«И люди в своих убежищах молятся этому проклятому богу Перуну»

- Слово Григория, 14 век.

Божество, о котором Прокопий Кесарийский писал в VI веке как о «демиурге молнии», скорее всего, является славянским эквивалентом нордического Тора, греческого Зевса или римского Юпитера. Божественная личность Перуна — одно из наиболее документированных проявлений мифотворческого таланта ранних славян.

Имя Перкуна сохранилось во многих местных названиях, наиболее примечательным из которых является литовская гора Перкункальнис, т. е. гора Перуна, где, по местным преданиям, жил этот бог.

Священными животными Перуна были бык, бык, баран, индейка и голубь, символизирующие плодородие и поэтому запрещенные к употреблению в пищу. Из растений: ирис германский (перуника по-сербски, перин по-русски) и желуди дуба. Эти виды несли в себе магические силы божества.

Тот, кто бьет

Имя Перуна прочно ассоциируется с молнией, эффектным атмосферным явлением, но трудно сделать однозначные выводы о том, какой из этих терминов появился первым — скорее всего, Перун означает «повелитель молний».

Сам корень пер- можно встретить в словах, связанных с избиением, ударением (например, мытьем). Согласно этой интерпретации, Перун – «тот, кто наносит удар».

Имя этого бога нельзя было призывать всуе — имя Перуна было покрыто магическим языковым табу, а это означало, что произносить его могли только люди старшего поколения, причем чаще всего в уменьшительно-ласкательной или трансформированной форме — литовские Перкунелис, Перконитис, среди другие Пиорунич. Другие остатки этого обычая включают Пьерона и заклинание «К Пьоруну!». Другим примером лингвистического табу является латышское звукоподражание Dunduselis (от dundeti – громить).

Священные дубовые леса

Деревом, посвященным этому божеству, был дуб, о чем свидетельствует общая этимология его названия в балтийском, кельтском и латинском языках. В Македонии и Болгарии важнейшие торжества проходили под дубом , защищенным от вырубки, и там приносили в жертву барана или быка, чтобы кровь текла к корням дерева. Под деревом также закапывали ноги и уши жертвенного животного.

Культ Перуна в Литве

В Литве в XV веке, по словам миссионера Иеронима Пражского, поклонялись змеям, каменному молоту, вечному огню и священным лесам, уделяя особое внимание дубам. В своем миссионерском рвении Иероним уничтожил следы старой веры, в результате чего сопротивление населения было настолько сильным, что великий князь Витольд заставил миссионера покинуть страну. Еще в 17 веке литовцы использовали так называемый живой огонь путем трения дуба о полевые камни.

Огонь Перуна

Удар молнии во время грозы воспринимался как сакрализация поражаемого объекта. Цитирую Александра Гейштора:

«Во время бури два путешественника в Жемайтию в 1652 году стали свидетелями горя своего жемайтийского спутника от того, что его пощадила молния, и его радости от того, что, найдя обугленное молнией седло, он смог съесть немного пепла, что дало ему долголетие без болезней, а также дар гадания и магии огня».

Деревья, холмы или камни, в которые ударила молния, должны были обладать целебной силой и в качестве лечебниц обносились забором или рвом.

Несмотря на это, мы знаем сообщения о том, что жемайтийцы пытались избежать этой участи:«Перкуние, Боже добрый, не бей Жемайтию, а бей Русь, как рыжую собаку»., альтернативно:«бить немца как дьявола». Это можно объяснить тем, что, несмотря на признание в молнии благословения Перуна, люди хотели защитить свои дома от огня. Венки и метелки изготавливали из освященных трав (в том числе шиповника , бузины , полыни , пижмы ) и вешали на стены домов, чтобы защитить усадьбу от огня Перуна.

Перун не любит женщин

Еще одной загадкой является подмеченная К. Мошинским закономерность, согласно которой человек, пораженный молнией, подлежит проклятию или благословению в зависимости от пола. Мужчина, пораженный молнией, благословлялся и считался праведником, а женщина считалась грешницей.

Иванов и Топоров цитируют слова некоего пастыря, проливающего некоторый свет на это несоответствие:«Если бы молния убила меня, а моя жена умерла при родах, мы с женой стали бы святыми».. Можно предположить, что Перун не был божеством, благосклонно относившимся к женщинам, а его воинские владения заставляли его благосклонно относиться к мужчинам. Это подтверждается и наблюдением, содержащимся в работе К. Мошинского, согласно которому женщины могут участвовать в празднествах в честь Перуна только в качестве зрителей.

Стоит также упомянуть, что по четвергам в странах Балтии запрещалась некоторая женская работа – четвертый день недели был посвящен Перуну, так же, как в германских и англосаксонских странах он посвящен Тору.

Четверка должна была быть особым числом в культе Перуна – статуя Перуна должна была иметь 4 лица, смотрящих на 4 стороны света с высокого дуба.

Владимир Пантеон

Перуну поклонялся Владимир на холме возле княжеского двора в Киеве. Цитируя источники славянской мифологии Александра Гейштора:

«И стал Владимир один княжить в Киеве. И поставил он вне двора Перуна статуи деревянные, с главой своей из серебра и усами из золота; и Чорса, и Дажбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокош. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей и дочерей своих, и приносили их бесам, и оскверняли землю приношениями своими, и осквернялась земля Русская и холм сей.

Аналогично князь Олег в 907 году сложив свое оружие к ногам статуи, он поклялся Перуном, что подтверждает воинственный характер и превосходящее положение в пантеоне этого божества (источник указан выше):

«Они поклялись своими мечами и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и так установился мир».

В 971 году подобная ситуация была зафиксирована вновь, с той лишь разницей, что воины последовательно ругались на Перуна, а «вся Русь» ругалась на Волоса (Велеса). Есть предположение, что культ Перуна был господствующим у полян, а также был эквивалентом культа Тора, занесенного в Киев викингами, а на Руси он был достаточно экзотичным по сравнению с Велесом, и его принятие должно было свидетельствовать о вытеснение скандинавов из Киева в пользу славянских поселенцев и объединение с землей полян.

Между прочим, именно эти статуи божеств, выставленные в Киеве, были теми, которые Владимир избил, изрезал и утопил в реке Днепр после того, как принял христианство в 988 году.

Святой Илья (Илья) и Святой Джордж

Вера в Перуна на Руси частично сохранилась в лице святителя. Илья Громовник (Св. Илья Громовник) — его праздник приходится на 20 июля . Во время его празднования люди группами ходили на гору, приносили в жертву курицу и ели блюда с медом.

Громовержец Перун, сражающийся с драконом или гадюкой в ​​одном из немногих сохранившихся славянских мифов , изображался в виде конного воина (конь его должен был быть белого цвета) или на двухколесной телеге — и эти атрибуты заразили и его христианских собратьев. .

Перун мог иметь и другие толкования, например, св. Джордж. Святой Георгий стал, как и Перун, убийцей змей и драконов. Он также берет на себя управление громами от лета до зимы, оставляя их во владениях св. Илья весной.

В Беларуси под термином «пярун» следовало понимать выстрел, произведенный святым. Ежи шокирует чертей.

Вавилон

В мифологии также известен предполагаемый спутник Перуна, имя которого варьируется в зависимости от анализируемых славянских территорий и контекста. Одним из наиболее достоверных является Пеперуна, имя, основанное на имени Перуна, с повторяющимся первым слогом.

Существует южнославянский ритуал, возможно, ранее имевший более широкий размах, который совершался и в наше время и который должен был вернуть дожди в область, страдающую от засухи. Во время церемонии жители деревни выбирали одну из девушек («еще не созревшую для замужества»), предпочиталось, чтобы это был последний ребенок матери до того, как она потеряет плодовитость, что популярно среди жертвоприношений, в том числе животных, совершаемых Славяне.

Ритуал для защиты от засухи

Девушку, которую называли Пеперуна, Перперуна, Пирпируна, Пеперуда, Перепуна или подобные, украшали только цветами, травами и листьями, а в ритуальном танце детей и юношества обливали водой. В Далмации обливание водой могло сопровождаться поркой дубовыми ветками, как во время Шмигуса Дингуса , который, вероятно, имеет общие корни с этим обрядом.

Пеперуну также называли Додолой, Дудулой, Дидулой или Дзидзилелой, и под этим именем Ян Длугош упоминает ее в своем пантеоне как богиню свадеб и плодородия. Этот вариант имени, скорее всего, вызван лингвистическим табу: звукоподражательное название, вероятно, произошло от звуков ливня.

Перун, даритель дождя

Миф, в котором Перун побеждает гадюку и выпускает захваченные воды, не единственный, который говорит о том, что владения Перуна не ограничиваются военными и что это божество оказывает существенное влияние на растительность.

Ритуал Додола не исчерпывает арсенал средств борьбы с засухой в дохристианском славянском регионе. В Латвии на протяжении веков после крещения Перуну приносили жертвы, чтобы вызвать дождь; Ему должны были принести в жертву черную телицу, черную козу и черную курицу. Церемония включала также ритуальное пиршество и переливание пива в костер, посвященный Перуну, после трехкратного обхода вокруг него. Однако, учитывая цвет жертв, можно усомниться в том, что эти молитвы возносились Перуну — как ураническому божеству он должен был отдавать предпочтение жертвам светлого цвета. Черный цвет соответствует хтоническим божествам, в том числе Велесу , известному заботой о сельскохозяйственных продуктах .

Отгоняя гадюку

Существовал также обычай, наблюдавшийся в Сербии, согласно которому в ночь с 21 на 22 июля мужчины собирались вокруг костра, обнажались и под танцы и осуждающие крики пытались отогнать гадюку, несомненно, гнездившуюся в местность (подозревалось, что он выбрал в качестве любовницы окрестную женщину). Эта гадюка должна была пить воду из облаков. В этом ритуале мы можем распознать элементы мифа о Перуне, отгоняющем змею и выпускающем воды , а дата этого ритуала предполагает связь с Перуном.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие