eenrzt41g5y
Иллюстрация Натальи Букановой

Второй месяц весны пошёл...

А какой персонаж славянской мифологии у нас ассоциируется с весной?

Правильно, Ярило!

Вот о нём и поговорим.

Исследователей славянской мифологии можно условно разделить на два лагеря: те, кто признают Ярилу богом, и те, кто считают его всего лишь персонификацией праздника (что напоминает ситуацию с Марой-Мареной).

Одним из доводов тех, кто считает Ярилу богом, является созвучность сего имени с именем Яровита – божества балтийских славян.

Вот что писал о Яровите Александр Сергеевич Фаминцын – один из первых исследователей славянского фольклора:

В Гавельберге в честь этого бога в середине апреля отправлялось торжество, причём город отовсюду был окружён знамёнами. Это последнее обстоятельство указывает на воинственный характер Яровита. О Яровите, почитавшемся в Волегасте, читаем у Герборда, что в святилище этого бога, на стене, висел огромной величины щит, обтянутый золотом и искуснейшей работы; никому из смертных не дозволено было прикасаться к нему в обыкновенное время, ибо язычники соединяли с этим какое-то религиозное предзнаменование; щит был посвящён богу Яровиту, «по-латыни называемому Марсом» – прибавляет Герборд – и только в военное время мог быть тронут с места. Тогда его несли впереди войска и верили, что через это останутся победителями в битвах.

Герборд – немецкий монах и биограф епископа Отто I Бамбергского зафиксировал вот такую речь жреца, вещавшего от имени Яровита во время весеннего праздника плодородия:

Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и листвием леса; в моей власти плоды нив и дерев, приплод стад и всё, что служит в пользу человека: всё это даю чтущим меня и отнимаю от отвергающих меня.

Основным доводом тех, кто богом Ярилу не считает, является отсутствие упоминаний о божестве с данным именем в древнерусских письменных источниках.

И вправду, первое «официально признанное» упоминание о Яриле относится к XVIII веку. Его мы подробно рассмотрим ниже, потому что сначала и соблюдения хронологической последовательности для я хочу упомянуть об одной грамоте.

Она из Старой Руссы, относится к XII веку и известна как грамота № Ст. Р. 10.

1 sx3a5yb
Сама грамота

e2bgikx2v2c
Её прорисовка

Грамота содержит следующий текст:

Это грамота от Ярилы к Онании. В Городище, твоём владении, только воду пить [т. е. есть уже нечего]. А рушане [жители Русы] скорбят о городищанах. Пожалуйста, припугни дворян, чтобы не пакостили.

Или же (спорное место) припугнуть нужно только одного дворянина, чтобы не пакостил.

Как видим, некий Ярило пишет Онанию, в чьём владении Городище, о беспокойстве жителей Старой Руссы о бедственном положении обитателей означенного Городища, которым нечего есть, и просит припугнуть представителей (или представителя) дворянства (очевидно, местечкового).

Далее я приведу возникшую у меня гипотезу (подчёркиваю: в порядке чистой воды предположения или, если хотите, бреда).

Я не встречал упоминаний о том, чтобы кто-нибудь в старину носил такое имя как Ярило (не встречал – не значит, что и впрямь никогда не было, значит, что лично мне просто не попадалось таких сведений, повторюсь: я привожу только лишь своё предположение), и подумал, а что если грамота носит характер... магический? Пишет от имени Ярилы... к примеру, волхв.

Он жалуется на голод в Городище (помните, какие слова, произносимые жрецом от лица Яровита, увековечил монах Герборд: в моей власти плоды нив и дерев, приплод стад и всё, что служит в пользу человека: всё это даю чтущим меня?) и просит приструнить пакостливое дворянство.

Быть может, речь идёт о борьбе дворянской верхушки, принявшей христианство, с городищанами, оставшимися в язычестве – каким-то образом их лишают продовольствия? Возможно, сия грамота и не была никуда отправлена, не была передана должностному лицу, на которое возлагали надежду разрешить ситуацию в пользу голодающих. Возможно, она писалась не для этого, а была чем-то вроде жалобы, какие столетия спустя писали русские крестьяне лешим, – дабы сверхъестественное существо (бог Ярило?) повлияло на «заведующего» Городищем Онания, в результате чего тот бы дал укорот дворянам (или дворянину).

Но всё это – акцентирую внимание в третий раз! – не более чем мой домысел, а потому принимать его за истину в последний инстанции строго воспрещается.

Вот теперь перейдём к упомянутому самому раннему «официально признанному» упоминанию.

30 мая 1765 года церковный деятель Тихон Задонский (епископ Воронежский и Елецкий) прибыл на место, где в Воронеже исстари (как отмечает сам Тихон) проводилось некое славянское празднество Ярило.

Вот что записал епископ:

Я увидел, что множество мужей и жён, старых и младых и малых детей из всего города на то место собралось. Между сим множеством народа я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки; иных раненых, иных окровавленных; приметил плясания жён пьяных с скверными песнями и проч. и проч.

Как далее пишет церковник, он в одиночку разогнал данное несанкционированное мероприятие, а всё буйно празднующие люди от одного лишь его вида расплакались и разбежались по домам, терзаемые такими муками совести, что хоть в петлю лезь.

Описаний подобных игрищ немало, я не буду на них останавливаться (кому интересно – спросите Алису или у какого угодно другого поисковика). Отмечу, что в зависимости от региона, Ярилу изображали парень, девушка или вовсе кукла, обрядовое чучело.

Что важно, имя Ярилы фиксируется среди топонимов, а это, как считают некоторые исследователи, характерно как раз-таки для языческих богов.

Сам образ Ярилы как ритуального персонажа подходит под мифологический архетип умирающего и воскрешающего бога, выделенный британским религиоведом сэром Джеймсом Джорджем Фрэзером. Фрэзер обозначил четыре стадии развития божества данного типа.

  1. Земля и урожай является главной ценностью для земледельца. Поэтому понять, как-то воздействовать на этот процесс было одной из главных составляющих мышления человека. Сначала выделяется «дух зерна» – сила плодородия, та которая и ведёт к урожаю. Обычно он мыслился остающимся в последних несжатых колосьях, при помощи манипуляций с которыми («завивание бороды», «последний сноп») земледелец пытался сохранить и возродить плодородную силу земли.
  2. «Дух зерна» с течением времени переходит в стадию Хозяина зерна, это уже не дух, но то, что им повелевает.
  3. Персонификация. Это ещё не боги – им не поклоняются, и культ их носит временный характер (почитание чучела в определённый праздник).
  4. Обожествление – хотя аграрное происхождение его и не исчезло – празднование в честь них ещё сопряжено к земледелию, но уже и есть постоянное поклонение им.

Яриле, как правило, отказывают в прохождении им четвёртой стадии. Но что если это произошло... сейчас? Предположим, мифологический персонаж Ярило возник... пусть будет в XVIII веке, когда Тихон Задонский оставил для потомков своё сообщение (хоть он и отмечал, что празднование Ярило проходило исстари). За это время персонаж прошёл три стадии, а потом какая-то часть исследователей увидела в нём божество, и в качестве божества персонаж стал известен массам.

На то, что Ярило всё-таки был богом, косвенно указывает то обстоятельство, что у него есть свой «христианские заместители» – святой Юрий, святой Герман, Егорий Вешний, частично святой Георгий...

А древних письменных упоминаний о Яриле не встречается, быть может, оттого, что культ его столь тесно сплёлся с повседневной аграрной деятельностью крестьянства, а имя его поначалу очень хорошо скрывалось под именами святых? Или же в первое время представители церкви боролись и обличали более грозных божеств – владыку молний Перуна, некогда покровительствовавшего княжьей власти, таинственного Велеса, заведовавшего богатством, бабью заступницу Мокошь, пугавшую порядочных христиан женской магией, а Ярило сопутствовал земледельцу, весне, плодородию – вот и «отложили» его на потом (это могло бы объяснить, что след сего персонажа ярко фиксируется в поздних верованиях, когда им активно заинтересовались церковники, а после них и исследователи)? Впрочем, всё это слова да мысли...

Поиск

Журнал Родноверие