День Перуна, 21-22 Червня, Лето Святослава 1043 (22-23.07.07 ХЛ)

Первоначальная программа поездки на день Перуна включала заезд и экскурсию в Приокско-террасский заповедник, где обитают зубры, затем посещение места предполагаемого Дедославля и выезд до расположения старорязанской археологической экспедиции, с которой была предварительная договоренность о проведении экскурсии.

Зубр — это и есть Бык-Тур, один из тотемных животных, олицетворяющих Перунову мощь, поэтому мы очень хотели посетить это место. Однако, собравшись поутру, в заповедник решили не ехать, чтобы не распылять силы и энергетику. Даже при таком сокращении маршрута мы поняли, что оказалось недостаточно времени, чтобы вжиться в это сильное место, Старую Рязань.

*Всего нас в субботу утром в Москве собралось 9 человек: Любомир, Рамень, Волх и Лиска, Дмитрий и Юля, Маша из "Родника Марены", Лена из Зеленограда, Коловрат. Обряд в честь Перуна также был поддержан:

- участниками Славии, оставшимися в Москве,
- двумя нашими женщинами, участниками новгородской археологической экспедиции, на Перыни в Новгороде — древнейшем святилище,
- в Волгограде на алтаре Дыя провели обряд наши друзья — олимпийцы из религиозной группы "Лига освобождения разума",
- в Новосибирске нас поддержала женщина, письмо которой приводится в этом отчете.
- липецкой общиной Славии "Лада" и клубом ратоборцев, которые провели обряд Перуна на день раньше, а в воскресенье к нам из липецкой общины Славии доехал Тур вместе с тремя ратниками и воинским оружием, освященным в предшествующий день.Т.е. география распределения силы обряда была очень широкой. В Старой Рязани собралось 9 человек из Москвы и 4 из липецкой области.

В поисках легендарного Дедославля.

Одно из предполагаемых мест расположения легендарного Дедославля, столичного центра вятических племен, находится в междуречье Цны и Оки. Как известно, вятичей неоднократно пытались силой подчинить централизованной власти и навязать христианство, а они сохраняли родовые порядки жизни и вечевое самоуправление, ожесточенно сопротивлялись, несколько раз поднимали восстания. Место это хорошо защищено поворотами Оки и старицами (к настоящему моменту осушенными в основном).

Есть историки, которые в качестве этого места предполагают с.Дединово близ Тулы, там найдено городище, которое может быть причислено к древним святилищам. Однако в период жесткого сопротивления вятичей христианизации и централизации вряд ли указанное место могло быть местом вечевых сборов. Слишком уж оно незащищенное. Вопрос о местенахождении Дедославля остается открытым, мы осмотрели еще одно из возможных мест.

Вот некоторые данные историков:

Никольская Т. Н. Земля вятичей. М., 1981, рис. 46, с.130-131

В Дедославле собиралось общеплеменное вече вятичей. Возможно, что княжеским центром вятического союза племен был город Корьдна (Городня??? близ Тулы), резиденция "князя князей", а религиозным центром -- городище с многозначительным именем Дедославль в одном дне пути от столицы

Тимощук В. О., Русанова И. П. Славянские святилища...

У летописных вятичей был город Дедославль, который отождествляют с с. Дединовым близ Тулы. Здесь известно городище, которое в свете приднестровских
открытий тоже может быть причислено к святилищам. Городище представляет собой часть широкого мыса, отрезанную от плато коротким валом. Размеры городища 60X175 м. В южной части площади городища имеется широкая, расплывчатая возвышенность 51, возможно, являвшаяся капищем. Раннего культурного слоя на городище нет.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь. М., 1983, с. 262

О вече в Дедославле говорит киевская летопись XII в. Зимою 1147 г. черниговские князья Давыдовичи "съзвавша Вятичи" к Дедославлю. Подробнее по недошедшим до нас спискам об этом повествует В. Н. Татищев: "Давидовичи, пришед, Дедославль взяли... (и)... остався в Вятичах, созвали старейшин" и уговаривали их воевать со Святославом Северским; далее у Татищева приводится отсутствующая в летописи речь вятических старейшин, отказавших черниговским князьям в военной помощи. Вполне возможно, что местом, где представители вятичей обсуждали вопросы мира и войны, было Дедниковское городище, не являвшееся обитаемой крепостью, а представлявшее собою подобие днестровских городищ-святилищ с их капищами на возвышении.Передаю слово Раменю об этой части поездки.

О поселении в этом междуречье я впервые наткнулся в книге Вадима Бурлака “Таинственные вёрсты Московии”

И давным-давно загорелся идеей там побывать. Однако Бурлак указывает (возможно специально) не совсем то место, которое наиболее подходит для поселения, да и до междуречья там ещё ехать 16 километров… А тут Любомир предлагает ехать немного не туда, но по карте место для обороны и поселения подходит идеально. Естественно, мой личный интерес к этому месту резко возрастает, как, собственно, и энтузиазм. Точно название места упоминать не буду. Пусть изучают книгу Вадима Бурлака. А кто там побывал – и так знает.

Прибываем и обнаруживаем великолепные пляжи, огромный полуостров, отсутствие комаров и невероятное количество высочайшей крапивы, что по Сергею Алексееву якобы переводится, как “растение, тянущееся к Солнцу и пьющее его ”. Спорно, но – красиво. В общем, что-то нас всех одновременно потянуло сквозь это солнечное растение напрямик, как на аркане. Проверили направление биолокационным методом (причем, несколько человек подряд) – направление оказалось верным. В результате, также независимо друг от друга, обнаружили некое открытое и свободное от травы место, которое нескольким людям одновременно показалось местом Общего Вечевого Костра вятичей.

Постояли, мысленно помянули и отправились проводить основной обряд к ещё одному удивительному месту этого полуострова – огромной стелле в виде меча, увитого дубовыми листьями, посвящённой воинам-героям, победителям в Великой Отечественной Войне. Всем одновременно это место показалось наиболее подходящим для проведения обряда и поминовения героических Предков. Которые, как потом обнаружилось в луховицком краеведческом музее, не допустили на свой полуостров даже ордынцев! Так что место действительно оказалось священным, и эта священность так и не прервалась на протяжении веков.
Перебравшись на пароме через Оку, мы распрощались с гостеприимным Междуречьем. И дух Вятко остался с нами в шелесте волн и криках чаек.

Перебравшись через реку, мы оказались в огуречной столице Московии – луховицком районе.

Как я уже сказал, мы посетили краеведческий музей, познакомились с белоомутскими древностями, в том числе и ликом каменного Чура, обнаруженном в районе неолитической стоянки. Пополнили запасы продовольствия и покинули этот район в направлении Рязани.

У Старой Рязани в гостях.

Из Луховиц, столицы огурцов, закупившись там дополнительно провиантом в "Копеечке", мы направились прямо к Старой Рязани. Красивые места встречались на пути, в том числе видели огромный естественный амфитеатр, образованный холмами, где могло бы уместить вече и в миллион человек, видели пару мест вдоль дороги, напоминающих строением древние городища. Миновали два понтонных моста на пути через Оку: после Троицы и Спасск-Рязанского. На некоторых картах путь через Оку после Спасск-Рязанского обозначен как паромная переправа — теперь это понтонный мост.

Мост этот периодически отодвигают, чтобы пропустить суда, а потом ставят на место, он же изгибается как змий при этом. Переправившись через Оку, спросили у людей, где стоят археологи, и нам сразу указали на церквушку направо от моста, рядом с ней находится палаточный городок. Я, будучи в народной рубахе, прошел в лагерь, сразу встретил очаровательную девушку Олесю, которая лихо командовала готовкой ужина, и вывела меня на руководство экспедиции. Нам разрешили встать рядом, провести обряд поблизости, помогли с дровами.

Расположились лагерем на месте одной из сторожевых башен у старорязанской дороги. Рамень водрузил вятический флаг, поставили палатки, начали трапезничать с шашлыком при закате.

Вот что пишет о смысле красно-черного флага Рамень:

Позволю ещё одно отступление и ещё одно возвращение к книге Вадима Бурлака. Согласно описанным им старинным легендам у вятичей было два священных цвета – КРАСНЫЙ – цвет восходящего Солнца и цвет пролитой крови и ЧЁРНЫЙ – цвет родной Земли, политой этой кровью Предков и цвет углей родного очага, который нужно защищать от веку и доныне. Исходным фактом возникновения этого вятичского символа было спасение вождём Вятко “смоляного” (чёрного) турёнка и “червонного” (красного) рысёнка, которые впоследствии стали его друзьями и соратниками до конца дней.

Тем временем наползла огромная туча. Тут наши мнения разделились: одни призывали Перуна пролить дождик сейчас, чтобы Перун не колотил градом посевы потом, дал собрать урожай, другие просили обойтись без дождя, без грозы и молнии. Тем временем дождик закапал, забрались в палатку всемером, поместились бы и все девять, но пока я с Дмитрием доедал шашлык снаружи, дождик и закончился.

Вот впечатления Раменя об этой ночи:

Ночь была освещена кострами – на горе и под горой. Как символами единства Огня Небесного и земного (подземного). На вершине холма – наш костёр с разговорами о звёздах, Богах, Путях людей… А внизу – с песнями археологов, на их обычном месте отдыха.

К нам из лагеря археологов подошел один из волонтеров, Драгомир, который на форуме нашем бывает. Договорились о сотрудничестве. Потом появился огнедышащий Пашка, да стал керосином огненным дышать, а как дыхнет, то и говорит: пятьдесять рублей с вас, ребята, за мой фокус. Мы же его в ответ угостили от нашего стола, напоили, да предложили отдохнуть на печку на тепленькую, на кроватку на тесовенькую, на перинку на пуховенькую, в общем, подружились. Маша же пошла купаться в Оку, а пока купалась, один из местных жителей увидел одежку и решил спасать Машу, в результате она сама его "выловила" в речке и привела к нам знакомиться.

Зачин к перунову обряду мы сделали в ночь около 23 часов, начав с заговора и жертвы Огню-Сварожичу, вспомнив всех Сварожичей. Почтили память павших воинов, стоявших насмерть за Родную Землю, за Правду, в гости их пригласили. Перун — Бог, покровительствующий воинам, правителям, Бог воздаяния врагам и тем, кто нарушает справедливость. К этой темной стороне Перуна мы обратились в ночь, просили его быть нам в помощь, а воинов, павших за дело праведное, тела которых срослись с землей старорязанской, просили вернуться в Явь, укрепить Род наш. Удары бубна Раменя гремели как гром над древним городом, лились над Окой, над старицами и заливными лугами, над скошенными полями и собранными стогами к самой Проне, впадающей в Оку вдали. Предки слышали нас: ведь рядом, через дорогу, находился погост и древнее святилище. Просили мы Перуна и предков наших защитить посевы, не трогать их градом и ливнями. И вот к концу обряда туча громовая отошла, и звездное небо стало над нами.

После обряда продолжили трапезу, часть людей улеглась спать, а Лиска, Любомир, Лена, Коловрат и подошедшая от археологов Олеся дождались первых петухов. Правда до восхода оставалось еще более полутора часов, и к нему вышли трое: Лена, Коловрат и Любомир..Мы взошли на высокий вал бывшей стены Старой Рязани как раз к тому времени, когда заря раскинула свои крылья. Просили Зарю-Заряницу отворять ворота Солнцу и проводить его в путь дальний.

И только Любомир это сказал, как первые лучи пробились сквозь дымку и верхушки деревьев у горизонта. Колесница Даждьбога понеслась вскачь на верхушками дерев, поднимаясь все выше и выше. Славу Даждьбогу, основателю Рода нашего, произнесли мы, просили его своим светом явить Благо и Правду нам, потомкам своим, просили отпустить в Явь из мира Нави воинов, павших за Родную Землю и Правду, кто хочет из них вернуться в помощь нам.


Утро было тихим… Над городищем висело одно-единственное облако в форме… огромного пера, как бы освящая этот перунов день. Лагерь спал так, что можно было стрелять из пушки – не разбудишь. Только вяло колыхалось в слабом ветре вятичское знамя.

К 10 утрам все уже встали и искупались, покушав, собрались на экскурсию к 12 часам. Но прежде связались с Ириной и Леной на Перыни, с Лучезаром в Москве, провели чашу по кругу в честь Перуна, завязав в один узел все места, где наши друзья параллельно вели обрядовые действия. Ирина и Лена затем отправились в Медвежий угол под Новгородом, а мы пошли на экскурсию.

Экскурсия по Старой Рязани.

Экскурсию по старому городу вела зам. начальника старорязанской арехеологической экспедиции Елена Владимировна Буланкина. Несмотря на обилие статей в интернете, некоторые вещи можно почувствовать, только глядя на само место, общаясь непосредственно с археологами. Мы увидели раскопы древних жилищ, раскоп собора Бориса и Глеба, раскоп вала крепостной стены. Место это после разорения Батыем оставалось малозаселенным до настоящего времени и археологам есть где развернуться в этом лесостепном заповеднике. Скульптор Василий Клыков установил на этому месте памятный знак в честь Кирилла и Мефодия.

Вот некоторые вопросы, которые остались у меня. Наш экскурсовод-археолог не смогла их снять в беседе со мной..

1. Считается, что Рязань была форпостом христианизации на востоке Руси. Среди захоронений археологи не обнаруживают признаков захоронений славян-язычников, хотя есть отдельные находки, которые говорят о сохранении некоторых языческих обычаев, но не похоронного.Так наши археологи считают захоронение христианским, если покойник лежит лицом с востока на запад и без сопровождения различных предметов, которые хоронились с покойным для продолжения им бытовой и/или воинской жизни в ином мире. В этот же период существования древней Рязани находят рядом могильники, относимые к финно-уграм, в которых много предметов, отправляемых с покойным в иной мир по языческим обычаям. Прямым доказательством, что это христианское захоронение, могло быть помещение нательного креста или иного предмета христианской обрядности, но странным образом таковых предметов в христианских захоронениях в этот период.вовсе не обнаруживают. Только с XVII века нательные кресты появляются в могилах. Сейчас же это обычное дело — класть с покойным иконки, нательный крест и ряд других важных для него предметов.

Сомнение в этой позиции вызывает принимаемое нашими археологами за аксиому ненасильственное принятие христианства свободными людьми. К тому же как обнаруживают археологи, многие могилы находятся под домами или на них другие могилы. Население древней Рязани, согласно последним археологическим данным, не было укорененным. Это была крепость, которую поставили как плацдарм, и от него шло дальнейшее расселение.Плацдарм этот неоднократно разрушался, население в таком месте менялось существенно. Одни люди погибали или уходили на новые места, другие приходили и замещали их на этом месте. Потомки первых поселенцев с большой вероятностью поселялись уже в другом месте, или их не оставалось на этом же месте. Этим может быть объяснен факт, что на старых могилах ставили сооружения или делали новые могилы. Ведь просто некому было позаботиться о могилах предков. Т.е. я выдвигаю гипотезу, что люди в древней Рязани жили в основном вахтовым методом, соответственно, они умирали в основном не своей смертью, а хоронили их те, кто оставался в живых или приходил на это место по службе заново. Поскольку христианские священнослужители и монахи с большей степенью вероятности оставались в живых, да князь был христианским, то и похороны умерших в основном совершались не по язычески, хотя бы и хоронили язычников. К тому же вряд ли языческих священнослужителей допускали в этот город для совершения похоронного обряда, поэтому у населения был выбор — либо они соглашаются на похороны по христиански, либо они должны выезжать с покойником загород и там проводить обряд по языческим с возможной угрозой расправы за нарушение княжеского и церковного запрета.

Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу может анализ демографического состава захоронений. В пользу моей гипотезы будет явное преобладание мужских захоронений, меньшее число женских и детских захоронений, существенное преобладание захоронений с признаками насильственной смерти. К тому же, свидетельства, что Рязань во время нашествия Батыя обороняло население в 8 тысяч человек, что очень мало для такой обширной по периметру крепости (на это обратил внимание Рамень), говорит в пользу того, что текучка населения в Рязани была очень сильной.

2. Наши археологи, придя к выводу, что Рязань была плацдармом славянского расселения и христианизации, тем не менее убеждены, что город возник как результат стихийного переселения людей, самообразовавшись на удобном торговом пути. Князь просто пришел на уже действующее городище, где была интенсивная торговля, и принял решение сделать именно здесь крепостные стены, сделать этот город своим княжеским центром.

Побывав на этом месте, ощутив его, я могу предположить, что такой город и в такой краткий исторический срок невозможно было образовать стихийными усилиями произвольно расселяющегося населения. Т.е. место для города, как плацдарма колонизации, было заранее разведано, подобрано исходя из долгосрочных мотивов, заранее были собраны материально-финансовые средства для его расширения и укрепления крепостными валами, заранее были собраны люди, готовые отправиться туда на службу-поселение. Древняя Эллада, да наверное, и Рим, и Византия, создавали подобные колонии-плацдармы путем решения в одном центре. В Афинах, скажем, собиралось народное собрание, оно принимало решение, что появилось много молодежи и ее надо куда-то расселить, отправлялись разведчики, подбирали места. снаряжалась экспедиция из этих молодых поселенцев и воинов, которая основывала колонию-плацдарм. И первые десятилетия, пока колония не начинала жить полностью самостоятельно, метрополия поддерживала эту колонию питанием, средствами и воинами, выслуживавшимися там определенный срок. Весь этот процесс строился по определенной технологии, хорошо известной древним, финансово просчитывался, планировался.

Территорию Древней Руси называли страной городов, Гардарикой. Почему же мы должны считать, что все они возникали исключительно благодаря стихийному движению крестьянского населения? Итак, моя гипотеза состоит в том, что процесс создания городов-форпостов славянского расселения был столь же технологически проработан, планировался и обеспечивался людьми, как в древней Элладе, Риме или Византии. Так, если исторический источник говорит, что смоляне отказали князю, будущему основателю Рязани, в том, чтобы встать под его руку, то можно предположить, что они ему предложили взять лишнюю молодежь и сесть с ней князем в другом месте. А вечевое решение выделило под эту экспедицию необходимые средства и решило, кто пойдет за князем. Так же могли принять решения другие племена об участии в создании этого форпоста славянских племен на востоке Руси. Вот мы и находим в Рязани свидетельства .пребывания там людей из самых разных славянских племен.

3. Как я уже говорил, Рамень обратил внимание, что 8 тысяч человек не могло принципиально оборонить такой город. Однако как это можно проверить, как смоделировать ситуацию обороны и нападения, насколько мы можем доверять числам, которые указывают в летописных источниках? Из общения с археологами, я понял, что никто толком не измерял, не моделировал, сколько требуется средств.и людей, мастеровых для строительства города-крепости, подобной Рязани.

Полагаю, что понимание такой экономики древнего градостроительства очень важно для понимания всей динамик развития Древней Руси. Эта проблема ждет еще своего решения.

Познавательная была экскурсия. А потом до нас с приключениями добрался Тур с друзьями из Липецка, опознав наш лагерь по флагу. И немного перекусив, мы провели заключительный обряд Перуна.

Завершение обряда Перуна

Мы взошли на высокую городскую стену над лагерем, где до этого встретили восход Солнца, сложили вместе оружие, которое у нас было, возложив его к огню, создавая единство нашего коло и нашего оружия. Взожгли Огонь и принесли требы. Славили Перуна, и Велеса, их союз воли, силы и мудрости. Cлавили Землю-Мать и пахарей русских, отдельную чашу вознесла жрица Марены той богине, с водами которой приходит и уходит жизнь. Славили всех Сварожичей, род Даждьбога, славили воинов русских и братский союз с финно-уграми, на священных местах которых находится Старая Рязань.

И почтили Перуна и предков павших тризной, поединков ратников и стенкой, заключив тризну мужским танцем.

Рамень: Звенели мечи, блестел шлем, свистели булавы. Вместе с ними провели и последний в тот день обряд на вершине большого холма, Ветер и Солнце постоянно давали знаки, отзываясь на обращения в коло. При этом тишине окружающего Мира не мешали даже громовые перекаты бубнов.

Коловрат в честь Перуна возгласил гимн, который я привожу ниже:

Как во той землице во Рязанской, на городище стародавнем, да на бережку Оки-матушки сходилися, собиралися трижды три друга верных, трижды доброй "Славии". Собиралися да сходилися на то свято, на Перуново, Громовержеца небесного, дабы славушку и почести воздать Грозне-Батюшке и дружине славной Его:

Станем мы, внуки Даждьбожьи
Перед дубом Перуновым,
Перед каменем заветным,
Возречём таковы слова:
Перуне!
Вми призывающих Тя!
Славен, и триславен буди!
Огня, оружья да хлеба роду дажди,
Громотворенье яви,
Прави над всеми, тще изродно!
Тако бысть, тако еси, тако буди!
От Кола — до Кола!
Истинно и вовек!
Слава Перуну!
Слава! Слава! Слава!
Приди, приди, Перуне,
Приди, приди, Грозне,
С силами Своими -
Громами гремучими,
Огнями палючими,
Молниями жгучими!
Приди, приди, Перуне,
Приди, приди, Грозне,
Во огне яром,
Во свете ясном!
Землю-Мать озари,
С Алатыря-каменя огонь воскреси,
Кресалом Своим миру благо неси!
Славися, славися Перуне!
Славися, славися Громе! Гой!

Сходилися, собиралися трижды три друга верных, трижды доброй "Славии", дабы Предков хоробрых восславити, что до смертушки, до последней капли кровушки на окраине Руси-Матушки главы буйные сложили, да не дрогнули сердца их перед ворогом, Батыем лютым. И рек Батый пред вратами рязанскими: "Отворяйте вы, гой рязанский люд врата кованы града вольного! Привечайте вы, гой рязанский люд царя нового, царя грозного, данью доброю! Не то днеси вам да со смертушкой в огне-пламени повенчатися!" Отвечал рязянский люд, да Батыю лютому: "Ни отцы, не деды наши дани ворогу не платили, да в рабах, в позоре не ходили. А за честь, за Землю-Матушку помирали, буйной главою да на травушке почивали. Так и мы мечом аль смертию сохраним добру честь свою!" И бились молодцы да старцы-удальцы к боеви дерзи: один проти тыщи, а двое проти десяти тысяч, да не устрашились, полегли со братиею в чести-славии.

Так восславим же почивших Предков наших хоробрых хлебом да сурьей в братине посолонь, во славу Земли-Матушки и Рода, во славу Перуна-Громовержца! Восславим же славного да хороброго богатыря рязанского Евпатия Коловрата, не ведающего страха да в боеви дерзого! Восславим же нынешних защитников Отечества нашего, да закалятся сердца их аки булат во кузни Сварожьей силой ярой, да бесстрашьем! Славися, славися Перуне! Гой!

И снова призвали воинов, павших за нашу Родную Землю и за Правду, вернуться в Явь, в род наш, встать с нами в той борьбе, которую мы ведем, в борьбе за Родную Землю, за право быть в Ладу со своей землей и со своими Предками, за право жить по Правде.

Тем временем под Волгоградом на алтаре Дыя и в Новосибирске наши друзья поддержали нас синхронными обрядами. В Волгограде был небольшой дождь, но туча быстро разошлась. А вот в Новосибирске была сильная буря, Перун метал громы и молнии, видно гневаясь на преступление, совершенное против экологического лагеря в Ангарске.

Вот что пишет об этом Аня Булгакова, которая поддерживала наш обряд в Новосибирске:

Здравствуйте, Любомир!

У нас накануне с пятницы 19 вечера зарядили дожи и грозы, так страшно гремит .. всю ночь просила Перуна отвести град, у нас не было хоть и обещали, в области был град с куриное яйцо.

Вчера я малину собирала и начался дождь , ливень, просила чтоб града не было и град буквально начавшись закончился, всю ночь страшно гремело , но несмотря на ливни которым мы рады и благодарны :), ягоду не побило, хотя я вымокла до нитки за пол минуты...

и все же что могут означать страшные грозы, я такое видела один раз в детстве только.... молнии просто не перестают долбать по полю напротив окон.... в городе 2 тополя молнией под корень сломало, у нашего дома две черемухи, в городе дом от молнии сгорел частный и,честно довольно страшно когда полночи просто мы даже засекли гром не прерывался ни на минуту за пол часа, правда это уже под утро и далеко... гнев или.....? поясните... если по вашему мы прогневили чем то Перуна.. как примирение совершить... может ли это быть от того что давно замысленный алтарь откладываю, додумываю, часто делюсь со Сварогом и Велесом, к Перуну не обращаюсь, отношение к вере ни с кем не разделяю, держу при себе...

Я ответил Ане следующее:

Люди давно гневят Землю-Мать, но она-то терпеливо сносит наши ошибки и ждет, когда человечество образумится и вырастит до сознательного состояния. А Перун, защитник ее, не скрывает своих чувств, выражает этот гнев в усиленным варианте, зачастую с перебором. Таков уж у него характер. Это гнев — не лично по отношению к вам, а по отношению ко всем, кто губит Родную Землю. А когда Перун хочет наказать кого-то, он не задумывается на тем, что при этом могут пострадать рядом неповинные люди. Обратите внимание, что буквально недавно под Ангарском нацисты разгромили экологический лагерь, избили арматурой и битами многих его участников, а одного человека убили. Есть Перуну на кого гневаться.

Алтарь же вы правильно делаете, обращаясь к Сварогу и Велесу, Перун здесь вам не помощник. Вы можете его почтить в алтарном убранстве листьями дуба, кусочком коры или ветки дуба, особенную сакральную ценность представляют кусочки дуба, в которого попала молния. Достаточно положить их на алтарь, помня Перуна.

Я думаю, что в нашей ситуации надо прежде всего делиться любовью к Роду, к природе, к Родной Земле, к родной культуре во всем ее многообразия, начиная с древнейшей культуры. И тогда нашу веру разделят, хотя бы ее и назвали как-то по другому и молились по другому. Будет хорошо, если вы найдете способ делиться не только с дочерью, но и с другими детьми этой любовью. Мы могли бы вам подсказывать литературу и сайты, достойные внимания, поскольку сейчас есть много разных попыток фальсифицировать нашу древнею историю и веру.

Старая Рязань — удивительно сильное место, которое так и дышит Силой наших предков. Желательно было бы там постоять хотя бы два полных дня. На многое еще хотелось бы взглянуть, многое прочувствовать.

Посещение таких мест людьми, которые любят свою страну, бережно относятся к истории и культуре. Очень важно, чтобы место это сохраняло свою силу, чтобы исследователи-археологи и государственные органы чувствовали, насколько их работа важна для общества.

Благодарю всех участников этого действия; и тех, кто был с нами, и тех, кто поддерживал нас собственными обрядовыми действиями, и тех, кто гостеприимно принял нас в Старой Рязани. Особая благодарность нашим славным водителям: Хомяку, Волху, Раменю — и их боевым машинам.
Да будет им зеленый свет и гладкая дорога без гаишников и пробок!

В ходе подготовки к обряду и в дни его проведения липецкая община и Коловрат освящали именем Перуна оружие. Я помог им в составлении соответствующего заговора. Знаю, что и другие язычники проводили подобный уряд.

Летопись составил Любомир со товарищи

Фотосъемка: Волх, Коловрат, Любомир, Рамень

Слава Перуну!

Слава воинам-защитникам Родной Земли и земледельцам нашим!

Слава Велесу, помогавшему нам в дороге!

До новых встреч, Старая Рязань!

Поиск

Журнал Родноверие