка (Казанка?)) – красильщик. Произведения: роспись прялок (с. Загваздино)

13, 14. Зубаревы, братья (д. Петрово) – красильщики.

15. Иванов Матвей Федотович (? – 1921, с. Кайлы) м- профессиональный красильщик. Произведения: роспись дома (с. Кайлы, д. Колпаково)

16. Игнатий (ок. 1864г. — ?) – красильщик высокой квалификации, чаще всего работал в д. Бакшеево. Произведения: роспись домов, мебели, прялок (с. Большая Бича, 1917 г., д. Бакшеево, Березянка, 1923 – 1924 г.г., д. Ярково, с. Паново, годы неизвестны)

17. Киреев Самсон (? – 1905) – красильщик, столяр. Уровень мастерства не выявлен. Произведения: роспись прялок, их изготовление (с. Большая Бича)

18. Киселева Христина Михайловна (ок. 1860 г. — ?, пос. Затон). Уровень мастерства не выявлен. Произведения: роспись беленых потолков (с. Большая Бича)

19. Копотилов Василий Анисимович (1875(?) – 1945 (?) д. Бакшеево) – делал столы, двери с последующей раскраской. Уровень мастерства не выявлен.

20. Лесницкий Данила Федосеевич (1870 – 1950, с. Орехово) – бондарь, красильщик. Уровень мастерства не выявлен. Делал на продажу «маленькие кадушечки», расписывал.

21. Мастер из д. Березянка – профессиональный красильщик. Произведения: роспись домов, прялок.

22. Мастер из с. Кайлы – профессиональный красильщик. Произведения: роспись домов («разные деревни»)

23, 24,25. Мастера из с. Орехово, переселенцы из Ялуторовска Тюменской области – семья профессиональных красильщиков – «бабушка, мать, отец». Произведения: роспись домов, прялок (с. Орехово, окрестные деревни).

26, 27. Онучины (д. Ашеваны) – профессиональные красильщики, печники. Произведения: роспись дома (д. Ашеваны)

28. Парыгин Данил Федорович – профессиональный красильщик. Произведения: роспись домов (деревни Басаргуль, Фокино, Красноярка, Угут)

29. Петр Меркулович — профессиональный красильщик. Произведения: роспись домов (с. Орехово)

30. Плесовских Савелий Егорович (ок.1876 — ?, д. Бакшеево) – профессиональный красильщик. Произведения: роспись прялок (д. Бакшеево)

31. Плесовских Федор Яковлевич (1897 — 1945, д. Бакшеево) – столяр, плотник, красильщик. Уровень мастерства не выявлен. Произведения: роспись дома, мебели, прялок (д. Бакшеево)

32. Прокопьев Александр Михайлович — профессиональный красильщик, изготавливал оконные наличники. Произведения: роспись дома (д. Казанка)

Распопин Григорий Иванович (1907 — ?) – красильщик. Уровень мастерства не выявлен. Обучался мастерству изготовления и росписи прялок у деда – Василия Даниловича Распопина (д. Чудесное Тевризского района Омской области)

33, 34. Романовы братья (Усть-Ишимский район) – изготовление столовой посуды, веретен, их роспись, окрашивание.

35. Рязанов (Черемисов?) Михаил Павлович – красильщик. Произведения: роспись домов (д. Угут и другие населенные пункты Усть-Ишимского района)

36. Слепцов Тимофей Петрович – красильщик. Произведения: роспись дома, прялок (д. Суя)

37. Стариков Федот (1891 – 1984/1985, переселенец из Вятской губернии, жил в Кургане, затем в с. Загваздино, в последние годы – в с. Малая Бича) — профессиональный красильщик. Произведения: роспись прялок

38. Черкасов Дмитрий Михайлович (? – 1940-е гг.) – красильщик, бондарь, «ссыльный», жил в д. Кушма, делал прялки. Произведения: роспись прялки.

Мастера – отходники:

1. Мастера из д. Рябово Викуловского района Тюменской области – профессиональные красильщики, работавшие по приглашению в деревнях Усть-Ишимского района. Произведения: роспрись домов.

2. Махов Матвей Иванович – профессиональный красильщик высокой квалификации, который работал в д. Орехово в 1907 – 1908 гг., 1916 – 1918 гг. По другой версии, «приходил в Орехово четыре раза». Произведения: роспись домов, прялок (деревни Орехово, Колпаково и «многие» другие деревни Усть-Ишимского района)

3. Петр – прохожий красильщик. Время работы 1920-е гг. Произведения: роспись дома с изображением солнечных часов (с. Большая Бича)

4. Пыткеев Игнатий (Иван?) – прохожий красильщик Произведения: роспись домов (д. Утускун, окрестные деревни Усть-Ишимского района, «широко захватывал, далеко разъезжал»)

Источники информации:

1. В.А. Барадулин. «Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом» Л., 1988. С. 16-17.

2. Г.Г. Беляева «Декоративные росписи по дереву. Традиционная культура Омского Прииртышья второй половины ХIХ – ХХ века». Омск: Издательство ОмГПУ, 2007 г.

3. Г.Г. Беляева. «Традиционная культура и формы ее художественного воплощения// Локальные культурно-исторические процессы: теория и практика» Омск, 1998 – с. 67 — 82.

4. Крестьянство в эпоху капитализма (1861 – 1917). Новосибирск, 1983. С.350-351.

5. Ссылка

Принятые сокращения:

ГМИО – Бюджетное учреждение культуры города Омска «Городской музей «Искусство Омска»

БУК «ГЦНТ» – Бюджетное учреждение культуры Омской области «Государственный центр народного творчества»

ОГИКМ – Бюджетное учреждение культуры Омской области «Омский государственный историко-краеведческий музей»

ОмГПУ – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»

ООМИИ – Бюджетное учреждение культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля»

СКЦ – Сибирский культурный центр (отдел русской традиционной культуры Бюджетного учреждения культуры Омской области «Государственный центр народного творчества»)

ОООО «ЦСТ» — Омская областная общественная организация «Центр славянских традиций»

д. – деревня

р.п. – районный поселок

п.г.т. – поселок городского типа

пос. — поселок

с. – село

Автор — Киселева Наталья Юрьевна, ведущий специалист по жанрам творчества отдела русской традиционной культуры Бюджетного учреждения культуры Омской области «Государственный центр народного творчества».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие