23 сентября Содружество Славия отметило Таусень у курганов вятичей в Петрово-Дальнем, куда был перенесен в прошлом году запис с купальского поля. Таусень — праздник осеннего равноденствия, приходящийся на Бабье лето, на завершение сбора урожая.

Западные славяне в Арконе праздновали его как праздник Свентовита, в котором Нидерле и ряд других исследователей отмечают восточнославянского Сварога, бога Небесного Огня-Света, но приобретшего воинственные функции, в связи с постоянными боевыми действиями ругов. Мы отмечали этот праздник как начало перехода, как открытие дороги светлым Богам в Ирий, когда открывается возможность и людям перейти по мосту Свентовита в его храм, чтобы встретиться на пиру с Богами светлыми с предками достойными на этом празднике урожая. Размыкается же этот мост на Сварожки, когда сам Сварог, новое годовое Коло сковав, уходит последним в Ирий светлый, оставляя за собой воды, скованные льдом.

В празднике приняло участие 14 человек, участников Кола Славии и гостей: Чудь, Николай, Рамень, Катя, Любомир, Верея, Коловрат, Ксения-Елена, Любава, Ирина, Наталья, Марья (руководитель общины "Родник Марены", Ваня, Дмитрий.

Первая группа, приехав готовить праздник, обнаружила, что прежняя большая поляна, где не раз проводилась Купала, теперь огорожена полностью под коттеджный поселок, место проведения прошлого Таусеня оказалось занято туристами. Поэтому выбрали место у курганов, у записа, который в прошлом году был перенесен к Предкам, водрузили красно-черный флаг Славии. Через полтора часа приехала вторая группа, и совместными усилиями подготовили краду для праздничного огня.

Священный Огонь Таусеня неожиданно вспыхнул от искры, высеченной креслом в руках Раменя, и это послужило зачином к празднику. Зажгли от этой искры краду Световиту с традиционным заговором Огню-Батюшке, представлением собравшихся и кратким рассказом о сути праздника. Следующий круг чаши был посвящен Земле-Матери, одарившей нас богатым урожаем в этом году. А уж особенно яблоками. И третий круг чаша пошла в честь предков.

После этого Любомир предложил Ване провести людей тропами навьими, нехожеными в тридевятое царство, чтобы приобщившись к миру предков, выйти к мосту Свентовитову. Да и посох, посланный Ване по воздуху Раменем, явился, как сокол нашел руку хозяина доброго. Предложение это не испугало никого, и с песнями, которые завели Верея и Чудь, прошли мы в глубь леса. Здесь Чудь перегородила тропу и предложила проводить птиц в дальние края. А для того сыграть в игру народную, сказку-скоморошину разыграть. Часть участников была превращена в волков, а остальные — в гусей. Гуси попытались прорваться сквозь заслон на голос волхва, но прошли через это испытание лишь двое — Ирина и Марья. С благословением проводили мы птиц перелетных в края дальние. Другие же гуси стали оборотнями и поступили на службу к Бабе-Яге. Тут Чудь разыграла скоморошину про Гусей-лебедей, что утащили у сестренки Аленушки братишку Иванушку. Когда дети были освобождены, то и гуси улетели от Яги и бросились догонять своих собратьев. А людей Чудь направила далее, к мосткам Свентовита.


Проводник завел народ в Навье царство, и пришлось спасаться бегством от волков-оборотней


Баба-Яга оказалась особой рослой и не очень женственной. Спастись от нее было нелегко

У моста гостей ждала стража волховская, чьими устами сам Свентовит загадки загадывал, а кто отгадал — тот ступеньку на мосту прокладывал для всех. А когда все семь ступеней сложены были, собрали волхвы Свентовиту дань монетами и пропустили ищущих на мост к храму Арконы с дарами в его честь. Так, обойдя курганы, вновь все оказались у огня Свентовитова в его храмовом священном пространстве. Сложили на требнике перед записом пироги и хлеб, сумели спрятать волхва своего Любомира. Урожайный вышел год, знать и следующий хорош будет. Собрали также и личные жертвы Свентовиту от желающих кинуть жребий, получить ответы на свои вопросы.

На первый круг чашу пустил Любомир в честь Свентовита, и пошла она под громовые удары Раменя в шаманский бубен. Славили светлых Богов, уходящих в Ирий. Второй круг был посвящен Перуну, чашу в его честь с заговором пустил Коловрат. Славили Перуна и русских воинов, Землю Родную. А Любомир после этого круга усмотрел на флаге Славии знак белый, вроде сокола. Третий круг повели в честь Даждьбога трисветлого, славили и Ладу, и Богинь-Берегинь, и государыню Макошь, Велеса и Стрибога почтили жертвами за ясность мысли и за содействие в пути трудном духовном. Не забыли и Марену, богиню водной стихии, с чьими водами приходим мы в этот мир и чьи воды уносят нас в мир навий.

После третьего круга Любомир предложил Марье, жрице общины "Родник Марены", славившей Макошь неоднократно на празднике нашем, провести гадание на дощечках. Каждый, кто личный дар понес Свентовиту получил ответ на вопрос свой: кому сбудется — не минуется. А в завершении обряда спели песню Вереи "Славься, Аркона!"


Волхва, как положено по традиции, успешно спрятали за пирогами


"Вокруг леса обошли, жука черного нашли" таким образом мужчины выразили свое восхищение лучшей исполнительнице народных песен


Из леса вышли по тем же мосткам

После того перешли к трапезе, беседам и песнопениям. Еды было много, так что все не съели, повезли домой освященную пищу, снова перейдя через мостки, уже в обратный путь. День был теплый и ясный, осень-царица радовала глаз чарующими красками. И вся неделя после того вышла добрая на погоду.

Фотосъемка — Рамень

Заговор на бабье лето (поется протяжно, и одновременно проводится обход снопом, собранным на Пожинках, или испеченными к празднику пирогами)

Овсень, овсень!
Покосился пень -
На ненастный день.
Ходим, бродим,
Сноп последний носим.
Вам соломки пучок,
А нам солнышка клочок.

Слава Богам! Слава Земле-Матери!

Поиск

Журнал Родноверие