20
Иллюстрация Сергея Покотилова

С функциями бога Перуна (то есть с тем, за что он, как небожитель, отвечает), вроде бы, всё ясно. Спроси практически любого – и он ответит: Перун, мол, бог грозы. Или бог войны. Или бог воинов. Или княжеской дружины...

А вот если спросить опрашиваемых о том, почему они так считают, ответ мы, скорее всего, получим не самый определённый: дескать, это всем известно, в книжках об этом пишут. Не очень-то обоснованно и несколько голословно.

Потому, собственно, я предлагаю сегодня рассмотреть функции бога Перуна, исходя даже не из мифологических словарей и энциклопедий, а из этимологии теонима (то есть, из значения имени божества) и письменных источников.

Вперёд?..


Иллюстрация Сергея Покотилова

Этимология

Происхождение теонима «Перун» связывается исследователями с глаголом *perti, *pьrǫ, что означает «ударять, бить» и суффикса -unъ, характерного для слов, обозначающего лицо, производящее определённое действие. Получаем «ударяющий, бьющий».

Кроме того, в славянском языке есть схожие слова, обозначающие гром и/или молнию. В русском языке, например, это устаревшее слово перун (молния), в польском и чешском – piorun и реrun (гром), в украинском и белорусском – перун и пярун (гром).

Вот и получается, исходя из этимологии теонима, что Перун – это разящий громом и молнией. То есть, функция божества – разить громом и молнией некого супостата.

17
Иллюстрация Сергея Покотилова

Письменные источники

Письменных источников, в которых упоминается Перун, не так уж и мало, однако в рамках настоящей статьи я приведу те из них, которые так или иначе позволяют судить о функциях нашего славянского громовержца.

В VI веке н. э. о Перуне сообщает византийский писатель (по совместительству секретарь полководца Велизария) Прокопий Кесарийский:

…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.

Отсюда следует вывод: Перун производит молнии и обладает верховной властью или же власти покровительствует.

Перуном клянутся русы в договорах Руси с Византией, заключённых в 907, 945 и 971 годах.

Вот фрагмент договора 945 года:

И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… а есть среди них и некрещёные, да не получат они помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в следующих.

А вот – 971 года:

А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием.

На мой взгляд, использование имени Перуна в сиих документах говорит о том, что в функции нашего славянского громовержца входило наказание за нарушение данного слова. Ведь не даром и многие столетия спустя говорили «Разрази меня гром!», призывая небесную стихию засвидетельствовать клятву.

Новгородская IV и Софийская I летописи сохранили следующую легенду о свержении новгородского идола Перуна:

... вошёл бес в (идол) Перуна и начал кричать: «О горе мне! Достался немилостивым сим рукам!». И скинули его в Волхов. Он же, проплывая под большим мостом, бросил палицу на мост и сказал: «На этом да поминают меня новгородцы». Безумные дерутся ею и ныне, творя утеху бесам.

И новгородцы поминали: делились на две группы, каждая из которых представляла часть города, и устраивали ритуальные бои с использованием обрядовых палиц, увенчанных тяжёлыми оловянными наконечниками (хранились они в церкви святых Бориса и Глеба). В трудах некоторых исследователей данное явление получила название межкончанской розни в Новгороде.

Дипломат Священной Римской империи барон Сигизмунд фон Герберштейн, в 1517 и 1526 годах побывавший в Русском государстве, письменно зафиксировал:

…в определённые дни в году раздаётся Перунов глас, заслышав который граждане того места тотчас же сбегаются и избивают друг друга палками и кулаками, отчего возникает столь сильное смятение, что начальникам стоит великих усилий усмирить его.

И только в 1652 году митрополит Никон уничтожил последние перуновы палицы...

Исходя из вышеприведённого напрашивается заключение, что Перун покровительствует дракам, однако не всё так просто – новгородские драки, повторюсь, носили ритуальный характер, и некоторые учёные усматривали в них связь с так называемым заложными покойниками – умершими неестественной смертью людьми, не получившими после смерти успокоения. И действительно, драки и состязания во время поминок по заложным покойникам встречались у русских вплоть до недавнего времени.

Одни исследователи делают выводы, что «межкончанская рознь в Новгороде» являлась растянувшейся на века тризной по «умершему» Перуну (не могу в связи этим не вспомнить о распространённом мотиве умирающего и воскресающего божества), другие – что Перун как-то функционально связан с навьями.

Вторые также приводят книжную легенду из «Сказания о Словене и Русе» XVII века:

Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися.

Данная легенда – поздняя, складывалась под бесспорным христианским влиянием, априори демонизирующим языческих богов, и потому свидетельствовать о тождестве Перуна с ожившими мертвецами не может.

Но кое-какая связь всё-таки имеется.

Предлагаю порассуждать логически. Упомянутые драки на поминках были призваны оградить живых от влияния беспокойных усопших (а вовсе не развеселить их до степени выпрыгивания из могил, навьи – враждебным по отношению к тем, кто ещё не умер), служили оберегом от нечистой силы. А в кого, по народным поверьям, летят небесные стрелы-молнии? Правильно, в чёрта, в нечистую силу. Вот и получается, что связь Перуна с потусторонним миром заключается в защите от него мира нашего: на противодействие выходцам с того света направлены и ритуальные драки, и молнии.

Любопытно, что упомянутого Волхва кабинетные мифологи возвели в статус божества, а ныне почивший писатель Андрей Николаев сделал его главным героем своей книги «Русский экзорцист» (которую сегодня наверняка бы безжалостно зацензурили – и, объективно, есть за что).

18
Иллюстрация Сергея Покотилова

Подытожим

Итого, вот функции бога Перуна, которые я выделил, исходя из этимологии теонима и упоминаний в письменных источниках:

  • управление молниями, громом, грозами (с грозой, сопровождающейся выпадением осадков, связано также и плодородие);
  • власть, покровительство властьимущим (в том числе воинам, к ним приближённым);
  • наказание клятвопреступников;
  • покровительство над бойцами;
  • защита от так называемой нечистой силы.

Список использованной литературы

  • Герберштейн, Сигизмунд фон. Записки о Московии
  • Зеленин Д. К. Умершие неестественной смертью и русалки
  • Иваной Й. Культ Перуна у южных славян. – М.: Ладога-100, 2005
  • Мансикка В. Й. Религия восточных славян. – М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005
  • Петров А. В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). – СПб., 2003
  • Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами)
  • Трубачев, О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. – М.: Наука, 2003. – С. 197
  • Перун // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch: в 4 т. / авт. -сост. М. Фасмер; пер. с нем. и доп. чл. ‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. – Изд. 2-е, стер. – М.: Прогресс, 1987. – Т. III: Муза – Сят. – С. 246
  • Сказание о Словене и Русе и городе Словенске

Поиск

Журнал Родноверие