Основой мировоззрения в славянской Родной Вере является то, что ученые–религоведы именуют “доктриной манифестационизма”. Слово “манифестационизм” происходит от лат. Manifestatia, что в переводе означает “проявление”. Таким образом, “доктрина манифестационизма” означает “учение о проявлении”.

Именно доктрина манифестационизма является тем мировоззренческим положением, которое в корне отличает славянскую традицию от авраамических религий: иудаизма, христианства и мусульманства, мировоззрение которых базируется на “доктрине креационизма”. Слово креационизм происходит от лат. Creare, это означает “творить”, “создавать”.

Таким образом, доктрина креационизма – это учение о творении.

В чем же заключается различие между идеологиями креационизма и манифестационизма?

Авраамическая доктрина креационизма усматривает в истоке Вселенной определенный и единовременный творческий акт Высшего Существа (Бога), который из некой подручной субстанции (“из ничего”) создает мир и существ, его населяющих. При таком подходе Творец остается отделенным от своего творения, как ремесленник, создающий произведение искусства, остается отделенным и не связанным со своим произведением.

Суть креационизма сводится к утверждению полного и всеобъемлющего различия между Творцом и творением – различия, которое ничто из творения не способно преодолеть, и отношения Творца и творения – это отношения двух строго различных вещей, принципиально не способных к слиянию и единству.

Доктрина манифестационизма заключается в том, что это мировоззрение рассматривает Вселенную как самопроявление и самообнаружение Божественного принципа, мир является не творением, а проявлением и продолжением Бога, Бог в этом случае является не Творцом но источником Бытия, семенем, из коего проросло растение, т.е. Вселенная. Манифестационизм принципиально отказывается рассматривать рождение мира как одноразовый и единовременный акт творения, мир в манифестационизме есть разворачивание и самораскрытие всех свойств и качеств, изначально скрытых в Божественном источнике, здесь нет отдельно мира, и мир и источник мира сущностно тождественны. Мир есть проявление и продолжение Бога, все объекты во Вселенной есть различные части единого Божественного организма.

Бытие есть проявление свойств и качеств Божественного Источника. И каждое явление мира, каждый объект и форма, существующие во Вселенной, одухотворены и заключают в себе в потенциальном виде все свойства и качества Первоисточника (как в каждом семени-зерне заключено все растение), то соответственно все существующее в мире от травинки до человека и до звезд имеет возможность пройти эволюционный путь от мельчайшего атома вплоть до полного тождества с Изначальным Источником – Абсолютом. Доказательством присутствия доктрины манифестационизма у славян являются слова Гельмольда, латинского хрониста, в его “Славянской хронике” (1172 год) есть следующее описание:

“Среди многообразных Божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают что Он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие Боги повинуясь ему выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят, и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому Богу Богов”.

Обратите внимание на следующий отрывок:

“Они от крови его происходят, и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому Богу Богов”.

Данный отрывок как раз говорит о происхождении Богов посредством эманации (крови) от некоего единого Бога.

В “Голубиной Книге”, средневековом славянском апокрифе, картина разворачивания Вселенной из некоего Первобога описана следующим образом:

“А и Белый Свет от лица Божье, Солнце праведно – от очей Его, Светел Месяц – от темечка, темна ночь – от затылечка, заря утреняя и вечерняя от бровей Божих, часты звезды – от кудрей Божих”.

Тут конечно можно возразить, что “Голубиная Книга” — текст христианский, однако это представление ошибочно, судя по всему основа текста “Голубиной Книги” появилась в языческие времена, а после насаждения христианства на Руси персонажи книги лишь поменяли свои языческие имена на имена соответствующих христианских святых.

Подтверждает этот вывод то, что, во-первых, церковь отрицала “Голубиную Книгу”, считая ее “еретическим письмом”. К тому же, обычно считается, что “Голубиная Книга” появилась в позднее время – первая запись известна из “Сборника Кирши Данилова” (XVIII век). Однако, первое упоминание “Голубиной Книги” относится к XIII веку, т.е. Тогда, когда славянская вера была жива на Руси не только в форме “двоеверия” но и как живая традиция.

“И начаша овии клеветати епископу, инии же хулити и досаждати, овии еретика нарицати, а инии глаголахоу нань – глубинныя книгы почитаеть ”

Из “жития Авраамия Смоленского” (умер в 1221 г.), цит. по: В.Н.Топоров. К интерпретации былины “Путешествие Вавилы со скоморохами”. В кн.: “Балто-славянские исследования”, 1983 г., стр.157.

Ну, а во-вторых, сюжеты “Голубиной книги” восходят, по всей видимости, ко временам единства индоевропейских племен.

Вот как доказательство древности сюжетов “Голубиной книги” отрывок из “Ригведы” (Х, 90), который практически идентичен вышеприведенному отрывку из “Голубиной Книги”:

“Луна из Его Духа рождена, из Глаз Солнце родилось, из уст – Индра и Агни, из дыхания родился ветер, из пупа возникло воздушное пространство, из Головы развилось небо, из ног – земля, стороны света из уха”.

Речь здесь идет все о том же – о появлении Вселенной из тела Первосущества.

В этом случае, мне могут возразить, что идея рождения мира посредством разделения Первосущества (Первобога) могла попасть к славянам с Востока через посредничество Византии уже в христианские времена.

Однако, подобный мотив появления мира имеется и в скандинавском язычестве, и я думаю, что никто не станет утверждать о каком-то глубоком влиянии Восточной культуры на скандинавские страны. Вот что говорится в “Старшей Эдде” о появлении мира:

Имира плоть
Стала землей
Кровь его – морем
Кости – горами
Череп стал небом
А волосы – лесом
Из век его Мидгард
Людям был создан
Богами благими
Из мозга его
Созданы были
Темные тучи

“Речи Гримнира”
строфы 40-41.

Похожая картина имеется и в финской “Калевале”, но тут мир появился из яйца:

“Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный;
Из желтка из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка из верхней части
Ясный Месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца из темной части,
Тучи в воздухе явились.”

Руна первая.
Строфы 230-240

В принципе, с точки зрения мифологического сознания, мифологического осмысления мира, между Первояйцом и Первобогом по сути нет разницы, ибо и то и другое есть лишь способ осмысления появления мира из некоей первосущности, идея разделения (либо – прорастания, т.е. изменения) некогда единого существа на множественность объектов, составляющих наш человеческий мир.

И как следствие такого осмысления мира – восприятие и осознание неразрывной связи между первоначальным единством бытия и множественным нынешним миром; таким образом все объекты нашего мира не оторваны от Бога (Первоначала), но являются частью Его, “Бог во всем”, “все есть Бог”.

Но тут необходимо сделать замечание для любителей идеи единобожия у славян, все эти попытки так называемых “православных арийских ведистов” приблизить Родную Веру славян к христианскому, монотеизму, бессмысленны, ибо славяне признавали много Богов, просто среди всех Богов есть Первобог, от коего произошли все остальные Боги.

Также, можно добавить, что мотив рождения мира из яйца был не чужд и славянским народам. Эта идея прослеживается во многих восточнославянских сказках, таких как: “Яйцо – Райцо”, “Зноско”, “Три царства: медное, серебряное и золотое”, а также во многих других. Видимо, данный мотив можно рассматривать как инвариант первоначального мифа о появлении мира из тела Первобога, и который существовал параллельно с ним.

Мотив рождения мира из яйца, вероятно следует связывать с тем, что яйцо представлялось нашим предкам как символ плодородия.

Вот что пишет по этому поводу Б.А.Рыбаков:

“Символика пасхальных писанок связана с магией плодородия во всех ее аспектах. Прежде всего само яйцо является олицетворением начинающейся жизни... Представление о яйце как о микрокосме, в котором отразилась Вселенная, восходят к глубокой древности: индоиранские легенды говорят о появлении Вселенной из яйца, Геродотом записано предание о том, что мир создан из яйца, положенного Фениксом в святилище Гелиоса”.

Язычество древних славян.
М., 1994г., стр. 51-52.

Интересно также, что в народной украинской легенде “Земля” образ первоначального яйца трансформировался в образ шара, из которого произошел мир:

“Старі люди розказують, що колись у повітрі колихалося щость таке, ніби шар – м'яч. Хтось його штовхнув, і він розірвався; полетіли куски цього шару в різні сторони – й утворилися земля, сонце, місяць, зорі. З одного куска утворилася земля, що ми на неї живемо...”

Цит. по : Легенди та перекази.
Упорядкування та примітки
А.Л.Іоаніді. К., 1985, с.43
Українські народні казки К., 1989, с.360.

Таким образом, мы видим, что идея манифестационизма, т.е. проявления – рождения – прорастания мира из некоего первоначального существа, была свойственна как славянам, так и другим индоевропейским народам. Так мы приходим к пониманию, что согласно славянской вере, мир был не сотворен Богом “из ничего”, а был “рожден” от Бога, и является частью Бога.

Как же славяне именовали того Первобога, из коего стал мир?

Исследования академика Б.А. Рыбакова дают исчерпывающий ответ – у восточных славян, ко времени насаждения христианства (9-13 века), его имя было Род.
Не будем пересказывать своими словами работу знаменитого академика, каждый может самостоятельно обратиться к его монографиям и ознакомиться с его идеями, лучше просто приведем те выводы, к которым пришел Б.А. Рыбаков в результате своих исследований:

“Третьим важным источником... является интереснейший комментарий к Евангелию в рукописи XV – начала XVI в., обнаруженной Н.В.Качаловым в Архиве иностранных дел. Несмотря на давнюю публикацию, этот источник упорно игнорировался исследователями. Единственным историком, по достоинству оценившим его значение, был К.Н.Бестужев-Рюмин: “что касается Рода, – писал он, — то нечего искать в нем предка, а надо остановиться на свидетельстве одной рукописи XVI в., приводимой Н.В.Качаловым: “то ти не Род седя на воздусе мечет на землю груды и в том рождаются дети”. Таким образом, -продолжает историк, — Род не есть олицетворение рода (gens), а сам создатель...”. К сожалению, это важное и верное для понимания славянского язычества наблюдение было начисто забыто всеми последующими исследователями, так или иначе касавшимся проблемы Рода...”

“... Приведу текст, опубликованный Гальковским под условным названием “О вдуновении духа в человека”:
“Вдуновение бессмертное нестареющее един вдымает вседержитель, иже един безсмертен и непогибающих творец.
Душу бо ему (человеку) на лице дух жизни и бысть человек в душю живу.

То ти не Род, седя на воздусе мечетъ на землю груды и в том рождаются дети... Всем бо есть творец бог, а не Род.”
“В свете того, что мы узнали о Роде из “Слова об идолах”, где культ его объявлен мировой религией, и из “Слова Исайи пророка”, в котором Род приравнен к могущественному Ваалу, “шествующему по небесам”, этот источник нас уже не может удивить: вторично Род оказывается соперником библейско-христианского бога-творца, бога-вседержителя. Но сдесь содержатся и важные уточнения: во-первых, неизвестный комментатор утверждает, что, по мнению язычников, Род “сидит на воздухе”, т.е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Это еще раз уравнивает рода с Ваалом, “ездящим на облаке”.

Во-вторых, язычники именно Роду приписывают возникновение новой жизни на земле. Для того, чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то “груды”, содействующие рождению... Следует обратить внимание на... значение: “грудие” — капли, “грудие росное” — капли росы, “градные груды” — дробинки града. Наиболее вероятно, что слово “грудие” без дополнительного определения (росное, градное) означало просто дождевые капли. Это больше подходит к контексту – ведь роса образуется из тумана; капли росы не падают с неба, а древний комментатор утверждает, что Род именно с неба (“седя на воздусе”) мечет свои плодотворные капли...”

Комментарий “о вдухновении духа” важен для нас тем, что снова ставит на равные позиции Рода и христианского бога-отца, бога-творца мира. Сначала оспаривался тезис каких-то языческих богословов (но, разумеется не богомилов не знавших культа Рода), утверждавших, что возникновение новой жизни на земле производится Родом, орошающим землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем, от которого Даная забеременела. В конце комментария автор говорит еще более расширительно, определяя Рода не только продолжателем жизни, но и творцом мира: “Всем бо есть творец бог, а не Род...”...”

“Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его “огненным родством”. Тогда становится понятным противопоставление рода христианскому богу Вселенной Саваофу. Этот взгляд на Рода закрепляется данными, получаемыми из ранних переводов, где книга Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется “Родьство”, а бог-творец — “рододелатель”...”
“...Подведем некоторые предварительные итоги тому разнородному и, к сожалению, фрагментарному материалу о Роде, который был приведен выше.

Род – творец Вселенной.
Род вдувает жизнь в людей.
Род – бог неба и дождя.
Род связан с земной водой (родники, родища).
Род связан с огнем.
Род связан с подземным пеклом (родьство огненое).
Род связан с красным цветом (рдяной, родрый).
Род связан с шаровой молнией (родиа).
Рода сопоставляют:
с Озирисом
с Саваофом
с Ваалом
С Иисусом Христом (косвенно)
с “Артемидом”...”


Б.А.Рыбаков. Язычество древнейРуси.
М., 1994, с. 448-458.

Единственное, что здесь можно добавить – Род все-таки не творец но родитель мира, Изначалие Вселенной. От слова род произошли слова: Родник, Родина, родичи, народ, Родня...

Мир истек из Рода как вода истекает из родника, мир рожден из Рода как птица рождается из яйца, мир вырос из Рода как дерево вырастает из зерна.
Род – та сила, которая дает жизнь всему, он не имеет границ, все границы временны, все формы бытия есть лишь капли света и тьмы, существующие в едином безграничном потоке силы, имя коему – Род.

И в заключение этой работы, следует еще добавить, что в “Слово о полку Игореве” славяне именуются “внуками Богов”. Поясним это положение.
Род по отношению к человеческому обществу существует в трех ипостасях: это, во-первых, Род Изначальный – источник бытия, во-вторых, Род Изначальный порождает Небесных Богов (вспомним Гельмольда: “...они от крови его происходят..”) — Род Небесный, а Род Небесный порождает людей – род Земной.
Таким образом Боги есть наши предки, а мы их потомки — “внуки Богов”.

Слава Роду!

Писано Вороном
старейшиной Славянской Родноверческой
Общины ''Коловрат'' в грудне месяце 2002 г. от н.х.л.
собственноручно исправлено и дополнено в
стужень месяц 2004 г от н.х.л.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие