Пришли дни Солнцеворота, а с ними и один из самых удивительных праздников — Карачун (самый короткий день и самая длинная ночь) и вслед ему Коляда — встреча обновленного, растущего Солнца.

Длительная осенняя погода и сопутствующие ей затяжные хлопоты и суета привели к тому, что Коляда подкралась как-то незаметно. Но Содружество Славия встретило ее во всеоружии, начав подготовку еще в ноябре.

Уже четвертый год мы отмечаем этот праздник у кого-нибудь в гостях, выходя на ночь в ближайший лесопарк. На этот раз гостеприимной хозяйкой стала Надежда — Чудь. Еще днем Любомир, Лучезар, Верея, а также Тур из Липецка приехали на север Москвы для подготовки праздника. Волей судеб выбранное ими место оказалось тем самым, где весной 2004 года "Славия" готовила совместно с "Истоками" встречу Маслены. Лучезар и Любомир заготовили дрова, принесли жертву Велесу, чтобы принял гостей по-доброму в ночь. Тем временем вокруг Москвы уже вихрились метели, а в столице лишь слабо сыпал влажный снежок, и лишь к ночи слегка приморозило.

Свечерело. Чудь с Вереей выпекли обрядовые пироги, и тут, за общей беседой и пением колядок, настало время, назначенное для встречи гостей. Среди приглашенных оказались, кроме участников Содружества Славия, несколько новых людей, а также гости из других языческих объединений: Круга Языческой Традиции (Община "Родники Марены"), ССО, община "Родолюбие". Всего в празднике приняло участие более 20 человек. А на ночь в лес решились пойти 17 человек: часть новых людей уехала до полуночи.

После знакомства гостей накормили, напоили, но баньки не затопили и спать не уложили, а усадили затем в круг и предложили не больше не меньше, как выложить перед всеми скрытую часть своей сущности, наделав из груды принесенного по просьбе организаторов тряпья маски, а также внести свой вклад в увеличение рождаемости и творческого потенциала нашей страны, посредством изготовления и дальнейшего применения шелапуг — фаллических дубинок для устрашения нечисти и роста солнечной, плодородной мощи.

Собравшиеся усердно погрузились в работу, а между тем подтягивались отставшие, и последние гости успели появиться как раз перед выходом в лес. Процессия потянулась по улице, распевая колядки и народные песни. Дрова для костра были заготовлены на одной из полянок, где некогда участников масленичного праздника встречали Бага Яга да Леший, задавая им хитрые загадки.

Пока складывался костер, Верея попросила участников поговорить мысленно со своими предками, получить их позволение на участие в действии, попросить их о помощи и обереге. Надо помнить язычникам, что польза при том случается взаимная: и людям живым счастья и знаний больше дают Боги, если они через предков своих просят, и самим предкам больше почета и уважения в мире духов, если помнят о них потомки и обращаются к ним с почтением.

Когда разгорелось пламя, стали читать славления огню. Первым заговор огня стал произносить Лучезар, который более года до того не был на больших языческих праздниках, проходя службу в армии. Вернулся бодрым и энергичным, и сразу помог поднять внутреннюю жизнь в "Славии", внести в нее свою долю веселья и энергии. За ним произнес славления Любомир, и пустил чашу по кругу. По правую руку от него встала Берегиня Крада Велес, пришедшая к нам в гости сразу после завершения другого, внутреннего обряда. Она произносила в конце каждого круга сильные, звучные славления, немало украсившие ритуал. Да и все участники искренне славили Огонь-Батюшку Богов Родных и Предков, призывая его помочь в обновлении солнечных жизненных сил, устоять в борьбе с тьмой.

Второй круг принес участникам обряда более всего испытаний. Его предстояло пройти в масках, обретших к этому моменту более всего навьей силы. Верея предложила всем желающим выразить, если они хотят, послание от духов. Такое послание решились громко передать в результате она сама и Любомир. Это были презрение и насмешка к окружающим. Озорство и агрессия духов были прекращены волшебным действием шелапуг. Жрецы сняли маски, вернулись к собственному облику и немного погоняли навий дух из остальных, возвращая жизненную силу и веселье.

После третьего круга славления Любомир возжег и поднял на шест осьмиконечное огненное Коло — символ восходящего Солнца.
В конце ритуала из костра достали главное полено — бадняк, и Любомир, а вслед за ним другие мужчины, принялись высекать из него искры, чтобы распространить плодородную силу на все концы света. Потом Любомир, по обычаю, отколол от бадняка множество лучин всем желающим, для хранения от лиха, а остаток вручил хозяйке дома.

Праздник сопровождался также пением песен, шутками и играми, исполнением личных обетов, а то и нечаянными происшествиями, выдающими игры разбуженных навий. Верея принесла в ходе ритуала, вспомнив бывшие до того неприятности, свидетельство перед Богами, что "Славия" может сделать что-либо нескладное или по ошибке, но не по злому умыслу.

Навьи личины были принесены в жертву огню. Не ради полного сожжения скрытых и опасных свойств души каждого из нас, а ради их соединения с общим потоком жизни, с ее священным пламенем, соединяющим нас в единое гармоничное целое. Вслед им была отправлена также в дар Яриле гигантская шелапуга, дабы разбудить в нем щедрость и неутомимость. Участники славили Богов, Предков, Землю Родную; поминая Велеса и Марену, призывали зиму вступить в полную силу и уберечь снежным покровом силу нового зарода.

Когда догорело Коло, колядовщики заметили, что около костра лежит одна из отпавших развилок, и в ее очертании они отчетливо рассмотрели руну, означающую защиту от зла.

Когда обрядовый огонь стал угасать, тронулись в обратный путь. В гостеприимном доме нас ждал честной пир и дружеская беседа. Дождавшись утреннего света, все вместе вышли на улицу, обнаружив заснеженную землю, радуясь зимней погоде. Восславили Даждьбога и под мягким "новогодним" снежком отправились по домам. Добрый, суматошный, по-настоящему домашний праздник оставил в душе у многих веселую усмешку и надежду на лучшее.

Впереди долгая зима, которая властно заявила свои права после Коляды, и теперь наверстывает упущенное. Даждьбог с Ярилой в высоком Ирии лишь наращивают новую, народившуюся силу. А по Земле Родной победно шествует Мороз с Мареной, сковывают воды, укрывают землю с преждевременными осенними всходами. Наводят порядок во временно заброшенном хозяйстве. Да и нам, родичи, того же желают.

Поиск

Журнал Родноверие